Как нарастить «тихий экспорт»?

Проект «Южный Байкал» в поисках инвесторов
Говорят, что многие россияне и мировые туристы мечтают побывать на Байкале. Озеро на топовых позициях фигурирует в рейтингах притягательных мест для отдыха. Но вот только разбег между теми, кто хочет, и теми, кто реально приезжает, очень большой. Еще больше пропасть между пресловутым «потенциалом» заработка на туристах и реальным вкладом индустрии гостеприимства в региональный бюджет. Не исключено, что турист «зависает», столкнувшись с проблемой поиска действительно интересных программ и объектов, а также комфортных мест размещения.

Вывести индустрию туризма в Байкальском регионе на качественно новый уровень вознамерился Сбербанк. Заявляют, что осознают все сложности и основательно просчитали перспективы. Большой и амбициозный проект комплексного развития туристического кластера, который банк реализует в партнерстве с правительством Иркутской области, назван «Южное побережье Байкала». К настоящему моменту проект вышел на стадию реализации — ведется интенсивная работа по привлечению инвесторов.

Прежде чем предлагать предпринимателям объекты, в которые стоит вложиться, банк провел серьезную аналитическую работу. Для формирования стратегии развития отрасли было задействовано солидное консалтинговое агентство.

Именно бессистемность представители Сбербанка называют одной из причин той ситуации, которая сегодня сложилась в сфере туризма на Байкале.

«Регион имеет прекрасные туристические активы, но очень жаль, что мы к этому не приложили практически ничего. Это дала нам природа, — говорит Наталья Волощенко, директор управления продаж крупному и среднему бизнесу Байкальского банка ПАО «Сбербанк». — Долгое время в Иркутской области не было стройной системы, задающей туристической отрасли единый вектор движения. Поэтому Сбербанк совместно с региональным правительством и активным бизнес-сообществом, с профессионалами в сфере гостеприимства, взялся и этим летом закончил разработку практической стратегии развития туризма — не только для Иркутской области, а для Байкальского региона в целом, ведь для туриста Байкал един, и приезжающий к нам не делит озеро с точки зрения принадлежности одному или другому субъекту федерации».

По словам Натальи Волощенко, цель стратегии — увеличить срок пребывания туриста в Байкальском регионе, изменить целевую аудиторию (с расчетом на более состоятельного гостя) и увеличить средний чек.

Так сложилось, что на фоне хаотичного развития туризма, как констатировала представитель банка, на Байкал сейчас приезжает не особо платежеспособная аудитория. А инфраструктура развита настолько слабо, настолько не впечатляет портфель туристических продуктов, что «даже те средства, которые турист мог бы потратить, остаются при нем». Проще говоря, особо не на что здесь деньги потратить. Уровень сервиса, который мы оказываем, очень низкий. Достойных мест размещения — по пальцам пересчитать. Что посмотреть, кроме природных красот? Тоже не густо.

Другой момент — часть выручки идет, что называется, «мимо кассы». Не раскроем большой тайны, если скажем, что китайских визитеров в Иркутске и на Байкале довольно часто обслуживает бизнес, организованный их же соотечественниками.

Как бы там ни было, статистика в итоге нерадостная. «Средний турист остается на Байкале на четыре дня, — констатирует Наталья Волощенко. — Этот показатель мы рассчитываем увеличить хотя бы до семи дней. Тогда очень резко вырастет и средний чек. Но сейчас 7 дней нам занять туриста элементарно нечем».

Вот и имеем то, что имеем. Эксперт Сбербанка озвучила, что отрасли, напрямую или хотя бы косвенно связанные с туризмом, в валовом региональном продукте имеют долю менее 1%.

«В нашем проекте предусмотрены ключевые параметры эффективности, — сообщила Волощенко. — Вполне реальным мы считаем практически удвоить туристический трафик в горизонте четырех-пяти лет, с 1,7 млн туристов до 3 млн в год. В разы увеличивать турпоток нам, конечно, не нужно. Здесь, повторюсь, важно качество туриста. Цель — переориентация на обеспеченных гостей. Причем туристско-рекреационная зона на южном побережье Байкала должна быть круглогодичной».

Первые шаги на пути к реальному воплощению амбициозных планов уже сделаны. Осуществлена объемная работа, говорят банкиры. Международная консалтинговая компания Strategy Partners разработала мастер-план стратегического развития региона — «Южное побережье Байкала». Созданы территории финансовых преференций и концентрации инвестиций. Создан пул резидентов в особой экономической зоне «Ворота Байкала», а также предпринимателей, привлеченных АНО «Иркутские кварталы» и индустриальным парком в г. Байкальск. Иркутская область включена в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019-2025 гг. (объем выделенного финансирования составляет 2,6 млрд рублей из бюджетов разных уровней). В ОЭЗ «Ворота Байкала» уже идут работы по реконструкции и развитию сетевой городской инфраструктуры, выполняется благоустройство.

Для резидентов разработаны специальные условия инвестиционного кредитования и банковского обслуживания. Зарезервированы денежные средства по программам поддержки малого и среднего бизнеса. Разработана и внедрена партнерская программа по стимулированию трафика китайских туристов.

Общаясь с потенциальными частными инвесторами, банк, кроме арсенала финансовых инструментов, обещает предпринимателям полное сопровождение проекта на всех стадиях реализации, готовый маркетинговый анализ отрасли, что немаловажно, — помощь в «устранении административных заслонов». В структуре Байкальского банка появился специализированный проектный офис по туризму, его специалисты встречаются с представителями бизнеса, консультируют предпринимателей, разъясняют им возможности участия в процессе создания или обновления объектов инфраструктуры проекта «Южное побережье Байкала».

Предполагается, что объем инвестиций, необходимый для выполнения предложенной стратегии развития туризма в регионе, составит 22,4 млрд рублей.

«Для увеличения количества задействованных в сфере туризма предпринимателей и стимулирования объемов их бизнеса были собраны лучшие практики — и российские, и мировые — по бизнес-моделям, по видам туризма, — рассказала Наталья Волощенко. — Сделаны экономические расчеты — рентабельности, окупаемости конкретных перспективных проектов».

Сбербанк разработал упрощающий заход в проект «коробочные предложения» для малого, среднего и крупного бизнеса. Таких вариантов в настоящий момент более двадцати.

«В нашем проекте есть свободные ниши — и мы с удовольствием примем новых инвесторов, будь то туроператор, владелец сети гостиниц или медик, мечтающий открыть медицинский центр, — говорят в банке. — Чем больше у нас партнеров, тем мы сильнее, тем больше у нас интеллектуальных и финансовых ресурсов».

Ольга Брайт

Кто вложится в цивилизованный туризм?

Редакция сделала выборку нескольких предложений для инвесторов. Срок окупаемости большинства предлагаемых предпринимателям проектов банк обозначает в диапазоне 4-8 лет, но есть и такие объекты, что позволят вернуть вложенное, согласно расчетам, за год-полтора.

Объект Идея Инвестиции
Интерактивный тематический музей Тематический музей — место хранения и выставки предметов, имеющих самобытную историю развития. На интерактивных экскурсиях с гидом посетители смогут не только услышать истории различных предметов, но и потрогать их. На территории музея можно организовать продажу тематической сувенирной продукции. от 4 млн рублей
Сеть медицинских пунктов в «критических точках» Сеть из четырех высококачественных медицинских пунктов — в Байкальске, Листвянке, Слюдянке, Хужире. Услуги каждого пункта включают: оказание экстренной и неотложной помощи, прием и обработку некоторых анализов (например, прием клещей на анализ), некоторые стоматологические услуги, педиатрическое отделение, продажу лекарств. от 7 млн рублей
Смотровые площадки с видом на Байкал Смотровые площадки в наиболее живописных местах, в пешей доступности от которых расположены мобильные объекты питания, сувенирные магазины, туалеты и парковки. Каждая такая смотровая площадка, оборудованная лавочками, стационарными биноклями и навесами от солнца, обеспечит стабильный туристический поток для расположенных в пешей доступности объектов инфраструктуры. Проект может быть совмещен с экологическими тропами, если является частью маршрута. от 8 млн рублей
Эколого-этнические поселения Сочетание сельского туризма (экоферма, свежие продукты) и этнического туризма (часть поселения оформлена в самобытном стиле — для изучения истории, традиций и обрядов). Посещение таких поселений дает туристу возможность изучить быт, традиции и обряды различных этнических групп. от 40 млн рублей
DETOX & SPA комплекс рядом с природными объектами Лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медицинские и оздоровительные услуги широкого спектра, включая программы похудения, очищения организма, общее оздоровление, косметические услуги и т.д. В клинике могут применяться передовые методы диагностики и лечения: вегето-резонансное тестирование, гемосканирование и т.д. от 215 млн рублей
Канатная дорога порт Байкал — Листвянка Пассажирская подвесная канатная дорога гондольного типа между портом Байкал и Листвянкой (расстояние — около 1 км). Вместимость кабинки составит 8 мест. Один из потенциальных подрядчиков — французская компания Poma. от 600 млн рублей
Комплексный туристический продукт «Открой Байкал» «Открой Байкал» — это образовательный лагерь для детей на берегу Байкала, включающий в себя проживание в комфортных домиках, а также ежедневные образовательные, творческие и спортивные занятия. от 2 млрд рублей