Китайцам поставят рожки

Омская макаронная фабрика намерена продвигать бренд «Добродея» за рубежом
Омская макаронная фабрика намерена продвигать в Китае свой бренд «Добродея». Компания планирует поставлять в китайские торговые сети около 300 т макаронных изделий в месяц. К выходу на внешний рынок компанию подтолкнул рост собственных производственных мощностей и жесткая конкуренция за российского потребителя. Эксперты сомневаются, что сибирские макароны смогут легко конкурировать на полках китайских магазинов с европейскими и местными производителями.

Российские производители макарон примеряются к китайскому рынку для сбыта своей продукции.

Омская макаронная фабрика запланировала расширение рынков сбыта продукции. Сейчас компания ведет переговоры о выводе на рынок Китая макаронных изделий. Как рассказал „Ъ“ менеджер по внешним рынкам предприятия Андрей Мамонов, начать поставки в Китай компания планирует с нескольких контейнеров в месяц и постепенно довести ежемесячные объемы до 200–300 т. «В конце осени 2016 года мы пустили на предприятии новую линию по производству макаронных изделий мощностью 1,2 тыс. кг в час. Инвестиции в ее установку превысили $1 млн»,— сообщил он. Сегодня мощности омской фабрики по производству макаронных изделий — 2,5–2,7 тыс. т в месяц, а потенциальный рост — более 3 тыс. т.

ОАО «Омская макаронная фабрика» основана в 1970 году. В ассортименте компании более 30 наименований макаронных изделий. В 2015 году фабрика произвела 19,3 тыс. т макаронных изделий. Выручка компании составила 1,3 млрд руб., чистая прибыль — 81 млн руб. По данным «СПАРК-Интерфакс», крупнейшие владельцы компании — Райнгольд Райнгольдович Фрик (37,31%) и Райнгольд Александрович Фрик (33,7%).

По словам Андрея Мамонова, увеличение производственных мощностей компании планировалось в связи с растущим спросом на продукцию. Однако экономическая ситуация в стране изменилась: цены на продукцию выросли, а конкуренция между участниками рынка резко усилилась. «Фабрики также нарастили свои мощности, на рынок выходят новые производители, в том числе иностранные. Легкая жизнь участникам рынка вряд ли будет обеспечена в ближайшей перспективе. Сегодня нам нужно резко увеличить рынок сбыта по макаронным изделиям»,— сказал господин Мамонов. По его оценкам, выход на китайский рынок — хорошая возможность диверсифицировать сбыт. «Выйти на внешний рынок можно с меньшими затратами, чем расширить свое присутствие в соседних регионах»,— отмечает он. Последние два года компания поставляет в Китай муку — 200–300 т в месяц. «Она реализуется через оптовые каналы и традиционную розницу. С макаронами сложнее: в Китае они не так популярны, как в России, и продаются в основном в торговых сетях. Надеемся, что через взаимодействие с ними наладим регулярный сбыт макаронных изделий»,— пояснил Андрей Мамонов.

По словам директора компании Skylex Consulting (Гонконг) Людмилы Федоровой, в среднем себестоимость поставки 20-футового контейнера с одним видом продукции, включая стоимость логистики и стоимость товара, составляет $15–30 тыс. Многие китайские торговые сети заинтересованы в поставках российской продукции, которая считается экологически чистой и пользуется большим спросом, отмечает она. По ее данным, интерес к китайскому рынку также проявляют «Макфа» и «Ресурс» (ТМ «Увелка»).

По данным управляющего АО «ВЭД агент» Александра Дегтярева, в 2015 году экспорт продуктов питания из Сибири в Китай вырос более чем в 40 раз, до $60 млн. В 2016 году этот рост продолжился, считает он. По оценкам господина Дегтярева, минимальные инвестиции для самостоятельного выхода на китайский рынок составляют от $1 млн.

Эксперты сомневаются, что русским макаронам удастся легко завоевать китайский рынок. По оценке заместителя гендиректора компании «Алтан» (ТМ Granmulino) Ольги Карюкиной, вывод продуктов питания на китайский рынок — непростой процесс. «Для этого нужно получать соответствующие квоты, сертификаты и т. д. Мы планируем со второй половины 2017 года начать поставки муки на китайский рынок. Затем, возможно, начнем поставки и такой „экзотики“, как классические макаронные изделия». По ее оценкам, такая продукция может пользоваться спросом в мегаполисах. «В провинции классические макароны вряд ли будут востребованы»,— полагает она.

Рынок макаронных изделий в Китае — на стадии зарождения. Потенциальная свободная ниша на рынке Китая — хорошая возможность для отечественных производителей, говорит аналитик консалтинговой группы «НЭО центр» Елена Коростиева. По ее данным, по объему импорта макаронных изделий в Китай лидируют итальянские производители (18,9 тыс. т в 2015 году), на втором месте Южная Корея (8,9 тыс. т), Россия импортировала в Китай в 2015 году 0,3 тыс. т.

Российские производители макарон примеряются к китайскому рынку для сбыта своей продукции. Фото Николая Цыганова

Оксана Павлова