Кit-car: игрушки для взрослых

Не можешь обладать лучшим, сделай лучшее из того, чем обладаешь. Эта поговорка стала хорошим утешением для многих автолюбителей. А любители kit-car давно восприняли эти слова как неизменное руководство к действию — созданию автомобилей, некогда ушедших в историю.

Когда нет денег на настоящий Lotus, Cobra или старый классический автомобиль, остается только обзавестись их «репликами». Выбор здесь просто бесконечен. Kit-car — это своего рода автомобильный конструктор для взрослых, собрав который на базе «донора», можно получить репликар — удивительный гибрид, сочетающий в себе современные технические достижения (двигатель, трансмиссия и прочая техника заимствуются у современного автомобиля) и совершенные формы автомобилей 30-60-х годов. Готовый kit-car — игрушка яркая, заметная, эдакий механический экстраверт, диктующий своему владельцу соответствующий стиль поведения. Собственно, сама индустрия kit-car основывается на желании автолюбителей приобщиться к эксклюзиву, лишенному самой неприятной «эксклюзивной» черты — исключительной дороговизны.

Впрочем, это хобби также требует немалых затрат. В 70-е годы в СССР наблюдался настоящий бум «частного автомобилестроения» — немало автолюбителей пытались «построить» себе машину. Причиной была вовсе не нехватка средств, а то, что уже тогда советский автопром был сказочно далек от народа. Удивительно, но государство всячески поощряло подобное творчество! То есть, с одной стороны, самодельщики шли против системы, пытались выделиться, не хотели быть похожими на окружающих владельцев ВАЗ и ГАЗ, а с другой — их показывали по государственному телеканалу и писали про них газетные очерки. Конечно, по-настоящему красивых и технически современных «самодельных» машин было немного, но они все же были.

В современной России и сегодня находятся смельчаки готовые создавать что-то эксклюзивное, но все же большая часть поклонников репликаров пользуется услугами фирм по производству кит-каров, создан даже российский клуб любителей подобных авто — Replicar Classic. Франция, Германия, Великобритания, Канада и США — вот основные поставщики исторических «автоконструкторов». В списке «производимых» автомобилей такие известные модели, как Porsche 356 (образец 1954-1958 годов), Lotus Super Seven (образец 1973 года), Chevrolet Corvette (образец 1953 года), легендарная Cobra 427 (образец 1964 года) и масса других автомобилей, которые оставили свой след в истории. На Западе kit-car — это хобби, которым увлекаются фанаты всех возрастов.

Процесс создания кит-кара, в общем, стандартен. К примеру, для создания Chevrolet Corvette образца 1953 года берется шасси с агрегатами от стандартного современного Corvette, и на эту основу крепятся пластиковые кузовные панели, имитирующие старую версию авто. Интерьер полностью повторяет салон ретро-автомобиля. В рекламных проспектах кит-наборы, как и положено, предлагаются по смешным ценам. Например, прайс-лист на Cobra 427: кузов — 1995 фунтов, рулевая рейка — 147 фунтов, комплект тормозов 380 фунтов, гудок электрический — 21 фунт 30 пенсов и так далее. Не надо обольщаться дешевизной, лучше потрудиться внимательно прочитать весь список предлагаемого. Смех закончится, когда вы узнаете, что вам придется дополнительно самому изготавливать разного рода рамки, уплотнители, навесные элементы, без которых автомобиль уже будет «не тот». В таком подходе, впрочем, есть и неоспоримое преимущество перед серийным автомобилем: свое творение автор знает досконально, до последнего винтика.

Самый дешевый kit, претендующий на то чтобы называться комплектом (включающий в себя детали кузова, ходовой, а также двигатель), обойдется в сумму не меньше $15-20 тыс. Заказать набор из заграницы особого труда не составляет: в Америке, Англии, Австралии существуют сотни фирм, специализирующихся на сборке реплик и производстве «китов» — Encore, E.R.A., De Clerq, Donkervoort, Apal, и этот список можно продолжать бесконечно. Можно также приобрести кит-кар «с рук», в западных автомобильных журналах достаточно часто встречаются объявления о продаже таких автомобилей.

Если фирма предлагает собранный конструктор, это уже replicar. Создатели подобных авто справедливо решили, что как не всем доступен Porsche 1963 года выпуска, так не каждому любителю нужна его точная копия. В результате вольная вариация на тему классического раритета предлагается по цене в десятки раз меньше цены оригинала.

Впрочем, приключения кит-каров не заканчиваются и после сложного процесса сборки. Наступает момент оформления и регистрации самого транспортного средства. Во всех цивилизованных странах регистрация реплики сводится лишь к элементарному инструментальному контролю, но у нас все гораздо сложнее. Кроме сертификатов фирм-производителей кит-наборов, приходится добывать и сертификаты в НАМИ, а потом проходить дотошный контроль в ГАИ, где репликары откровенно недолюбливают, поскольку не знают, что это такое.

Вообще-то, зарегистрировать кит-кары можно и как самоделки. Процесс оформления практически не изменился с советских времен, и все бы хорошо, но… у самоделок существуют ограничения по объему двигателей. Самые бесхитростные автолюбители решают эту проблему просто: вовсе не регистрируют творение рук своих. В этом случае «репликар» переживает удивительный опыт реинкарнации: с автомобиля-донора снимаются двигатель и необходимые узлы и ставятся на раму «кита». Вместе со всеми номерами донора (двигателя в том числе). В техпаспорте фотографии машины нет, так что к документам придраться будет невозможно. Останется только одна проблема: терпеливо и регулярно доказывать инспекторам ГИБДД, что привлекшая их внимание машина — вовсе не Lotus, а обычный Opel Vectra.