Каждому по трассе

В мае этого года была закрыта единственная в Иркутске трасса для ездовых видов спорта в микрорайоне Университетский. Сейчас одна из строительных компаний Иркутска использует данную территорию под свою застройку. В результате искать новое «пристанище» пришлось сразу трем сообществам: байкальскому клубу мотопутешественников, а также федерациям мотокросса и автомобильного спорта. Первые две организации уже расставили точки над «и» в нелегком вопросе (их трассы разместились в Рабочем и в районе Ершей), а последней это только предстоит.

Трассу делали своими силами: на данный момент построили три трамплина различной сложности, секцию для езды в условиях бездорожья, ровную площадку для отработки различных элементов и многое другое.

«Мы не можем заниматься самозахватом»

В течение многих лет трассой в микрорайоне Университетский совместно пользовались на безвозмездной основе федерации мотоспорта и автоспорта, а также байкальский клуб мотопутешественников. Объект был универсальным — здесь проводились важные соревнования: чемпионаты Иркутска и Иркутской области, этапы чемпионатов и кубков России. Спортсмены и судьи Приангарья имели возможность набраться здесь опыта, повысить квалификацию, получить официальные спортивные разряды и звания. Сюда приходили и новички, осваивающие азы самых динамичных технических видов спорта. В феврале 2013 года на этой трассе прошел первый этап чемпионата России по автокроссу (кстати, федерация этого вида спорта единственная, если не считать прославившейся федерации хоккея с мячом Иркутской области, проводит мероприятия такого уровня), в котором приняли участие сильнейшие спортсмены России. Так как большинство трасс страны подходит только для летних автогонок, объект в Университетском (его можно было использовать в любое время года) обладал неоспоримым преимуществом.

«Конечно, на протяжении десяти лет, во время которых мы пользовались трассой, она устарела, организаторы соревнований планировали провести ее реконструкцию с учетом современных требований (хотя мотоциклистов, по их словам, трасса вполне устраивала — Al), — говорит председатель федерации автоспорта Иркутской области Павел Кириллов. — Сейчас проходит поиск альтернативной площадки. Мы обратились в городскую администрацию и думу Иркутска с просьбой о помощи — пока представители властей нам помочь не могут. В нашем регионе много подходящих мест для новой трассы — в Ново-Ленино, Пивоварихе, в Иркутском районе. Но самозахватом мы не хотим заниматься — нам в любом случае нужно согласовывать свои действия с администрацией».

По словам Павла Кириллова, ситуация осложняется тем, что региональная федерация автоспорта уже подала заявку на проведение первого этапа чемпионата России по автокроссу в 2014 году, который должен пройти в феврале. «Даже если нам по счастливой случайности и подвернется какая-то площадка для его проведения, мы все равно не успеем подготовиться к соревнованиям. Была идея провести этап чемпионата в Шелехове, но трассу в этом городе придется значительно реконструировать — менять там конфигурацию, исполнять все современные требования безопасности. Так что вопрос с проведением этапа чемпионата на территории Приангарья сейчас еще находится в подвешенном состоянии», — отмечает он.

После преодоления трассы не тянет на «подвиги»

Чуть более продуктивно решается вопрос с новой трассой у мотоциклистов. Федерации мотоспорта Иркутской области, которая функционирует при ДОСААФ, был выделен участок под трассу в районе предместья Рабочее. Правда, место выбрано не самое удачное — прямо на болоте. По подсчетам, для подготовки адекватной трассы придется потратить серьезную сумму — порядка 15 млн рублей. Пока спортсмены справляются своими силами — самостоятельно засыпают гравием территорию и посредством застревающего в болоте трактора создают фигуры для мотокросса.

Байкальский клуб мотопутешественников решил пойти другим путем — его инициаторы договорились с центром отдыха «Ерши» о предоставлении участка под трассу и аренде помещения. «Руководство этой компании пошло нам навстречу — мы создали здесь свою трассу и сняли теплое охраняемое помещение с контейнером под мотоциклы. Трассу делали своими силами: на данный момент построили три трамплина различной сложности, секцию для езды в условиях бездорожья, ровную площадку для отработки различных элементов и многое другое. Земляные работы на участке нам обошлись примерно в 100 тыс. рублей. В будущем мы планируем развивать и усложнять трассу», — рассказывает организатор байкальского клуба мотопутешественников Дмитрий Яскин.

По его мнению, представители администрации охотно приходят «засветиться» на различные соревнования по мотокроссу, но реальных шагов навстречу этому виду спорта не делают. «Ситуация, связанная с мотоциклистами, с каждым годом все осложняется — только за первую половину года произошло около 2 тыс. аварий с участием водителей мототранспорта. В основном трагедии случаются с байкерами-самоучками, которых в России более 98% от всех мотоциклистов. В нашей школе мы обучаем грамотному и адекватному вождению, к тому же мы убеждены, что на железном коне нужно ездить по бездорожью, а не по обычным дорогам. Также мотоциклистов часто обвиняют в загрязнении окружающей среды, хотя на самом деле пагубное влияние на природу одного автомобиля приравнено к пяти байкам. В итоге получается, что в нашей стране представителям власти проще что-то запретить, чем реально помочь развитию спорта. Хотя примечательно, что администрации таких городов, как Усолье-Сибирское, Шелехов, Ангарск, Слюдянка, Черемхово, оказывают поддержку спортсменам мото- и автокросса. Например, недавно в Усолье после многолетнего перерыва появилась гоночная трасса. Жаль, что в Иркутске пока до этого не дошли».