Кадры для флота

Небольшой сибирский город Усть-Кут расположен на реке Лена, на пересечении трех важнейших транспортных магистралей — водной, автомобильной, воздушной. Потому за Усть-Кутом еще в советское время прочно закрепился статус «ворот на Север». Неудивительно, что именно в Усть-Куте на базе Осетровского речного порта было решено создать кузницу кадров для флота — училище для подготовки командного состава флота и техников эксплуатации водного транспорта. Сегодня, реорганизованное в филиал Сибирского университета водного транспорта, это учебное заведение играет особую, ключевую роль в деле подготовки речников для Байкало-Ангарского и Ленского бассейнов внутренних водных путей.

«В государственных пятилетних планах развития на 1965-1970 годы и далее на перспективу предусматривалось резкое повышение грузопассажирского потока от порта Осетрово в северные районы Иркутской области и Якутию, — рассказывает директор Усть-Кутского института водного транспорта Борис Утенков. — Именно поэтому строились железнодорожные пути, расширялись территории Осетровского и Якутского портов, вводились в эксплуатацию новые складские помещения, обновлялась погрузо-разгрузочная техника, строились новые пассажирские и грузовые теплоходы. Учитывая эти ориентиры, было решено создать Осетровское речное училище, и соответствующий приказ Министерства речного флота был подписан 19 декабря 1969 года, а осенью 1970-го училище приняло первых курсантов. За свою полувековую историю учебное заведение выпустило почти 9 тысяч квалифицированных профессионалов. В настоящее время на очной и заочной форме мы ежегодно обучаем более 600 человек».

Как филиал новосибирского вуза, Усть-Кутский институт водного транспорта готовит специалистов среднего звена для речного и морского транспорта. Получая специальность судоводитель, судомеханик, техник, электромеханик, выпускники могут работать на флоте помощником капитана, помощником механика, судовым электриком, мастером по обслуживанию гидротехнических сооружений, мотористом, рулевым, лебедчиком. Курсанты института получают востребованные, перспективные для сибирского региона и хорошо оплачиваемые профессии. Для многих такая профессия — воплощение мальчишеской мечты: связать свою жизнь с флотом, ходить по Ангаре, Лене и другим водным маршрутам нашей огромной Родины. Неудивительно, что и в советское время, и по сей день учиться в Усть-Кут приезжали парни со всей Иркутской области и соседних регионов — Бурятии, Забайкалья, Красноярского края, Новосибирской области.


«Байкал, Лена, Енисей, Обь, Вилюй, Витим, Алдан, Яна, а то и морские просторы… Наши выпускники находят себе применение везде, где работает флот — танкеры, буксиры, сухогрузы, земснаряды, — горд Борис Утенков за своих подопечных, грамотных судоводителей и эксплуатационников. — На самом деле выпускники УИВТ не ищут работу — она находит их сама. При желании молодые специалисты могут продолжить обучение — перейти на вторую ступень и получить высшее образование уже на базе головного вуза — Сибирского государственного университета водного транспорта».

Институт в Усть-Куте принимает абитуриентов после окончания 9, 10 и 11 классов. Иногородним курсантам предоставляется место в комфортном общежитии. Большое внимание коллектив уделяет организации внеурочной жизни — культурно-массовой, воспитательной, военно-патриотической и спортивной работе. Одним словом, учиться интересно, и проблемы, чем занять свободное время, не стоит. Спортивные состязания, фестивали, КВН, творческие конкурсы увлекают курсантов. Важно, что для такого рода занятий созданы условия — в институте прекрасный актовый и тренажерные залы, есть стадион.

Прямая речь
Борис Утенков, директор Усть-Кутского института водного транспорта

«Осетровское речное училище играло и играет заметную роль в жизни сибирского региона. Порядка 80% флотских работников — это наши курсанты старших курсов и выпускники. Многие из этих ребят идут в профессию вслед за родителями-речниками. Так что они уже имеют некоторое представление о речном транспорте, кто-то с детских лет всерьез мечтает о флоте. И не стоит забывать, что для города Усть-Кута учебное заведение такого профиля и статуса выполняет еще и стабилизирующую функцию. Не будь Усть-Кутского института водного транспорта, сотни подростков, которые по тем или иным причинам не могут уехать на учебу в другой город, оказались бы не у дел, предоставлены улице. А у нас — распорядок дня, опытные педагоги, флотская дисциплина! И, конечно же, романтика».

Но на первом месте, конечно, освоение профессии. «Слова особой благодарности я хочу адресовать педагогическому коллективу — за высокий профессионализм, активность, постоянное стремление к самосовершенствованию, — говорит директор УИВТ. — В числе наших педагогов — кандидаты педагогических наук Людмила Иннокентьевна Петрова, Виктор Андреевич Карпов, и многие преподаватели имеют высшую категорию, поэтому неудивительно, что их совместная деятельность отмечена наградами».

В частности, в 2017 году успехи Усть-Кутского института водного транспорта были отмечены дипломом конкурса «Лидер отрасли» в номинации «Учебное заведение отрасли (среди филиалов образовательных организаций)», а в 2018 году за высокое качество образовательных услуг филиал был награжден дипломом лауреата национального конкурса «100 лучших образовательных учреждений Российской Федерации-2018».

Сегодня в образовательном процессе активно используются инновационные решения, и современное учебное заведение активно внедряет прогрессивные образовательные стандарты. На базе УИВТ обустроено более 50 кабинетов и лабораторий, оснащенных прекрасными наглядными пособиями, наряду с богатой библиотекой действует и компьютерный центр.

Гордостью по праву считается лаборатория судовых энергетических установок, площадью 324 м и высотой 9 м, предназначенная для теоретического и практического изучения механизмов, энергетических установок и двигателей, которые состоят на вооружении судов Ленского речного бассейна. Таким образом, постоянная работа по повышению качества подготовки специалистов позволяет поднять морское и речное образование на новый уровень, в соответствии с требованием времени и запросами отраслевых организаций.


Безусловно, важное звено в процессе обучения — отработка теоретических знаний по судовождению, лоции, устройству судна, по электро- и радионавигационным приборам, судовым энергетическим установкам, судоремонту, геодезии и дноуглублению в реальных условиях. И уже после второго курса, пройдя первую навигационную практику, курсанты получают серьезный опыт.

«У нас говорят: лучшая флотская школа — это практика! — комментирует Борис Утенков. — Руководство и капитаны судов всегда готовы принять курсантов и оказать всяческую помощь, для того чтобы практика прошла успешно. Это общая цель и для руководства УИВТа, и для предприятий, принимающих практикантов. Эти предприятия, как правило, и становятся потом работодателями выпускников института».

Надежные партнерские отношения сложились между Усть-Кутским институтом водного транспорта и значимыми предприятиями речной отрасли — общество с ограниченной ответственностью «Верхнеленское речное пароходство», общество с ограниченной ответственностью «Судоходная компания «Якутск», федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей», Киренский, Витимский, Якутский, Колымский районы водных путей и судоходства — филиалы федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей», публичное акционерное общество «Ленское объединение речного пароходства».

Ежегодно сотни курсантов под присмотром старших кураторов пробуют себя в деле, с десяток организаций — судоходных компаний, ремонтно-эксплуатационных баз флота, районов водных путей и судоходства и других — зачисляют осетровских практикантов на штатные должности помощников капитанов, помощников механиков, помощников электромехаников, помощников командиров, механиков земснарядов, мотористов-рулевых, мотористов-лебедчиков.

Большинство курсантов приносят с практики хорошие и отличные отзывы наставников. Они отмечают не только хороший уровень профессиональной подготовки, но и ответственный подход курсантов к обязанностям, привычку к жесткой дисциплине, без которой на флоте никак.

Надо сказать, что с момента основания Осетровское речное училище было заведением закрытого типа с жесткой полувоенной дисциплиной. Круглосуточное нахождение в учебном заведении, обязательное ношение курсантской морской формы, коллективное передвижение в столовую. «Даже в городскую баню ходили только строем и с песней, — вспоминают те, кто стоял у истоков флотской школы в Усть-Куте. — Распорядок дня был расписан по часам и минутам. Конечно, удобством и комфортом в первые годы училище не отличалось, но будущие капитаны и эксплуатационники грузопассажирского флота были готовы к трудностям. Главное — это захватывающие дух новые впечатления и перспективы стать капитаном не только речного, но и морского флота. И сегодняшний институт в новых реалиях остался верен главным принципам, на которых воспитывались и воспитываются курсанты учебного заведения. Осваивать флотское дело здесь по-прежнему престижно. Диплом УИВТ открывает перед курсантами отличные перспективы!»

Ольга Брайт
В контексте
Речной транспорт: перспективы есть!

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) отмечает отчетливый рост популярности среди молодежи морских и речных профессий. В ходе приемной кампании 2019 года, как говорится в сообщении ведомства, на одно бюджетное место в образовательных организациях Росморречфлота по всей стране пришлось в среднем 5,5 соискателя.
В свою очередь руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Цветков в интервью газете «Морские вести России» обратил внимание на тот факт, что сегодня по внутренним водным путям России перевозится не более 1,5% грузов, тогда как в странах Европы эта доля составляет от 10 до 30%. Часть грузопотока с реки продолжает уходить на авто- и железнодорожный транспорт. Вместе с тем развитие перевозок речным транспортом могло бы помочь снять пиковые сезонные нагрузки с автодорог в европейской части страны, разгрузить автодороги и сэкономить гигантские средства, уходящие на их ремонт. Также рост загрузки реки будет способствовать повышению экологичности грузоперевозок в стране в целом и привлечению инвестиций в судостроение и другие отрасли экономики. «У речного транспорта есть значительный потенциал развития, для реализации которого государством уже предпринят и реализуется ряд мер», — считает Юрий Цветков.