Как накапливать капитал — человеческий?

Удержание и закрепление специалистов в регионе — ключевая задача Стратегии социально-экономического развития Иркутской области
На площадке областного Законодательного Собрания активно обсуждают Стратегию социально-экономического развития региона на период до 2036 года. В начале ноября состоялось первое заседание профильного Стратегического совета Иркутской области. Вскоре, на 48-й сессии, парламент Приангарья рассмотрел документ в первом чтении. Вопросов и предложений по доработке прозвучало много. Но, как известно, большой путь начинается с первого шага, и председатель регионального правительства призвал на сегодняшнем этапе закрепить некий базовый маршрут к основным ориентирам, попробовать двигаться по нему. А через три года, с учётом обновившихся реалий, в стратегии можно что-то перечитать и ещё раз выверить.

«Хватит жить без плана»

Нынешняя стратегия социально-экономического развития Иркутской области не первая для региона. Депутаты со стажем помнят, что в 2016 году уже обсуждали похожий документ. Тогда тоже звучали лозунги в духе: «Хватит жить без плана!» Потому вполне объяснима определённая насторожённость парламентариев: случаем, не ту ли самую стратегию сейчас предлагается принять, просто под другим соусом?

Первый заместитель губернатора Иркутской области — председатель правительства Иркутской области Константин Зайцев, выступая 17 ноября с докладом на сессии Законодательного Собрания региона, не стал отрицать: многие ориентиры остались прежними, но всё же «параметры изменили с учётом прошедшего времени и новых вызовов, которые сегодня диктуют общество и экономика».

Иркутской области всё так же важно преодолеть негативную демографическую тенденцию. Проблема снижения численности населения актуальна как никогда. И главный посыл стратегии, по сути, не изменился: она строится вокруг людей, вокруг жителей региона и их потребностей.

Глава областного правительства охарактеризовал не самую радостную текущую ситуацию: «В настоящее время Иркутская область, несмотря на устойчивый экономический рост, является донором — поставщиком человеческого капитала — в пользу центральных регионов России и зарубежных стран. Разработанная правительством Иркутской области стратегия в первую очередь направлена на создание благополучных условий для жизни и закрепления населения в регионе».

Стратегическая цель сформулирована: в перспективе — сделать Приангарье территорией, где «уровень и качество жизни обеспечивают современные потребности человека в развитии и реализации, а жители связывают своё будущее с будущим региона».

Такой ориентир обусловил четыре основных приоритета стратегии: накопление и развитие человеческого капитала, создание комфортного пространства для жизни, сохранение уникальной экосистемы региона, экономический рост и эффективное управление. По каждому из указанных направлений определены существующие проблемы, поставлены задачи и в конкретных показателях оцифрованы критерии результативности. Маршрут к конечным целям разбит на этапы.

Что регион и жители должны получить к концу третьего этапа, то есть к 2036 году? Об этом Константин Зайцев рассказал депутатам, презентуя стратегию перед голосованием по документу в областном Заксобрании в первом чтении.

Снижение бедности в два раза. Что ещё?

Председатель правительства Иркутской области заявил, что в перспективе 15 лет численность населения региона планируется восстановить до уровня 2,4 млн человек. Средняя продолжительность жизни жителей региона должна увеличиться с 69 до 82 лет, а уровень бедности — снизиться с 18% до 9%. Целевой рост внутреннего регионального продукта — в 2,2 раза. Инвестиции в основной капитал рассчитывают увеличить почти в 4 раза.

Что касается развития социальной сферы, то к 2036 году, согласно стратегии, необходимо построить 92 объекта здравоохранения и 347 фельдшерско-акушерских пунктов. В детских садах требуется открыть 12,6 тыс. новых мест, в школах — 51,4 тыс. мест. Строить не менее трёх учреждений культуры в муниципальных образованиях — ещё одна задача. Областному центру планируют организовать концертный зал на 1200 мест, отстроить новое здание театра кукол «Аистёнок» и провести реконструкцию ТЮЗа.

В рамках развития жилищно-коммунальной сферы и инфраструктуры запланировано строительство 19 газораспределительных станций для газоснабжения населения. Кроме того, предполагается на 95,8% обеспечить жителей региона чистой питьевой водой, отремонтировать 9 тыс. жилых домов.

Предусмотрены реконструкция 5 аэропортов, а также строительство 10 причалов на социально значимых и туристических маршрутах. В сфере инвестиционной политики планируются активное развитие государственно-частного партнёрства, разработка пакета стимулирующих механизмов.

Также заострено внимание на задаче, касающейся состояния окружающей среды и природных ресурсов: «к 2036 году необходимо с самого дна экологических рейтингов подняться хотя бы до середины».

Детально всё по приоритетам изложено более чем на 400 страницах объёмной Стратегии социально-экономического развития Иркутской области. Определённо есть что обсуждать и корректировать. В частности, вице-спикер Заксобрания региона Лариса Егорова поинтересовалась: планируя будущее, областное правительство сейчас отталкивается от реалий 2018 года, а данные 2021-го невозможно взять за основу?

В любом случае региональный парламент, чтобы двигаться дальше, утвердил Стратегию в первом чтении. Ранее документ был согласован федеральными органами исполнительной власти и Минэкономразвития России. Но дискуссия будет продолжена. Области нужен реалистичный (!) план развития. Ко второму чтению готовятся значимые поправки. Их аккумулируют до 7 декабря.

От тезисов — к конкретике

Участники Стратегического совета Иркутской области намерены максимально конкретизировать не только приоритеты развития региона, но и проекты, механизмы, которые будут способствовать решению обозначенных задач.

Напомним, что с подачи депутатов Законодательного Собрания при правительстве Иркутской области создан Стратегический совет. Первое заседание этого экспертного консультативно-совещательного органа состоялось 9 ноября текущего года под руководством спикера ЗС Александра Ведерникова и главы областного правительства Константина Зайцева. В состав Стратегического совета вошли 24 представителя разных сфер и хозяйственных отраслей, что позволяет рассмотреть судьбоносный для Приангарья документ под разными углами с профессиональной точки зрения. Половину кандидатур утверждал региональный парламент, половину — правительство области.

Александр Ведерников высказал уверенность, что «богатейший опыт и знания экспертов помогут подготовить качественные поправки, чтобы Стратегия работала на развитие региона, его инвестиционную привлекательность и, главное, на улучшение качества жизни жителей».

«Стратегия развития региона — и как документ, и как механизм социально-экономического развития — должна и создаваться, и реализовываться максимально качественно и прозрачно, — прокомментировала Надежда Грошева, член Стратегического совета, доктор экономических наук, доцент, декан сибирско-американского факультета, заведующая кафедрой стратегического и финансового менеджмента Иркутского государственного университета. — Сегодня формируется важный документ и для населения, и для предприятий, и для потенциальных инвесторов. Наша задача, и как экспертов, и как представителей разных целевых групп, — чтобы были сбалансированно учтены все интересы».

Активный бизнес рассчитывает, что при таком подходе получится не просто стратегия «ради галочки», в соответствии с требованиями Федерации, а перспективный план работы — в тесном взаимодействии предпринимателей, общественности и властей.

Ольга Брайт
Слово — экспертам
Лариса Забродская, почётный гражданин Иркутской области

Создание Стратегического совета — хорошая идея Законодательного Собрания Иркутской области. Уже появились рабочие группы, всё четко. Текст я изучила. Стратегия подготовлена хорошо. Хотя есть предложения по дополнениям — чтобы документом заинтересовалось как можно больше жителей Иркутской области.

Хочу обратить внимание на раздел, касающийся здравоохранения. В этой части документ сосредоточен на стандартных направлениях. Нужно искать новые пути, не только строить в регионе больницы, которые потом «утяжеляют» бюджет. Важно выстраивать работу с частными клиниками, их у нас много. Существуют же международные медицинские кластеры, позволяющие привлекать в отечественное здравоохранение лучшие практики мировой медицины. Например, с 2015 года такой кластер развивается в Сколково.

В рамках медкластера можно построить в Иркутске большой оздоровительный центр с передовыми технологиями. Это по-настоящему прорывной момент: когда ты делаешь что-то соответствующее времени, показываешь высокий уровень, тогда к тебе подтягиваются все вокруг и эволюционирует вся система. Кроме того, центр позволит гражданам получать высококвалифицированную медпомощь в родном регионе, без затратной поездки за рубеж.

Также в числе важнейших тем — благоустройство. Ранее уже неоднократно обсуждалось развитие Цесовской набережной. Готовится проектно-сметная документация на проведение берегоукрепления и благоустройства. Городу — пешеходам, мамочкам с детьми, молодёжи и людям старшего возраста — действительно нужна красивая и комфортная единая прогулочная набережная. Цесовский участок — часть этого маршрута, прекрасное место, где Иркут с Ангарой сливается. Можно этот проект включить в соответствующий нацпроект, это позволит привлечь хорошие ресурсы к реализации большой идеи.

Также не забывайте, что в 2021 году отмечается 25-летие включения озера Байкал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Об этом нужно говорить. В России 11 таких природных объектов. И давно пора хорошенько подумать, как их сохранить. Регион может и должен проявить инициативу, предложить добавить в нацпроект «Экология» раздел о сохранении и популяризации памятников природного наследия ЮНЕСКО. Тем более уже в следующем году именно в России состоится заседание соответствующего комитета.

Кроме того, в 2027 году будет отмечаться 300-летие Иркутской епархии, значимое событие. И вопрос о подготовке к юбилею также можно включить в региональный проект стратегии.

Михаил Сигал, генеральный директор строительной компании «Восток Центр Иркутск»

Стратегия развития Иркутской области на протяжении нескольких лет обсуждалась на разных площадках. Я в своё время этот документ довольно тщательно изучал. Сегодняшняя версия требует некоторой актуализации, надо учесть современную специфику развития региона.

Первое изменение, которое хотелось бы предложить, — усилить комплексную работу правительства в части налоговой резиденции крупных федеральных вертикально интегрированных структур, работающих в Иркутской области. Необходимо, чтобы доходы, полученные такими компаниями в нашем регионе, налоговыми поступлениями пополняли областной бюджет.

Во-вторых, конечно, демографический аспект. Важную роль здесь играет образование. В региональных учебных заведениях разного уровня обучается более 40 тысяч студентов. Нужно стимулировать студентов оставаться в регионе: чтобы они создавали здесь семьи, находили достойную работу, рожали детей. Надо переломить негативный демографический тренд в Иркутской области.

Третье — медицина. Частная. Очевидно, что это один из важнейших факторов, влияющих на уровень, комфорт и продолжительность жизни населения. К сожалению, государственная система здравоохранения устарела и современным требованиям уже не отвечает. Из-за большого количества законов, которые сдерживают развитие медицины, этой сфере тяжело адаптироваться под быстро меняющиеся запросы людей.

И, в-четвёртых, важно развивать туризм на Байкале, что даст приток инвестиций и выручки в региональные бюджеты различного уровня, в том числе это деньги для муниципалитетов. Ключевой аспект в этой области — развитие инженерной инфраструктуры: создание мусоросжигательных заводов, механизма утилизации жидких бытовых отходов, также это инженерная система водоснабжения и канализования. Дороги и вся транспортная инфраструктура тоже, безусловно, базис туризма. И напомню про баланс: смысл цивилизованного туризма — не только для людей сделать отдых комфортным, но и сократить влияние на экосистему. Только такая двухфакторная стратегия приведёт к дальнейшей популяризации региона, к развитию внутреннего и внешнего туризма.

В промышленном секторе задача — создавать условия и давать стимулы к глубокой переработке продукции, производству товаров с большей добавленной стоимостью, как в нефтегазовом секторе, лесной и алюминиевой промышленности.

Андрей Иванов, директор Иркутского института химии им. А. Е. Фаворского СО РАН, советник губернатора Иркутской области

Моя основная задача как эксперта — увидеть место науки и научно-образовательного центра «Байкал» в этом документе. Стратегия должна максимально опираться на науку и образование, что позволит стать Иркутской области передовым российским регионом во всех смыслах этого слова. С другой стороны, наука должна видеть планы Иркутской области на будущее и, воплощая эти планы, развивать те компетенции, которые нам сейчас не свойственны. К примеру, Иркутская область — золотоносная провинция страны. Мы прекрасно научились добывать золото и делать из него концентрат. Но у нас слабо развита глубокая переработка драгоценных металлов. И такие пока не раскрытые возможности есть во многих областях. Конечно, это потребует модернизации многих сфер нашей жизни, но ведь и стратегия разрабатывается нё на один год.