Юрий Уткин: «Я за эксперименты на сцене»

«Театр — это намного больше, чем просто приятное времяпрепровождение. Это настоящая психотерапия», — убежден режиссер театра кукол «Аистенок» Юрий Уткин. Он ставит такие спектакли, которые могут помочь зрителям в трудную минуту и даже открыть им новые возможности. В 2015 году был создан спектакль для людей с нарушениями зрения «Калиф-аист» в рамках проекта «Театр ощущений». Именно за него «Аистенок» получил в 2018 году региональную премию «Гражданская инициатива». Об этом и многом другом — в интервью с режиссером.

«Творчество очень сложно выстроить в какой-то график. Ты живёшь с определенной темой постоянно, она накапливается внутри тебя. Творчество не поддается контролю».

— Вы очень любите экспериментировать на сцене. Но ваш спектакль для незрячих — действительно нечто особенное. Расскажите, как родилась идея создать такую постановку?

— Подобные спектакли есть в Москве и Вильнюсе, а теперь и в Иркутске. Литовский режиссер Каролина Жерните разработала собственную методику постановки спектаклей для слепых. Совместно с московским творческим объединением «КультПроект» мы нашли возможность пригласить ее к нам сначала с мастер-классом для актеров, а затем — на постановку спектакля для слепых и зрячих зрителей. Пьесу специально по нашему заказу написала драматург Наталья Боренко.

Зрители были в восторге! Они не ожидали, что спектакль может воздействовать через разные органы чувств — не только зрение и слух, но и обоняние, осязание и вкус. Постановка рассчитана на 36 зрителей, из которых шестеро являются непосредственными участниками действия на протяжении всего спектакля. Это люди, лишенные зрения, или с завязанными глазами. Остальные зрители сопереживают участникам со стороны и очень часто по окончании спектакля говорят, что хотели бы оказаться на их месте.

Зрители не ожидали, что спектакль может воздействовать через разные органы чувств — не только зрение и слух, но и обоняние, осязание и вкус.

— Я знаю, что после этого эксперимента вы захотели продолжить ставить спектакли для людей с ограниченными возможностями. Какие еще проекты у вас в планах?

— Готовится постановка для детей с нарушениями слуха. Основная идея проекта заключается в том, что, если ты не слышишь, это вовсе и не означает, что музыка для тебя не доступна. В истории были примеры, когда люди, лишенные слуха, становились композиторами. Пример тому — знаменитый Людвиг ван Бетховен. Люди без слуха все равно чувствуют какие-то частоты, вибрации. Над спектаклем работает режиссер Московского театра кукол Наталья Пахомова. Кстати, этот театр — наш старший брат. В начале 30-х годов московский Театр детской книги (это первое название коллектива) приехал в Иркутск с гастролями и покорил своим искусством не только зрителей, но и молодых актеров из театра рабочей молодежи. Он в дальнейшем и положил начало ТЮЗу. Есть легенда, что московские артисты оставили иркутянам часть кукол и декораций, чтобы они могли начать осваивать кукольное искусство. Так в 1935 году в Иркутске появился свой театр кукол.

Постановка для глухих и слабослышащих зрителей выйдет в июне следующего года. Пьеса еще придумывается. Спектакль также рассчитан на широкую зрительскую аудиторию, то есть будет интересен не только людям с нарушениями слуха, но и другим зрителям.

Также мы планируем сделать постановку для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К сожалению, такие дети не всегда имеют возможность посетить наш театр, поэтому мы сами сможем прийти к ним домой. Это будет мобильный, передвижной театр. Еще очень хотелось бы создать спектакль специально для детей с ментальными нарушениями. Мы уже работаем со специалистами, которые помогают нам в разработке постановочного проекта. Но, чтобы осуществить эти планы, нужно финансирование. Постановочный проект для глухих и слабослышащих зрителей получил поддержку Всероссийского молодежного образовательного форума «Таврида-2018». Директор театра Андрей Стрельцов защитил на форуме наш проект и выиграл грант на триста тысяч рублей. Министерство культуры и архивов Иркутской области также поддержало этот проект и выделило дополнительные средства. Очень надеемся, что сможем получить поддержку и для других своих проектов.

Спектакль режиссера Бориса Константинова «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова вышел в сентябре этого года.

— Если говорить о постановках для широкого круга, то в этом году «Аистенок» удивил зрителей своей версией вампиловской «Утиной охоты»…

— Спектакль режиссера Бориса Константинова «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова вышел в сентябре этого года. Это была мировая премьера пьесы в театре кукол. Режиссер-постановщик нашел решение для драматической пьесы в куклах, обратившись к теме снов. Так появился подзаголовок для спектакля «Сны Зилова», и, по замыслу режиссера, действие происходит в воображении главного героя.

А в настоящее время ведется работа над проектом теневого спектакля «Иван Царевич и Василиса». В некоторых постановках мы уже использовали тени, но раньше у нас еще не было театра теней в чистом виде. Причем тени в спектакле будут не черно-белые, а цветные. Постановку осуществляют режиссер-постановщик из Красноярска Александр Хромов и художница из Кемерово Елена Наполова.

Планов и интересных идей много. Главное, чтобы хватало ресурсов для их осуществления. И дело здесь не только в финансах. Например, в настоящее время театр испытывает сильную нехватку площадей: не хватает пространства для репетиций, показа спектаклей и даже просто хранения кукол, костюмов и декораций.

— Как это исправить? Вырисовывается ли перспектива?

— Мы попали в государственную программу по реконструкции театров и очень надеемся, что все сложится и уже в 2020 году начнется строительство нового театра с несколькими сценами.

Здание нашего театра — бывший кинотеатр «Мир». Мы, конечно, за долгие годы приспособили его к театральным нуждам, но сейчас очень бы хотелось, чтобы появилось специализированное театральное здание, соответствующее требованиям сегодняшнего дня.

И тогда точно сможем реализовать все наши задумки. У нас, к примеру, уже готов проект для беременных женщин (но в нынешних условиях пока не можем его осуществить, нужна камерная сцена). Беременность — один из самых главных периодов в жизни любой женщины, ведь она создает целую Вселенную — ребенка. И в этот момент у нее возникает много вопросов, в том числе и экзистенциальных, но не всегда удается найти на них ответы. Нам хотелось бы через искусство в этом помочь. И просто поддержать будущих мам в важный для них момент.

В репертуаре театра есть спектакли и для молодежи, и для взрослых, и для малышей 3-4 лет.

— Вы делаете постановки для разной аудитории. Есть ли та, для которой нравится работать больше всего?

— На самом деле мне не принципиально, на какую аудиторию работать. Главное — с каким материалом. У нас есть спектакли и для молодежи, и для взрослых, и для малышей 3-4 лет — к примеру, «Очень маленькие небылицы для очень больших зрителей». В этом спектакле мы затрагиваем серьезные темы: через постановку говорим с детьми о страхах, лени, о том, что нужно умываться, делиться игрушками с друзьями и не разговаривать с незнакомцами. Но сама подача, конечно же, отличается. У маленьких детей совершенно иное восприятие мира. И достучаться до такого юного зрителя не так-то просто. Но если диалог происходит, значит, мы старались не зря.

— А вообще, всегда ли получается с первого раза достучаться до зрителей? Или приходится дорабатывать спектакли уже после премьеры?

— Когда выходишь на диалог со зрителями, очень многие вещи начинают уточняться, поэтому даже после выхода спектакля приходится оттачивать актерскую игру, особенности света, звука и многое другое. И, конечно, с каждым разом постановка совершенствуется, и замечаний к ней становится все меньше.

Когда ты ставишь спектакль в своем театре, всегда можешь вернуться и подкорректировать его. Чего, к сожалению, не сделать, когда готовишь постановку в другом театре в качестве приглашенного режиссера. В этой ситуации нужно в быстрые сроки, как я говорю, расшнуровать творческий потенциал коллектива. Угадать с выбором роли для каждого из актеров — отчасти это происходит на уровне интуиции.

— Тем не менее недавно вы работали над постановкой «Все мыши любят сыр» в театре кукол «Тирлямы» в Братске.

У работников театра есть мечта о новом здании, которое будет соответствовать требованиям сегодняшнего дня.

— Это первый театр, в котором я начинал в качестве режиссера. Многие из актеров, с которыми я работал, трудятся там по сей день. Работать с ними одно удовольствие. И Братск находится совсем недалеко, в любой момент можно сорваться в командировку.

— Как творческий человек, вы очень легки на подъем. Но удается ли в бешеном ритме работы уделять достаточное внимание другим сферам жизни, кроме работы?

— Сужу не только по себе, но и по коллегам. Творчество очень сложно выстроить в какой-то график. Ты живешь с определенной темой постоянно, она накапливается внутри тебя. И в какой-то момент тебя озаряет, причем это может возникнуть и глубокой ночью, и утром, и зимой, и летом. Творчество не поддается контролю. Тратишь на него столько времени, сколько потребуется. Времени и внимания требует и работа руководителя. Но надеюсь, что все успеваю.

Анастасия Елизарова