К истокам народов

Прошлое здесь соединяется с настоящим и будущим. Проезжающие мимо путники и сейчас останавливаются возле культовых сооружений «Овоо», чтобы сделать жертвоприношение в виде продуктов питания и денег. Ведь если ты выразишь уважение обитателям этой местности, тебя ждет легкая и благополучная дорога. Несмотря на то что различные современные технологии добрались и до Монголии, здесь еще долго будут почитать глубокие древние традиции и соблюдать преемственность знаний. Наверное, именно это больше всего и поражает историков-археологов из разных уголков мира, в том числе и из Приангарья, исследующих культуру как живших на этой земле народов, так и нынешних монголов-кочевников.

Руководитель научно-исследовательской лаборатории археологии, палеоэкологии и систем жизнедеятельности народов Северной Азии НИ ИрГТУ, профессор Артур Харинский во время топосъемки городища Урд-Гортийн-Гоби, Восточный аймак, август 2013

Русские подражали монголам

Как убеждены многие ученые, между народами, проживавшими на территории Приангарья и Средней Азии, всегда существовали тесные связи.

«Приангарье расположилось на периферии кочевой цивилизации, и, как всякая периферийная территория, регион находился под культурным, а иногда и политическим влиянием своих южных соседей с территории современных Китая и Монголии. Особенно эти тенденции усиливались, когда в степях Центральной Азии возникали политически сильные образования, обладавшие целым рядом признаков, характеризующих государство. Первой крупной политией кочевников сдала держава хунну, которую сменяют державы сяньби, жужаней, тюрок-тюгю, уйгуров, кыргызов и, наконец, монголов, создавших одну из крупнейших в истории человечества империй. Сибиряки заимствовали у монголов, как ранее и у их предшественников, некоторые слова, традиции, подражали им в выборе одежды, конской сбруи и вооружения. Взаимодействие культур было очень сильным, и это несмотря на то, что жители Сибири и Центральной Азии значительно отличались друг от друга по языковым, хозяйственным, социальным и многим другим параметрам. Взаимопроникновение культур и традиций таких разных народов нам особо интересны», — рассказывает руководитель научно-исследовательской лаборатории археологии, палеоэкологии и систем жизнедеятельности народов Северной Азии НИ ИрГТУ профессор Артур Харинский.

Монголия поражает историков-археологов из разных уголков мира, в том числе и из Приангарья, исследующих культуру как живших на этой земле народов, так и нынешних монголов-кочевников.

В конце 90-х, после затишья Перестройки вновь началось плотное сотрудничество иркутских и монгольских ученых-археологов, прервавшееся на целое десятилетие. В 99-м году историками Иркутского государственного технического университета была организована археологическая разведка на севере Монголии, целью которой являлось исследование долины озера Хубсугул, связанной посредством Тункинской котловины с Байкальским побережьем. По мнению ученых, именно эти места являлись так называемыми миграционными коридорами, через которые осуществлялись контакты между Прибайкальем и Центральной Азией. Со стороны Монголии в первых совместных экспедициях участвовали археологи Улан-Баторского университета — декан факультета социальных наук, профессор Эрдэнэбаатар и аспирант Идерхангай.

На протяжении трех лет с 2007-го по 2010 год было исследовано северное побережье Хубсугула. В этой части младшего брата Байкала, как часто называют это озеро, местное население не распахивало землю для посева сельскохозяйственных культур, что спасло многие археологические объекты от разрушения. На берегах озера обнаружены могильники, поминальники и святилища (самые ранние из которых датируются II тыс. до н.э.). Люди, поселившиеся на берегах Хубсугула, старались закрепить за собой эти земли. Для этого существовало несколько способов, в том числе и сооружение погребений. Наличие могил предков являлось серьезным аргументом в спорах за право владения теми или иными территориями. При этом новые поселенцы старались уничтожить захоронения предшественников, возведя на их месте усыпальницы своих родственников. Один из подобных некрополей был раскопан на могильнике Хавцал 2. На вершине кургана-херексура, сооруженного в период со второй половины II тыс. до н.э. до первой половины I тыс. до н.э., было совершено захоронение, датирующееся концом IX — началом X вв.

«На территории Прихубсугулья оставляли свой след самые разные народы. В IV-V вв. сюда из районов, расположенных к югу от пустыни Гоби, переселяются тюркоязычные народы, известные под именем «теле», или, как про них говорится в китайских летописях, «гаогюй». Они состояли из нескольких племен, самыми северными из которых были дуба, гулигань, хусье и байегу», — комментирует Артур Харинский.

Проживающие здесь народности возводили культовые сооружения, многие из которых почитаются и до сих пор. Интересно, что часто в них древние шаманские обряды сочетаются с теми традициями, которые появились уже с приходом буддизма. К примеру, существуют культовые сооружения «Овоо». Одна из его разновидностей представляет собой сделанный из жердей конус, в котором размещен каменный подмостик. На него делается жертвоприношение в виде продуктов питания и монеток; здесь также могут находиться части жертвенных животных (в основном черепа и ноги лошадей, крупнорогатого скота). Такие «Овоо» сооружались, как правило, возле дорог и перевалов — проезжавшие мимо путники останавливались, чтобы уважить хозяев этой местности. Если у человека не было с собой ничего съестного, он просто три раза обходил по часовой стрелке конструкцию, что непременно сулило ему удачную дорогу.

Еще один тип «Овоо» располагается на горных хребтах и вершинах гор. Конструкция имеет цилиндрическую форму и состоит из наложенных друг на друга каменных плиточек. По предположениям ученых, возможно, такое «Овоо» выстраивалось в течение нескольких столетий. Также археологи находили и культовые сооружения, представляющие собой деревянные срубы. В каждом из них, бывало, обнаруживалось до 12 черепов лошадей.

Железная империя

С 2011 года вектор исследований иркутских археологов немного изменился — они стали изучать археологические памятники киданий — монголоязычного народа, проживавшего в юго-восточной Маньчжурии. В X в. кидании захватил Северный Китай и значительную часть Центральной Азии, создав мощную Империю Ляо (Железную империю). В состав их державы вошло и юго-восточное Забайкалье. Протянувшись от Желтого моря до Восточного Туркестана, империя Ляо стала наиболее могущественной державой Восточной Азии. Именно поэтому историческое название Китая в славянской и западной традициях восходит к этнониму «кидании».

Интересно, что земляной вал, который империя Ляо возвела на своих северных рубежах, чтобы препятствовать проникновению на свою территорию беспокойных соседей племен угу, юйцзюэ, шивэй и северных цзубу, был назван валом Чингисхана. «В Монголии много объектов, названых в честь Чингисхана. Хотя на самом деле этот вал не имеет ничего общего с жизнью великого хана, что подтвердили исследования последних лет», — считает Артур Харинский.

Вал Чингисхана (древнее фортификационное сооружение, состоящее из вала, рва и системы городищ) имеет протяженность в 731 км, он расположен на территории трех государств — России, Монголии и Китая. Археологи из Иркутска, Владивостока и Читы под руководством члена-корреспондента РАН Николая Крадина уже изучили вал с российской стороны; последние два года исследования этого интересного археологического объекта проводятся в Монголии. С монгольской стороны в экспедиции принимают участие сотрудники Академии наук Монголии и Монгольского государственного университета науки и технологии. По окончанию работы ученые приступят к написанию совместной монографии по результатам своих раскопок.