«Каждый будет стремиться стать полноправным собственником»

Управление Федеральной службы государственной регистрации по Иркутской области (Росрегистрация, УФРС) переживает одновременно период становления и реформирования. В начале года вышел указ президента РФ Дмитрия Медведева о преобразовании Росрегистрации в новую службу. О новых задачах и перспективах «Восточному Формату» рассказал руководитель регионального УФРС Виктор Жердев.
По словам Виктора Жердева, благодаря осуществляемой реформе люди увидят, что хождения по мукам заканчиваются, и каждый захочет зарегистрировать свое право собственности. Фото Олега Усова
По словам Виктора Жердева, благодаря осуществляемой реформе люди увидят, что хождения по мукам заканчиваются, и каждый захочет зарегистрировать свое право собственности. Фото Олега Усова

Восточный Формат: На каком этапе в нашем регионе находится создание новой структуры государственной регистрации прав собственности?

Виктор Жердев: Процесс создания уже идет. Напомню, что 25 декабря вышел указ президента о создании Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) на базе Федеральной службы государственной регистрации и двух агентств — агентства картографии и агентства кадастра недвижимости. Законодательная база для такого объединенного органа еще создается, но уже идет процесс объединения. Указ начал действовать с 1 марта 2009 года. Руководителем новой службы назначен бывший глава ФРС Сергей Васильевич Васильев. Он в настоящее время формирует центральный аппарат. Одновременно подготовлены и переданы документы в Минэкономразвития, с тем чтобы было принято положение о новой службе и ее территориальных органах.

Мы уже приступили к работе, поскольку в указе сказано: объединение происходит поэтапно, первый этап — с 1 марта 2009 года по 1 января 2011 года. Практически всем существующим территориальным органам дано два года на разбег. Понятно, что невозможно в один момент по всей стране объединить совершенно самостоятельные структуры. Ведь в ФРС одна база данных, в кадастровой службе — другая, надо все это совместить так, чтобы ничего не было утеряно из общей базы данных. Есть много других проблем законодательного и организационного характера. Нам предстоит большая работа.

ВФ: Как отразится создание новой службы на гражданах?

В.Ж.: Процесс объединения служб проводится в интересах граждан. Как правильно заметил Сергей Васильевич Васильев, около 60% функций Росрегистрации и Роснедвижимости дублируется. Объединение даст возможность оптимизировать структуру новой службы, исключить все излишние повторы процедур. Мы создаем единую технологию регистрации, в которой прибавится звено, которое будет изготавливать кадастровые паспорта. Время рассмотрения и прохождения документов уменьшится. Новая служба упростит и облегчит оформление права собственности, сделает его максимально комфортным.

Пока гражданин по несколько раз ходит в Роснедвижимость для оформления кадастрового паспорта, а потом еще и к нам — для оформления свидетельства о собственности.

Нашей целью является создание таких условий, когда граждане смогут сдавать документы в одно окно. Должно быть так — человек один раз сдал документы на получение кадастрового паспорта и получил уже на выходе свидетельство о праве собственности на тот или иной объект.

Это перспектива, которая видна, и мы хотим этот процесс распространить на всю область.

Мы уже сделали первые шаги. С 1 апреля в нашем допофисе по адресу Желябова, 6 размещены сотрудники земельной кадастровой палаты, там идет одновременный прием всех документов в одном месте. На Академической, 70 оборудовано рабочее место для сотрудника земельной кадастровой службы, это окно №9 на первом этаже. Он принимает документы для изготовления кадастрового паспорта. Отмечу, что ранее существовали проблемы с неточностями в изготовлении кадастрового паспорта. При выявлении неточностей гражданин забирал у нас документы и сдавал их по новой. Сейчас мы приняли решение, что документы, требующие доработки, сдаются на Академической, как и на Желябова. Рассматриваются они в ускоренном порядке.

Помимо двух указанных пунктов, у нас есть еще многофункциональный пункт в городе Шелехове, созданный под патронажем администрации, где есть кадастровая палата, специалисты нашей службы регистрации права, там же расположены служба социальной защиты, паспортно-визовая служба. Так все организовано, чтобы граждане могли получать государственные услуги в одном месте. Подобные многофункциональные центры развиваются по всей стране, это положительный опыт.

В нашей области в пяти городах — Ангарск, Усолье-Сибирское, Усть-Кут, Усть-Илимск и Бодайбо — в одном здании расположены регистрационная служба и агентство кадастра недвижимости. Это тоже позволяет нам вести совместный прием и консультации.

ВФ: Как проходит «дачная амнистия» в Иркутской области? Ведь, согласно федеральному закону №93 и закону о «дачной амнистии», регистрация земельных участков является бессрочной, а вот строения на них надо зарегистрировать до 1 марта 2010 года.

В.Ж.: «Дачная амнистия», вероятно, будет продлена до 1 марта 2015 года. Соответствующий законопроект внес в Госдуму РФ председатель Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. Если это решение будет принято, то поток по этой процедуре у нас не только сохранится, но и усилится. Эта тенденция подтверждается нашей статистикой: с начала 2009 года по «дачной амнистии» зарегистрировано 7 223 права, в то время как за тот же период 2008 года — 2 645.

ВФ: Какие перспективы УФРС по Иркутской области вы видите в свете создания новой службы?

Количество зарегистрированных УФРС по Иркутской области прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним по типам объектов в 2007-2009 гг.
Количество зарегистрированных УФРС по Иркутской области прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним по типам объектов в 2007-2009 гг.

В.Ж.: Думаю, что у нас увеличатся объемы работы, так как поток граждан будет расти. Если у нас будет единая цепочка, то процент обращений увеличится. Если ранее граждане получали кадастровый паспорт и могли его отложить до момента обращения в УФРС для получения свидетельства права собственности, то в новой технологии граждане будут получать свидетельство как конечный продукт. Люди увидят, что хождения по мукам заканчиваются, и будут чаще обращаться к нам, ведь каждый захочет зарегистрировать свое право собственности. Гражданин будет стремиться стать полноправным собственником. А собственность можно будет заложить в банк, продать, таким образом, собственность будет активно вовлекаться в рыночный оборот.

Несмотря на некоторый спад в строительстве и выдаче ипотечных кредитов, продолжаются обращения в связи с долевым строительством. Около миллиарда рублей будет выделено по программе расселения населения из ветхого жилья. А это опять работа для нас — граждане, получающие новое жилье, будут регистрировать свои права собственности.

Большие объемы работы перед нами в муниципалитетах Иркутской области. Мы активно проводим дни регистрации. Это выездные консультации Росрегистрации и Роснедвижимости в садовых обществах, районных администрациях. На этих мероприятиях наши специалисты объясняют всю цепочку необходимых мероприятий: куда лучше обращаться, как подготовить документы.

Изменение процентного соотношения регистрируемых объектов недвижимости, первый квартал, %
Изменение процентного соотношения регистрируемых объектов недвижимости, первый квартал, %

Отрадно, что муниципальная власть нас активно поддерживает, мэры прекрасно понимают, что, когда есть учет и контроль, управлять проще. Земля становится полноценным товаром, происходит увеличение доходной базы муниципалитетов. Поэтому власти выделяют своих сотрудников, создают условия для совместной работы. К примеру, в селе Аршан Тулунского района зарегистрированы права на абсолютно все земельные участки, и сделано это при непосредственной помощи сельской администрации, выделившей специального сотрудника для оформления документов. И мы говорим мэрам, что граждане будут только благодарны за предоставление условия для регистрации прав собственности.

ВФ: А в каких еще территориях граждане активно регистрируют собственность?

В.Ж.: Особенно ярко процесс пробуждения интереса к земле прослеживается на примере Усть-Ордынского Бурятского округа, где площадь сельхозугодий из категории земель сельскохозяйственного назначения составляет 33% всей территории. Так,

В 2007 году регистрация права собственности на земельные участки по сравнению с 2006 годом возросла на 65%; в 2008 году рост продолжился и составил 21,9% по отношению к 2007 году.

Эта тенденция сохраняется и в 2009 году. В усть-ордынский отдел активно обращаются те, кто прежде работал в колхозах и при их расформировании получил так называемые «розовые свидетельства» о праве собственности. Многим из таких заявителей хочется передать выделенный земельный участок детям или внукам. Но не меньше и тех, кто хотел бы в качестве полноправного собственника сдать земельный участок в аренду. А интерес арендаторов будет расти: земли в округе богаты своими недрами.

На территориях, непосредственно прилегающих к Иркутску, молодые люди, создавшие семью, но не имеющие надежды заработать в ближайшее время на квартиру, стремятся обосноваться на дачах. Вторую группу активно интересующихся регистрацией прав составляют люди преклонного возраста, решившие передать квартиру детям или внукам, не имеющим средств обзавестись собственным жильем. То есть и финансово-экономический кризис стал для многих стимулом к регистрации прав на землю. Как и во все трудные времена, люди ищут опору в земле.

ВФ: Активное включение земельных участков в правовой оборот ужесточило требования к точности их характеристик, а это влечет за собой увеличение сроков подготовки документов. Как этого можно избежать?

В.Ж.: На смену простому описанию земельного участка приходит межевой план. Большим шагом вперед стало открытие в Ангарске «фабрики» кадастровых паспортов с мощным оборудованием, позволяющим быстро обрабатывать и передавать информацию.

Достижение тут еще и в том, что создана антикоррупционная схема: человек, принимающий решение, не контактирует с заявителем. С 1 января 2010 года начнет действовать институт кадастровых инженеров, с которым многие связывают большие надежды. Это будут, по определению, высококвалифицированные специалисты, и юристы, и геодезисты в одном лице. Они-то и возьмут на себя всю работу по определению правового статуса земельных участков, постановки их на кадастровый учет. А гарантией качества работы станет их собственное имущество.

Александр Иванов

Кто есть кто
Виктор Жердев

Родился 19 марта 1964 года в селе Пионер Красноармейского района Приморского края. В 1996 году окончил Томский госуниверситет с квалификацией юрист. В 2001 году окончил Новосибирскую академию экономики и управления.
С апреля 1986 года по октябрь 2004 года проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях. Начинал работу в отделе вневедомственной охраны при РОВД Кировского района города Новосибирска на должности милиционера. В марте 2001 года переведен в областное УВД на должность начальника отделения маркетинга, в декабре 2002 года назначен на должность заместителя начальника отдела договорно-правовой работы УВО при ГУВД Новосибирской области.
В ноябре 2004 года перешел на работу в органы юстиции. После создания Федеральной регистрационной службы возглавлял отдел по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. С июля 2006 года занимал должность заместителя руководителя УФРС по Новосибирской области. В апреле 2008 года назначен руководителем УФРС по Иркутской области — главным государственным регистратором Иркутской области.
Награжден медалями «За отличие в службе» I, II, III степени, «За верность долгу и Отечеству», знаком МВД Российской Федерации «За верность долгу», памятным знаком ГУВД Новосибирской области «За доблесть», Почетной грамотой Новосибирского областного Совета народных депутатов, Почетной грамотой Федеральной регистрационной службы.