Кино в клубе

Иркутянам прививают любовь к документальным фильмам
Стартовавший по всей стране Год российского кино в Иркутске стремительно набирает обороты. С начала февраля в городе на различных площадках начали действовать два новых киноклуба, где регулярно обещают показывать документальные фильмы, в том числе местных режиссеров. Публика пока реагирует благодарно — на каждом показе полные залы, а после активные обсуждения увиденного.

Важно, что большинство показов, проходящих в иркутских киноклубах, для зрителей бесплатны, а значит редкое документальное кино действительно стало ближе.

Как известно, большое количество кинозалов вовсе не говорит о богатом выборе. Кинотеатры в своей массе по-прежнему предпочитают показывать кассовые голливудские картины, порой создавая у публики ощущение, что другого кино в мире не снимается. Что говорить о фильмах местных режиссеров, тем более документальных: единственный их удел — участие в небольших кинофестивалях, где их увидит весьма ограниченное число зрителей. Эту проблему в Иркутске решают созданием киноклубов, которые с открытием Года кино стали появляться как грибы после дождя.

Иркутский дом кино 3 февраля запустил на своей площадке проект под названием SiberiaDOC, направленный на развитие независимого авторского кино в Сибири. Под «независимым» в данном случае подразумевается свобода автора снимать то, что интересно именно ему, не учитывая потребности зрителя. Руководителем проекта является красноярский режиссер Николай Бем, именно он будет предлагать фильмы для показа в Иркутске, как это делается уже в Красноярске и Новосибирске.

an4970605Первой картиной, которую увидели иркутские зрители, стал фильм-эссе известного французского режиссера Криса Маркера «Письмо из Сибири», снятый в 1957 году. Второй показ состоялся 17 февраля — публика могла посмотреть серию короткометражных документальных фильмов различных режиссеров, снятых на общую тему «Следы Будущего» специально к 20-летнему юбилею Швейцарского кинофестиваля Visions du reel, существующего с 1969 года. На следующей встрече, которая состоится 2 марта, покажут фильм «Сказка ветра» 1989 года голландца Йориса Ивенса. Несмотря на то, что фильмы, предлагаемые к просмотру SiberiaDOC, мягко говоря, не очень современны, для своего времени они были настоящим открытием в мире кино и мало демонстрировались с тех пор. Например, в «Сказке ветра» рассказывается, как уже 90-летний кинорежиссер отправляется в Китай за своей детской мечтой — поймать ветер.

Как говорят в доме кино, репертуар киноклуба отбирается по фестивальному принципу и будет постоянно обновляться. В него будут попадать фильмы как современные, так и старые, ставшие уже классикой документального кино в Европе, но, увы, еще не знакомые нашей стране.

Некоторые фильмы были переведены на русский язык специально для подобных показов, то есть российские зрители этих картин еще не видели. Впрочем, киноклуб SiberiaDOC может стать площадкой для премьерных показов молодых авторов.

Еще один клуб, посвященный документалистике, запустил Иркутский областной краеведческий музей. Инициатором проекта выступил Восточно-Сибирский фонд поддержки кинематографии «Матера» в сотрудничестве с Гильдией неигрового кино и телевидения, который предложил показывать в отделе истории музея документальные фильмы, связанные с краеведческой тематикой. На первом показе, состоявшемся 11 февраля, зрителям представили картину Юлии Бывшевой «Уходящие голоса», снятую в прошлом году.

Первая встреча прошла в присутствии не только режиссера, но и героини картины. Фильм рассказывает об известном иркутском лингвисте и этнографе Галине Афанасьевой-Медведевой, которая много лет занимается созданием уникального Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири. Съемочная группа во главе с Юлией Бывшевой проехала вместе с собирательницей более 40 деревень, чтобы застать последние отголоски прошлого. После показа зрители делились своими впечатлениями об увиденном, а Галина Афанасьева-Медведева рассказывала более подробно о своей работе и жителях тех деревень, которые ей удалось посетить.

Следующая встреча Иркутского киноклуба при краеведческом музее состоится 25 февраля в 18.30. Иркутяне смогут посмотреть картину режиссера Дмитрия Семибратова «Эффект рения», рассказывающую о невероятном открытии месторождения самого редкого в мире металла — рения в кратере вулкана на Курильском острове Итуруп и о захватывающей экспедиции 2013 года, в рамках которой знаменитый ученый-вулканолог Штейнберг проверяет свой смелый метод добычи рения из вулканического газа.

an4970604Киноклуб Иркутского отделения Молодежного центра Союза кинематографистов России под названием «Кино в Тренде» начал свою работу еще до наступления в России Года кино. В концепцию этих встреч, проходящих в Trend Bar в 130-м квартале, входит знакомство иркутян с иркутскими кинематографистами и показ их работ. Так, клуб открывался в декабре прошлого года творческим вечером, посвященным иркутскому режиссеру Борису Шунькову, ушедшему из жизни в 1995 году. На этой встрече был показан его лучший фильм «Наваждение» — поэтическая документальная лента, снятая об Иркутске и его жителях. 16 февраля состоялась очередная встреча во славу иркутского кинематографа. Ее героем стал легендарный оператор Восточно-Сибирской студии кинохроники Евгений Корзун, начавший свой творческий путь в 1959 году и до сих пор продолжающий снимать документальные фильмы. За долгие годы он успел снять множество фильмов, многие из которых удостаивались призов различных кинофестивалей в Азии и Африке, Франции и Польше, Испании и Германии, а также по всему Советскому Союзу.

В начале мероприятия Иркутский областной кинофонд показал небольшой фильм-очерк «Один день со съемок Евгения Корзуна» — о том, как работает оператор сегодня, снятый в прошлом году для киножурнала «Земля у Байкала». Сам же Евгений Корзун поделился воспоминаниями о веселом и непростом времени работы в Восточно-Сибирской студии кинохроники, представил новую книгу своих воспоминаний «Кинохроникер», а также показал зрителям свою картину «Про тех, кто курит, пьет и матерится» 2004 года.

Важно, что большинство показов, проходящих в иркутских киноклубах, для зрителей бесплатны, а значит редкое документальное кино действительно стало ближе.

Антон Кокин