«Керамистика» на Байкале

В соавторстве с живым огнем
Всероссийский художественный симпозиум «Байкал-КераМистика» уже во второй раз собрал мастеров авторской керамики со всей страны на острове Ольхон, чтобы они могли обменяться опытом, провести мастер-классы и творчески поработать на пленэре. 24 художника-керамиста из Иркутска, Красноярска, Хабаровска, Москвы, Самары, Рязани, Перми, Нижнего Новгорода и Новосибирска преследуют общие цели — популяризировать искусство керамики, повысить свой собственный профессиональный уровень, воспитать вкус зрителя, правильное отношение к авторской художественной керамике и создать в Прингарье музей современной керамики.

На открытой площадке острова ольхон художники со всей россии создают композиции на различные тематические и образные сюжеты, декоративную скульптуру, которые могут украсить не только любой интерьер, но и музейные площадки. Фото Евгения Козырева

Остров Ольхон, поселок Хужир, открытая площадка невдалеке от Сарайского пляжа. В двух больших шатрах работают художники. Сосредоточенно они создают свои авторские композиции на различные тематические и образные сюжеты, декоративную скульптуру, которые могут украсить не только любой интерьер, но и музейные площадки. Между большими художественными работами шутливо создаются игрушки, различные музыкальные инструменты типа окарины или джазового инструмента kazzu. За плечами всех мастеров, съехавшихся на второй художественный симпозиум «Байкал-КераМистика», — не только профессиональное образование, но и своя школа, традиции которой они невольно привезли с собой на берега Байкала. «Даже в одной и той же технике, например лепке из пласта, каждый художник работает по-своему, и это очень интересно и познавательно, — рассказывает одна из организаторов симпозиума, представитель Иркутской региональной общественной организации «Творческое объединение художников-керамистов» Татьяна Ерошенко. — И наша идея как раз состоит в том, чтобы создать на Байкале площадку, на которой могли бы встречаться художники-керамисты разных школ и направлений, обмениваться опытом и учиться друг друга. Что мы и делаем уже второй год подряд».

Некоторые художники основу своих работ изготавливают на гончарном круге, а потом дорабатывают вручную: сплющивают, долепливают, соединяют между собой разные детали. Таким образом, получаются оригинальные изделия — необычной формы вазы или кувшины, декоративная скульптура, малая пластика. Галина Сметанина из Рязани работает именно так: сначала гончарным способом она изготовила вазу, но потом, сплющив один край, сделала из нее тело птицы. Отдельно слепила голову, и получилась декоративная скульптура, которая к тому же является свистулькой. Благодаря довольно внушительному размеру и интересному строению она издает глубокий низкий звук, который керамист с удовольствием демонстрирует, выдувая из птицы незамысловатую, но душевную мелодию.

Москвичка Ольга Хан в последнее время больше специализируется на бронзовой скульптуре, что отражается на ее работах из глины, которые ее коллеги называют «некерамичными». «Это потому что я использую всякие тонкие детали, хотя в чашках, например, тоже ручки тонкие — не знаю, почему это некерамично», — негодует она. Впрочем, некоторые ее работы, например, серия птиц, выполненных в авангардной манере, похожи на настоящие маленькие скульптуры, они даже сделаны специально так, чтобы казаться бронзовыми.

— Кто-то работает в технике жгута — когда изделие выполняется из тоненьких полосок глины, раскатанных в жгутики и соединенных между собой; кто-то использует технику пласта: основой служит раскатанный пласт глины, из которого рождается композиция. В общем, почти все техники формообразования, которые сегодня существуют в современной керамике, у нас здесь представлены разными художниками, — рассказывает Татьяна Ерошенко.

Галина Сметанина из Рязани окончила знаменитое Строгановское училище, которое теперь носит название Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова — одно из старейших в России художественных учебных заведений в области промышленного, монументально-декоративного и прикладного искусства и искусства интерьера. Что интересно, приехав на симпозиум, она встретила на Байкале бывшего однокурсника по Строгановке — Юрия Малыгина из Самары. Не сговариваясь, оба решили принять участие в симпозиуме керамистов и впервые увиделись спустя 25 лет после окончания учебы.

— В России таких проектов пока еще нет, мощно работает подобный симпозиум на Украине в Опошне, в Бобруйске в Белоруссии, в Латвии, в Японии, где керамика является одним из самых традиционных видов искусств; проходят встречи художников в Европе. В России проходит очень много фестивалей гончарного искусства, но керамика — это не только посуда, горшки, игрушки или свистульки. У нашего проекта совершенно другая направленность и другая задача. Мы создаем не утилитарные вещи, а произведения, которые могут занять достойное место в современном интерьере, на художественной выставке или в музее, — говорит Татьяна Ерошенко.

Электрический обжиг сейчас мало кого интересует — там все запрограммировано, предсказуемо, а вот эти переливы перламутровые, кракле, подтеки, наслоения, которые получаются только при живом обжиге — этого-то мы и ждем, когда закладываем работы в бочки. Тут огонь наш соавтор. Мы никогда не можем предугадать, что выйдет в результате обжига, и в этом заключается волшебство

В прошлом году симпозиум был проведен впервые, без серьезной поддержки, но сразу же доказал свою состоятельность и необходимость. «Участники приезжали на Байкал за свой счет и на самом деле рисковали, потому что ехали неизвестно к кому и неизвестно куда, и я очень благодарна им за доверие, — рассказывает Татьяна Ерошенко. — Но результат превзошел все ожидания. Получилась великолепная выставка, которая вызвала большой резонанс». Было решено продолжить проект, и в этом году организаторам — Татьяне Ерошенко, Сергею Пуртяну, Павлу Ермакову и Лидии Лось — удалось заручиться финансовой поддержкой Министерства культуры России и регионального министерства культуры и архивов. Благодаря этому организаторы смогли оплатить дорогу приглашенным гостям, организовать рабочую площадку и приобрести материалы для работы. В частности обеспечить на территории симпозиума качественный обжиг изготавливаемых изделий, что является очень важным фактором для создания работ из керамики. Многие участники, по их собственному признанию, приехали на Байкал не столько за общением и красивыми видами Ольхона, сколько именно за живым огнем.

Возле больших палаток, в которых идет творческий процесс лепки, — несколько железных бочек, изнутри покрытых толстым слоем специальной огнеупорной ваты. Именно в таких самодельных газовых печах происходит обжиг будущих произведений искусства. С помощью горящего пропана температура внутри бочки доводится до тысячи с лишним градусов по Цельсию, пока не начинает плавиться эмаль, которой заранее покрывают изделия. После этого их вынимают и бросают в опилки, кору или шишки, которые тут же вспыхивают. Этот способ обжига называется «раку» и берет свое начало в древней Японии. Зрелище невероятно эффектное, а результат — уникальный.

Эффект получается непредсказуемый — как поведет себя краска от взаимодействия с внешней средой, насколько ярко проявится рисунок, украшающий то или иное изделие — в этом главное таинство такого способа обжига.

— Самое главное, за чем мы все приехали сюда, это живой огонь, — рассказывает Юрий Малыгин. — Дома такой обжиг делать невозможно. Я вообще в первый раз только здесь попробовал этот способ. В электрической печи, конечно, таких эффектов добиться невозможно, такое спекание черепка великолепное, на поверхность выходит шамотная крошка, песок, создавая дополнительный декоративный эффект, фактурность.

Собственно ради вот этого непредсказуемого результата керамисты и съехались со всей России. «Электрический обжиг сейчас мало кого интересует — там все запрограммировано, предсказуемо, а вот эти переливы перламутровые, кракле, подтеки, наслоения, которые получаются только при живом обжиге — этого-то мы и ждем, когда закладываем работы в бочки. Тут огонь наш соавтор. Мы никогда не можем предугадать, что выйдет в результате обжига, и в этом заключается волшебство», — говорит Галина Сметанина.

Результат зависит также и от того, кто будет доставать раскаленные работы из печи. Стоит чуть-чуть замешкаться, и итог может быть совершенно другим. Впрочем, технолога Сергея Пуртяна — главного специалиста по обжигам и одного из организаторов симпозиума, этот ответственный процесс вовсе не пугает. Он настолько уверенно берет щипцами раскаленные докрасна работы, что просто диву даешься — движения его уверенны и точны, за секунды он перекладывает вазы и скульптуры из раскаленной печи в бочку с опилками. Пересыпав изделия опилками, шишками, корой и накрыв бочки крышками, тем самым сбив пламя, керамисты расходятся. Процесс остывания изделий длится от получаса до часа — но и после этого работы можно доставать только в рукавицах. Но мастерам не терпится увидеть свои творения и начать очищать их от сажи и копоти, которыми они покрылись. Как обожглись работы, как прошел процесс восстановления глазури в раку-обжиге, для каждого настоящий сюрприз. Тут и там слышатся восторженные возгласы: «Ух ты! Смотри, как медь проступила!», «Ой, какое кракле чудное получилось!«…

У керамистов полно своих собственных терминов, которые непонятны обычному человеку, далекому от этого вида искусства. Например, кракле — это трещинки в глазурном слое, в которые в процессе обжига заходит копоть и оставляет в ней свои темные следы. «В живописи на холсте трещины носят название «кракелюр» и их, как огня, боятся музейщики и живописцы, а мы от своего кракле просто балдеем, — рассказывает Галина Сметанина. — Благодаря этому изделие становится более интересным и живописным».

Результаты своих двухнедельных экспериментов керамисты уже продемонстрировали на выставке-конкурсе по итогам симпозиума. В музейном комплексе «Окно в Азию» — филиале Краеведческого музея в 130-м квартале Иркутска — экспозиция работала 5 и 6 июля. Итоги симпозиума были подведены тут же — жюри, состоящее из искусствоведов, художников и музейных работников, проголосовало за лучшие работы в нескольких номинациях, а также выбрало произведения, которые по условиям мероприятия остались в Иркутске и пополнили коллекцию будущего музея современной керамики.

— Еще одна цель нашего проекта — создать музей современной керамики. Пока неизвестно, где он будет, и как это все будет выглядеть, — рассказывает Татьяна Ерошенко. — Сейчас мы, как художники-передвижники, музей наш кочует с одного места на другое. В прошлом году мы провели три выставки на различных площадках, а в этом — экспозиция расширится за счет работ этого года и будет выставляться не только в иркутских музеях, но и по региону. Мы хотим не только развивать художественную керамику в Иркутске, но и воспитывать зрителя, который сегодня ориентируется в основном на китайский ширпотреб. Очень многие керамисты уже вынуждены отказываться от своего призвания и уходить в живопись, бронзовую скульптуру, потому что их работы из керамики никто не покупает. На Западе и на Востоке люди понимают ценность авторской керамики и рассматривают ее наравне с живописью и скульптурой, а у нас в России, и тем более в Иркутске, все это не развито, к сожалению.

Выставка авторской керамики, составленная из лучших работ по итогам уже двух симпозиумов, открылась в филиале «Окно в Азию» 7 июля и будет работать до конца лета. В сентябре эта экспозиция переместится в Ангарский музей часов, затем вернется в Иркутск — в Усадьбу Сукачева, а в январе будущего года будет представлена в картинной галерее города Саянска.