Как вы относитесь к ужесточению антиалкогольного законодательства?

Игорь Иванов,

министр по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области

Запрет продажи алкогольной продукции в детские и массовые праздники, а также после 23.00 — это правильные и адекватные меры, которые ограничат распространение алкоголя в первую очередь у лиц старшего школьного и студенческого возраста. Сейчас алкоголизм — это настоящий бич молодежи, особенно проживающей в сельской местности. Наиболее актуальна проблема пивного алкоголизма в связи с доступностью и дешевизной пива, а также с попустительством и продажей несовершеннолетним этого напитка. Пивной алкоголизм — это и удар по генофонду, и деградация, и распущенность населения, и безобразное здоровье, и влияние на репродуктивные способности. Причем, если наркомания распространена преимущественно в крупных городах, то алкоголизм — в первую очередь в небольших населенных пунктах.
Что касается нарушений запретов, то продавцы в погоне за возможностью получения прибыли изобретают самые разные рекламные трюки и уловки, чтобы привлечь к себе психически несформированных молодых людей, наживаясь тем самым на молодом поколении. Я думаю, что эта проблема должна решаться не только силами правоохранительных органов, но и с помощью общественного контроля. Например, если взрослый человек наблюдает картину, как явно несовершеннолетнему подростку продают алкоголь, ему следует как минимум сделать продавцу замечание.
Мой ребенок твердо знает, что закон запрещает употреблять алкоголь лицам до 18 лет и пробовать его нежелательно до своего совершеннолетия, и, несмотря на то, что многие его сверстники уже вовсю пьют пиво, не поддается на это искушение. Родителям нужно уделять большое внимание своим детям, находящимся в переходном возрасте, и быть для них здоровым примером.

Отец Владимир,

настоятель храма Святых мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии, руководитель центра профилактики наркомании и алкоголизма

Насчет такой пагубной беды русского человека, как алкоголизм, я нахожусь в глубоком пессимизме. Из-за алкоголя страна вымирает такими темпами, будто сейчас война.
Я не верю, что власти смогут решить эту глобальную проблему с помощью запретов продажи алкоголя. У русских предрасположенность к алкоголизму на генетическом уровне: у каждого третьего, четвертого человека в нашей стране был в роду алкоголик. Сейчас в нашем центре, который почти всегда переполнен, лечится 40 мужчин в возрасте от 18 до 40 лет. Статистика людей, страдающих алкоголизмом, после введения запретов на алкогольную продукцию, которые, кстати, не везде соблюдаются, никак не снижается.

Владимир Богдасарьян,

генеральный директор НИИ клинической медицины

Алкоголизм — это не только страшная зависимость, но и большая общественная проблема. Если проехаться вечером на машине по городу, то можно увидеть, что возле каждого киоска с алкогольной продукцией толпятся по 30, а то и по 40 человек. В основном это молодые люди в возрасте от 14 до 24 лет, имеющие много свободного времени, но не знающие, чем его правильно занять. Чтобы на эту ситуацию как-то повлиять, были созданы запреты по продаже алкоголя, от которых, на мой взгляд, особого толку нет. Дело в том, что закон оказывает воздействие на крупные магазины и супермаркеты, но на маленькие павильоны и киоски никак не влияет. Выявить там нарушения бывает крайне сложно.
Что касается мнения, что алкоголизм — это болезнь, передающаяся на генетическом уровне, то это великое заблуждение. Предрасположенность к алкоголизму передается больше на психическом уровне — если ребенок постоянно наблюдает картину пьющих родителей, большая вероятность, что он запьет сам. Хотя я знаю людей, выросших в семье алкоголиков, которые совсем не употребляют спиртные напитки.

Александр Откидач,

креативный директор лаборатории бизнес-решений

Я положительно отношусь к подобным инициативам, но не в том формате, в котором они действуют. Потому что у меня не было случаев, когда я при желании не мог купить крепкий алкоголь после 23.00. В магазинах его свободно продают из-под полы. Иногда доходит даже до смешного — супермаркеты вывешивают объявление типа «Закупайтесь заранее, пожалуйста». 1 сентября все желающие так же, как и всегда, употребляли алкоголь в привычном режиме. Нужно ужесточение закона: продал бутылку в запрещенное время — сворачивай бизнес! Только тогда запреты на алкоголь будут действительно работать.

Анна Каправчук,

журналист

Я вижу эту проблему с нескольких точек зрения. С одной из них, сокращение торговли алкогольной продукцией в ночное время — это благо, которое наверняка уменьшит число ночных преступлений и происшествий на алкогольной почве. С другой — этот запрет породит массу новых бизнес-форматов, с помощью которых предприниматели попытаются его обойти. Интернет-магазины и просто ларьки, предлагающие акцию «Купи магнитик и получи в подарок бутылку пива (а то и водки)» работают уже во многих городах России. Во многих местах появилась такая круглосуточная услуга, как аренда бутылки под залог, стоимость которой и составляет цену алкоголя. С третьей — полагаю, что запреты продажи алкоголя «в таре» подстегнут продажи «в розлив», «на вынос» и «распивочно». Если предприниматели-владельцы общепита перестроят свои графики работы и ассортимент, мы увидим и новые форматы — после закрытия магазинов люди будут приходить в общепит не поесть, а выпить. Запрет распития алкоголя 1 сентября, а также в дни и в местах массовых гуляний я, как многодетная мама, считаю оправданным. Но при этом я могу понять недовольство предпринимателей, которые получают лицензию на продажу алкоголя на 365 дней в году и не могут предвосхитить то, сколько дней в году региональные или местные власти посчитают праздничными, и на сколько дней им придется занавешивать витрины с алкоголем.
Не хочу рассуждать о вреде или опасности алкоголя — слишком многогранна проблема, слишком романтизированы «дегустации», слишком много моих знакомых уже скончались от последствий употребления, еще больше личностно и профессионально деградировало. Просто не пью сама и никогда не участвую в проектах, рекламирующих алкоголь, курение и наркотики. Но — учусь изобретательности у маркетологов, умудряющихся на сверхплотном рынке регулярно порождать новые водочные бренды и придумывать небанальные акции по продвижению своего опасного товара.

Яков Воронов,

заслуженный артист РФ, актер Драматического театра имени Н.П. Охлопкова

С новыми законами о запретах алкоголя иногда явно перегибают палку. Один мой друг решил справить 1 сентября свой день рождения, заранее заказал столик в ресторане, и только в сам день узнал о том, что не сможет выпить с гостями за свое здоровье. Конечно, праздник удался и с минеральной водичкой, друг шутил, что прилично сэкономил деньги. Но все мы понимаем, что бывают разные события, когда взрослым людям хочется выпить в приятной компании. К примеру, смотрят болельщики поздно вечером футбол, наша команда выиграла, и им хочется цивилизованно отпраздновать победу бутылкой шампанского. Или у счастливого отца рождается ночью ребенок.
Нужно в первую очередь ужесточать запреты, связанные с продажей алкоголя и сигарет несовершеннолетним. Я живу возле школы и часто наблюдаю, как ученики ходят с бутылками пива, курят, разговаривают на ужасном, наполненном матами и ругательствами языке. Как родитель, дед, а с недавнего времени и прадед, я понимаю, что отношение к алкоголю у детей формируется прежде всего в семье. Если ребенок постоянно видит своего отца и, не дай бог, мать в пьяном состоянии, то, вполне вероятно, что он и сам потянется во дворе за бутылкой.

PDF номера