Как быть интересными, но не скатиться до пустых развлечений?

О настоящем и будущем музеев рассуждает Сергей Ступин
Немало поводов к размышлению российским музейщикам дал VIII Санкт-Петербургский международный культурный форум, который проходил в Cеверной столице в середине ноября. Директор Иркутского областного краеведческого музея Сергей Ступин с мероприятия привез не только свежие идеи, но и диплом за активное участие в одном из значимых общероссийских проектов, посвященных победе России над фашисткой Германией.

— Сергей Геннадьевич, диплом форума такого уровня — это свидетельство того, что областные музейщики, что называется, «в тренде»? Работают с учетом современных тенденций.

— Знаете, все сегодняшние тенденции музейному сообществу внушают оптимизм. Внедрение современных технологий — прекрасно. Но один из ключевых вопросов: как во время хайпа, в эпоху быстрого потребления не удариться только в развлечения?

Можно сказать, что сегодня мы наблюдаем определенное противостояние между собственно музейной традицией и современными трендами. Во время форума в Санкт-Петербурге советник президента РФ по вопросам культуры Владимир Толстой, а также Александр Шолохов и другие российские участники Международного совета музеев (ИКОМ) России обратили внимание, что есть опасность, что музеи «собьются» с традиционного пути. Это настораживает. Не может музей быть местом исключительно «легкой пищи». Все-таки основные наши задачи — сохранение наследия, приумножение коллекций (время летит, уходят эпохи! ) плюс просветительская функция. Важно об этом помнить, держать баланс, не впадая в крайности.

Праздник Святой Троицы в культурно-просветительском центре имени святителя Иннокентия (Вениаминова).

— Как мы видим на примере уникального ледокола-музея «Ангара», у вас неплохо получается балансировать — продуманы экскурсии как с элементами шоу-программы, так и познавательные.

— В старейший из сохранившихся в мире ледоколов коллективу музея очень хочется вдохнуть новую жизнь. Там сейчас представлена экспозиция по истории судоходства на Ангаре и на Байкале. Есть интерактивная экскурсия по машинному отделению со световыми и звуковыми эффектами, погружающими в атмосферу реально движущегося судна. Кроме того, на ледоколе работает музей оптических иллюзий «Фантаст», что очень хорошо помогает привлечь аудиторию и поддержать интерес к этому объекту.

— Кстати, раз речь зашла о повышении интереса к музеям. Говорят, в российском музейном сообществе сегодня бурно обсуждается предложение президента Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Ирины Антоновой. Она высказывала идею о том, что такие гиганты, как Эрмитаж, Русский музей, Третьяковка, имея залежи экспонатов, могли бы не придерживаться «хомячковой» психологии, а передать часть запасов в регионы. Как вам такая мысль?

— Идея Антоновой, конечно, взрывает основы музейной жизни. И, например, категорически выступает против этой идеи директор Эрмитажа, президент Союза музеев России Михаил Пиотровский. Но есть в предложении Ирины Антоновой и рациональное зерно.

Действительно, экспонаты из фондов, о которых идет речь, неизвестно когда еще будут обработаны и выставлены. По статистике, 3-7% от всего имеющегося видят посетители, остальное хранится в «сокровищницах» музеев. Так что многое останется недоступным нам, живущим сегодня, или даже и нашим детям.

Может быть, и правда имеет смысл создать экспертный совет, который бы оценил ситуацию и определил, чем из своих фондов крупные музеи могли бы поделиться с государственными музеями в территориях. Представляете, какое оживление это бы вызвало? Лувр, кстати, в свое время передал часть экспонатов провинциальным музеям.

Дом-музей Валентина Распутина.

Понятно, что на местах, в регионах (музейщикам вместе с властями, конечно) придется обеспечить соответствующий уровень безопасности и условия хранения. Но сама идея не лишена смысла. Иногда полезно выйти за рамки стереотипов.

— Краеведческий музей, как мы видим, тоже стремится разнообразить свои экспозиции, задействовать новые технологии. И от ваших коллег часто можно услышать: мы во многом ориентируемся на Иркутск. Кроме того, вы поддерживаете их, организовав движение некоторых экспозиций по территориям. В частности, очень востребованной казалась распутинская выставка, организованная совместно с Государственным музеем истории российской литературы имени В. И. Даля.

— Приятно, что нас провозглашают лидерами. К нам действительно часто за поддержкой обращаются и муниципальные, и ведомственные, и частные музеи. И специализированный методический отдел помогает, дает разъяснения по самым разнообразным вопросам музейного дела. Хотя все это фактически на волонтерских началах, так как в правовом отношении мы не имеем соответствующих полномочий. Для этого в региональном законе о музейном деле необходимо закрепить за краеведческим музеем статус главного музея региона. Процедура не простая, понимаю. Но такой опыт есть, например, у наших томских коллег, где принят соответствующий закон.

Могу сказать, что создание подобного методического центра положительно влияет на музейное дело в регионе, поднимает его несколько на другой уровень. Что касается упомянутых вами передвижных выставок, то это действительно значимое и для нас, и для коллег направление. У нас несколько десятков передвижных выставок, график их пребывания в муниципальных образованиях расписан на год вперед. Думаю, что в следующем году с юбилеем Победы подготовим соответствующую выставку.

— Словом, даже если люди не добрались до музея, музей приходит к ним. И это тоже одно из актуальных явлений — экспозиции разворачиваются в столичном метро, на городских площадях…

— По-моему, музейные проекты, представленные на улицах, — это потрясающе. И мы тоже держим эту идею в голове. Двор Музея Распутина — очень хорошее пространство для такого рода проектов. Центр города, есть сцена, где мы летом делаем концерты. Думаю, в следующий теплый сезон обязательно расширим наполнение этой площадки.

В старейший из сохранившихся в мире ледоколов «Ангара» коллектив музея вдохнул новую жизнь.

— А к празднованию 75-летия Победы в Великой отечественной войне готовите что-то особенное?

— Музей готовит большую собственную выставку. Но в планах — разнообразить ее чем-то неординарным. Мы вместе с двумя сотнями других музеев присоединились к международному проекту «Территория Победы». Именно за активное участие в этом проекте нам в Петербурге вручили диплом.

«Территория Победы» — инициатива московского Музея Победы, а мы с 2018 года имеем статус его регионального филиала. За время сотрудничества в отделе истории реализовано 9 мероприятий, из них 3 — электронные выставки.

В рамках празднования юбилея Победы в 2020 году мы тоже получим от столичных коллег различного рода мультимедийные, виртуальные продукты. Все необходимое современное оборудование и специалисты, которые умеют с ним работать, у краеведческого музея есть. Потому, уверен, посетители из числа нового «цифрового» поколения не заскучают. Например, кое-что мы сможем показать как голографическую проекцию… Впечатлит однозначно!

Сейчас в Музее Победы работает Александр Школьник, в прошлом медийщик. И он как раз многое по-другому видит. Есть чему поучиться. И мы с интересом перенимаем такой опыт. Форма подачи — это очень важно.

Например, ярким событием проекта стал всероссийский флэшмоб «Цифровое небо Победы», связанный со Сталинградской битвой: на смартфоне после скачивания специальной программы можно было увидеть проекции фотографий. Сделать уникальные снимки стало возможным благодаря технологиям «дополненной реальности».

— В копилке наград Иркутского краеведческого музея немало других дипломов и премий. В частности, высокие оценки получило создание Культурно-просветительского центра имени святителя Иннокентия (Вениаминова) в селе Анга Качугского района.

Проект «Сто лиц Восточной Сибири» работает как клуб для людей, интересующихся историей.

— Да, этот наш проект был удостоен диплома «За вклад в дело сохранения исторического наследия России и памяти о ее героях, высокую духовную и гражданскую позицию» Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский». Экскурсия «Путешествие на родину писателя Валентина Распутина» Иркутского областного краеведческого музея в 2019 году заняла первое место в номинации «Лучший культурно-познавательный маршрут» в финале регионального конкурса всероссийской туристской премии «Маршрут года».

Но построить музей Распутина и центр в Анге — это полдела. Важно их развивать. Если говорить об Анге и о паломнических турах, то они в основном связаны с объектами, со святыми местами в европейской части России. Для нас удаленность — фактор, серьезно утяжеляющий экономику поездки. Тем не менее мы не опускаем руки и в следующем году планируем разработать полноценный паломнический тур, включающий Ангу. Рабочая концепция: «Иркутск — родина трех святителей». И пусть даже две организованных группы приедут за сезон, но они получат качественную программу. Затем, надеюсь, отзывы помогут сгенерировать поток тех, кому интересна эта тема.

Надо признать, что в информационное поле, в сознание людей очень непросто пробиться. Мы это и на примере музее писателя Валентина Распутина видим. Но планомерно выстраиваем работу — через социальные сети, через партнеров распространяем информацию об этих новых объектах, где представлены на самом деле уникальные экспонаты.

— Углубившись в историю жизни Валентина Распутина, музей даже разработал новый трехдневный маршрут в сибирскую глубинку — к родной деревне Аталанка, которая находится на берегу Ангары. В этом году уже были первые поездки?

— Были. И приятно было видеть, что представители старшего поколения приезжали с внуками, и тех тоже такие поездки увлекали. Вот то, что называется связью поколений.

В копилке наград Иркутского краеведческого музея немало других дипломов и премий.

— Очевидно, что для районов такие музейные проекты, как в Анге и Аталанке, становятся базовой точкой культурной жизни, опорой для развития территории. Вы видите понимание, ощущаете содействие со стороны местных, региональных властей?

— Да, такая поддержка есть на всех уровнях. Мы всегда про ту же Ангу говорим: открыты для самых разных мероприятий районного, областного уровня. Готовы принимать на нашей площадке конкурсы, мастер-классы, конференции, форумы. И Анга, безусловно при поддержке властей, становится востребованной. Практически все значимые Качугские мероприятия проходят на территории нашего центра. Вы правы, таким образом формируется ее восприятие как культурного центра. На самом деле много тем, которые можно логично вписать, привязать к этому месту.

— Конечно, познавать историю родного края, родной страны интересно через человеческие судьбы. Святитель Иннокентий, Валентин Распутин… Наверняка в списке выдающихся личностей, о которых хочется рассказывать, гораздо больше фамилий…

— Так и есть. Таких людей, таких значимых имен, связанных с Иркутском, с Приангарьем, сотни. И научный сотрудник музея, кандидат исторических наук, ответственный секретарь Иркутского отделения Российского исторического общества Артем Ермаков два года назад инициировал, а сейчас курирует проект «Сто лиц Восточной Сибири». Он работает как клуб для людей, интересующихся историей. Участники регулярных — надо отметить, очень теплых и живых встреч — слушают лекции, смотрят фото, фильмы, дискутируют о жизни и деятельности героев проекта. Интересные материалы формируются в мини-выставку.

Также Иркутск сыграл свою роль в судьбе адмирала Колчака, расстрелянного здесь в 1920 году. В начале февраля мы готовим большую конференцию под названием «1920 год и история России», посвященную окончанию Гражданской войны в Сибири. Ожидаем серьезных исследователей. У нас нет задачи прояснить, «революция — это хорошо» или «революция — плохо». Ведь от чего идет неприятие или, наоборот, идеализация некоторых личностей? От незнания. А стоит углубиться в факты, и многое перестает быть таким уж однозначным. Мы начинаем осознавать драматизм, чувствовать характеры и дух времени. Приходит глубокое понимание многих процессов. И я вижу миссию нашего музея именно в этом — чтобы молодое поколение прежде всего умело анализировать и не стало «иванами», не помнящими родства. Все, что мы имеем сейчас, результат того, что было.

Беседовала Ольга Брайт