Кадровая недостаточность

Предприятия ЛПК редко страдают от избытка кадров. Работа тяжелая, в отдаленных местностях, зачастую в суровых условиях севера, при этом зарплаты далеко не как у нефтяников и газовщиков, работающих в тех же регионах. Поэтому кадровая политика в леспроме часто становится вопросом конкурентоспособности предприятия.

Нехватка квалифицированных специалистов сдерживает развитие лесной отрасли

Студента в лес не загонишь

«Кадровое обеспечение лесного сектора является одной из наиболее сложных проблем современного этапа его развития», — признает Наталья Пинягина, GR-директор Архангельского ЦБК. В настоящее время общая численность работников в лесном секторе составляет 1,1 млн человек, подсчитывает она: 40% — в лесном хозяйстве и на лесозаготовках, 45% — в переработке древесины, 15% — в ЦБП и лесохимии.

Потребность в специалистах с высшим и средним специальным образованием составляет около 16 тыс. человек. При этом, по данным официальной статистики, в 2011 году выпуск дипломированных специалистов, бакалавров и магистров составил около 5,9 тыс. человек, средние профессиональные образовательные учреждения подготовили около 4,7 тыс. человек. Между тем уже сейчас потребность в кадрах с высшим образованием превышает показатели приема. «В 2012 году потребность в кадрах с высшим профессиональным образованием только по направлению подготовки «Лесное дело» составляла свыше 4 тыс. человек, — отмечает госпожа Пинягина. — Наиболее востребованы специалисты с высшим образованием по указанному направлению в Сибирском (2516 человек), Центральном (418), Дальневосточном (343) и Северо-Западном (306) федеральных округах».

Динамика тоже не радует. «Выпуск специалистов с высшим и средним специальным образованием по группе специальностей «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов» в последние годы снижается, — сетует госпожа Пинягина. — При этом не более 30% выпускников идут на работу в лесной сектор экономики».

Скупые рыцари

Выпуск специалистов с высшим и средним специальным образованием по группе специальностей «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов» в последние годы снижается. При этом не более 30% выпускников идут на работу в лесной сектор экономики.

К сожалению, государство не слишком щедро на подготовку кадров для леспрома. Объем бюджетного финансирования в год на одного студента профильного вуза минимален и составляет 63,8 тыс. рублей. «То есть столько же, сколько и в экономике, юриспруденции и других дисциплинах, не требующих наличия лабораторий, практик в полевых стационарах, учебного демонстрационного и тренировочного оборудования», — отмечает госпожа Пинягина. Например, в 2010 году затраты бюджетов разного уровня на лесное образование составляли около 5 млрд рублей. Это примерно 0,85% от ВВП лесного сектора, подсчитывает эксперт. Отметим, что затраты на образование в общем по стране составляют примерно 4% ВВП, что считается весьма низким показателем. Поневоле вспоминается поговорка о том, что жадность губительна.

«Кроме организаций высшего профессионального образования профессиональные кадры для лесного сектора экономики готовят более 40 лесных колледжей и техникумов и около 100 профессиональных училищ и лицеев», — добавляет госпожа Пинягина. Потребность в кадрах среднего звена по основным специальностям лесного профиля, по данным субъектов органов исполнительной власти Российской Федерации, в 2012 году составила более 12 тыс. человек. При этом наибольшая потребность у коммерческого сектора. Однако, как отмечает госпожа Пинягина, при этом участие бизнеса в подготовке кадров для лесного сектора экономики выражено чрезвычайно слабо. «Подготовка кадров лесными бизнес-структурами не рассматривается как инвестиции, — поясняет она. — Существующая нормативно-правовая база не позволяет эффективно закрепить за предприятием выпускников, подготовленных за его счет. Отсутствуют какие-либо льготы в системе налогообложения или иные преференции для предприятий, обеспечивающих частичное или полное целевое финансирование подготовки кадров».

Конкуренция за кадры

Еще один фактор, который приходится учитывать в кадровой политике, — близость крупных промышленных центров. «На наших сибирских комбинатах — Енисейском ЦБК и Селенгинском ЦКК — мы сталкиваемся не с проблемой найма, а с проблемой удержания персонала», — говорит Евгения Нертик, директор по персоналу «ЛПК Континенталь Менеджмент». В богатом городе-миллионнике Красноярске, где расположен Енисейский ЦБК, много возможностей для трудоустройства на более привлекательных условиях, чем те, которые может предложить предприятие лесопромышленного комплекса, поясняет она. Что касается Селенгинского ЦКК, то поселок городского типа Селенгинск, где находится комбинат, расположен недалеко от столицы Бурятии Улан-Удэ. «Все, кто хотел работать в Улан-Удэ, уже давно это сделали, поэтому проблемы оттока персонала на комбинате нет, — уверяет госпожа Нертик. — Сейчас на комбинате работает около 1,9 тыс. человек, что намного больше, чем на аналогичных предприятиях с сопоставимыми объемами производства, но с более высоким уровнем автоматизации процессов». Проблема удержания персонала еще более остро стоит для Троицкой бумажной фабрики и Кондровской бумажной компании в связи с наличием в Калужской области автомобильного кластера.

Без будущего?

Государство в свою очередь не имеет стратегического взгляда на подготовку кадров для леспрома. «Отсутствуют утвержденная концепция и программа развития системы подготовки кадров для лесного сектора. Три ее основные составляющие — среднее, высшее и дополнительное образование — развиваются обособленно», — резюмирует госпожа Пинягина. В этих условиях, по ее мнению, остро сказывается отсутствие единого научно-методического центра, определяющего содержание профессионального лесного образования, его уровневую связанность и преемственность.

Между тем качественные характеристики кадрового состава леспрома уже внушают тревогу. Средний возраст работающих в лесном комплексе приближается к 60 годам, то есть выбывание кадров по достижению пенсионного возраста уже не за горами. Особенно плохо то, что это создает условия для прерывания передачи опыта специалистами.

Что касается удержания кадров, по мнению госпожи Нертик, их нужно мотивировать и вовлекать в проекты, которые позволят им самореализовываться в сферах, которые напрямую не связаны с их профессиональной деятельностью.

Что касается подготовки кадров, особенно с высшим образованием, то, по мнению госпожи Пинягиной, необходимо создать социально-экономические условия и соответствующую инфраструктуру для притока требуемого количества обучающихся. Это задача не для бизнеса, а для государства. Но государство действовать не спешит.