Юрий Кибирев: «Проектный подход значительно изменил отношение к работе на уровне «заказчик» — «подрядчик»

Иркутская компания АО «Труд» за 30 лет работы на рынке дорожного строительства зарекомендовала себя как динамично развивающееся предприятие. Основные мощности общества рассредоточены по Сибири и Дальнему Востоку. Сегодня 17 филиалов «Труда» работают в Забайкальском крае и Амурской области, в Бурятии и на Сахалине, в Иркутской области. В строительный сезон предприятие сдает более 200 километров дорог после ремонта, реконструкции, строительства. Четыре филиала компании содержат более 1000 км федеральной трассы «Амур» в Забайкальском крае и Амурской области. Об итогах и планах АО «Труд» рассказывает первый заместитель генерального директора, главный инженер Юрий Кибирев.

–Естественно, подводить итоги строительного сезона еще рановато, но с уверенностью можно сказать, что мы на 98% сформировали план на этот год. После ремонта, реконструкции, строительства вводим 209 километров дорог в регионах присутствия. Сегодня у предприятия два больших объекта в Иркутской области. Реконструкция участка дороги Р258 «Байкал» 47—55 км вошла в Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в части агломераций. В этом году на объекте наше предприятие завершает все земляные работы, искусственные сооружения, укладываем 5 километров дорожной одежды. Объект будет сдан в срок, осенью 2020 года. После небольшого перерыва в зимний период мы приступим к основным работам по укладке асфальтобетона. Полотно дороги стабилизируется, поэтому за качество мы спокойны. Сегодня этот участок один из самых непростых на федеральной трассе Р258 «Байкал». Сложный горный перевал, малые радиусы кривых в плане и профиле, обледенение при понижении температуры. Новая дорога будет соответствовать параметрам второй технической категории (сейчас — четвертая): ширина проезжей части составит 7, 5 метра. Это позволит увеличить пропускную способность дороги с 6 до 14 тысяч автомобилей в сутки. На участке будут переходно-скоростные полосы, металлическое барьерное ограждение, дорожные знаки и сигнальные столбики. Также проектом предусмотрено строительство двух площадок для отдыха водителей. Уверен, что участок будет безопасным и комфортным для водителей, при этом значительно сократится время в пути.

Второй объект — это строительство 42, 7 километров нового участка трассы Р-255 «Сибирь» 1797—1842 км. Проект «Обход Тельмы и Усолья-Сибирского» вошел в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в части автомобильных дорог транспортного коридора «Европа — Западный Китай». По проекту — дорога категории «1В» будет четырехполосной, включает в себя по десять путепроводов и мостов, в том числе два надземных пешеходных перехода, оборудованных подъемниками для маломобильных граждан. Три из шести транспортных развязок будут двухуровневыми. Планируется четыре остановки транспортных средств. Безопасность дорожного движения обеспечит 28 км искусственного электроосвещения, а также разделительное металлическое барьерное ограждение. Финансирование предусмотрено из федерального бюджета. Общая стоимость объекта составляет порядка 17 млрд руб.

Для АО «Труд» данное строительство нельзя назвать вызовом, у нас есть значительный опыт работы на строительстве обходов — это обход Иркутска и Тайшета в Иркутской области, обход Богородицка в Тульской области. Однако мы относимся к нему с особым чувством и потому, что в регионе таких значительных объемов не было десятилетия, и потому, что мы — иркутское предприятие и сознаем особую ответственность за конечный результат. Из нюансов. На территории строительства есть два объекта археологических раскопок. История нам понятная, мы знаем, как надо работать с такими объектами, есть опыт, который прошли при строительстве дороги «Култук—Монды», когда нашли стоянку древнего человека — возраст останков 27 тысяч лет. Будем также переносить ветку нефтепровода, но и с этой темой мы работали, номенклатуру знаем, регламенты сотрудничества все разработаны. Также из нюансов — усиленное бетонное основание. Естественно, здесь решающим фактором при строительстве выступает не только безопасность, но и интенсивность движения. В сутки по трассе «Сибирь» проходит порядка 20000 автомобилей, грузоперевозки. Общеизвестный факт, одна фура эквивалентна 40000 легковых автомобилей. Большая часть материалов, а это около 80%, будут местные. Всего в строительстве обхода Усолья-Сибирского примет участие порядка 500 человек, будет задействовано 150 единиц дорожно-строительной техники. Новая автодорога обеспечит «зеленый коридор» для транзитного транспорта, а также позволит снизить количество ДТП и улучшить экологическую ситуацию в районе.

Реализация этих двух масштабных проектов идет под контролем ФДА «Росавтодор», ФКУ «Упрдор «Прибайкалье». Сегодня мы работаем в тесном сотрудничестве с заказчиком, эффективно применяя на практике проектный подход, который повсеместно внедряется на объектах федерального подчинения. Созданы штабы объектов строительства, идут постоянные выездные совещания, что позволяет в рабочем режиме решать все возникающие проблемы. При такой системе реализации проекта заказчик и подрядчик заинтересованы в наилучшем конечном результате.

В этом году мы сдаем участок 230—254 км на региональной дороге «Улан-Удэ — Турунтаево-Курумкан—Новый Уоян» в Бурятии. Дорога с капитальным покрытием — современная трасса третьей технической категории, отвечающая всем современным нормативным требованиям. Дорога идет вдоль побережья озера Байкал, вблизи Баргузинского заповедника по местам курортного лечения и туризма и имеет большое туристическое значение. Несмотря на то, что дорога местного значения, она, в силу своей значимости для социально-экономического развития территории, реконструируется с привлечением федерального финансирования. Наш Усть-Баргузинский мостовой участок также продолжает реконструкцию автомобильной дороги «Улан-Удэ—Турунтаево-Курумкан—Новый Уоян» на участке 271—291 км. Протяженность объекта составляет 20, 5 км. Работы начаты в конце 2018 года. Сдача объекта планируется в октябре 2022 года. С Министерством по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия и ГКУ «Бурятрегионавтодор» находимся в постоянном контакте по текущим вопросам реконструкции. Заказчик грамотный и требовательный. АО «Труд» в Бурятии работает уже более 10 лет.

В стратегии предприятия на первом месте, наряду с безусловным качеством выполнения работы, важное место занимает кадровая политика: более половины сотрудников филиала — местные специалисты, плюс мы регистрируем свои филиалы на территории заказчика, тем самым платим налоги в местные бюджеты. Естественно, мы рассматриваем возможность и дальше оставаться в республике. Готовимся к аукциону на 291—316 км (Макарино-Баргузин).

Еще одна наша зона ответственности — это Сахалин. Охинский и Южно-Курильские филиалы уже почти тридцать лет несут свою вахту на острове. Главный наш объект — это строительство дороги Южно-Сахалинск — Оха, фактически единственная транспортная артерия, которая связывает юг Сахалина с севером. Из более 700 км осталось в гравийном исполнении еще 350, поэтому работа есть. В сентябре пришла хорошая новость, с 2020 года дорога перейдет в ведение ФДА «Росавтодор», станет федеральной, а значит многие проблемы будут решаться быстрее. Сегодня АО «Труд» на Сахалине — это фактически единственный подрядчик, который имеет такой солидный опыт работы на островах, производственную базу, технику и технологии, а главное, отработанную логистику доставки материалов. Это те трудности, которые ограничивают возможности дорожно-строительных организаций на Сахалине, при этом не стоит забывать и об особенностях островного климата. В этом году мы вышли в городе сахалинских нефтяников Охе на строительство новой ВПП аэропорта. Сейчас взлетно-посадочная полоса длиной 1300 метров не способна увеличить взлетную массу воздушных лайнеров. Новая будет уже 1600 метров в длину и 36 в ширину. Всего же комплексная реконструкция Охинского аэропорта рассчитана на два этапа. Уже в следующем году сотрудники компании «Труд» приступят к возведению ВПП и рулежной дорожки. Для их создания потребуется более 8 тысяч железобетонных плит. На втором этапе реконструкции перейдем к модернизации перрона, строительству площадки для обработки лайнеров противообледенительной жидкостью, созданию газовой котельной. Стоит отметить, что реконструкция ведется в сейсмически активной зоне, поэтому внимательно следим за качеством выполняемых работ. Социально важный объект для региона, на контроле у губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко. Взлетать и садиться воздушные суда в Охе с комфортом и безопасностью на новой взлетно-посадочной полосе смогут уже в 2021 году.

Занимаемся также содержанием и ремонтом дороги «Чита — Хабаровск». В Амурской области в нашей зоне ответственности 650 км, здесь стоят Култукский и Амурский филиалы. Могочинский и Урюмский филиалы содержат в Забайкальском крае 380-680 км и заняты на ремонте 4 участков дороги общей протяженностью 60 км.

В следующем году мы завершаем реконструкцию сложного участка автодороги А-360 «Лена» 63—93 км. Объект сложный, дорога проходит по горному перевалу и в основании имеет вечномерзлые грунты, которые становятся одной из основных причин дефектов покрытия и просадок. Трафик по этой дороге от Большого Невера до Тынды довольно интенсивный, что приводит к высокой аварийности, особенно в зимний период. Радует, что сегодня у проектировщиков появляется больше возможностей проводить тщательные изыскания и, соответственно, разрабатывать качественные проекты. Многие технологии в Сибири и на Дальнем Востоке нами были апробированы впервые на «Лене».

Первыми уложили слои щебеночно-мастичного асфальтобетона, работаем с тонкослойными покрытиями, которые позволяют продлить жизнь дорог без серьезного ремонта. Кроме того, мы применяем и другие инновационные технологии, к примеру, по сохранению вечной мерзлоты. Это устройство теплоизоляционных слоев из «пеноплекса». Первыми освоили приготовление теплых асфальтобетонных смесей методом вспенивания битума, что позволяет продлить сезон производства работ и повысить их качество. К тому же это более экологичная технология.

Сегодня Соловьевский филиал АО «Труд» насчитывает около 300 сотрудников, в «жаркий период» сезонных работ штат увеличивается до 450. Более 60% специалистов много лет работает в филиале. Сюда приходят молодые, имеющие желание трудиться, здесь, в учебном центре АО «Труд», повышают квалификацию, получают новые профессии экскаваторщика, грейдериста, бульдозериста. И остаются в филиале надолго. Люди понимают и ценят то, что среди приоритетных задач руководства Соловьевского филиала, как и руководства других филиалов «Труда», пристальное внимание обращено на качество быта сотрудников: проживание, питание, отдых. В вахтовом поселке есть спортзал, теннисный зал, хороший банный комплекс, комната отдыха. И в этом отношении мы благодарны всем заказчикам в регионах, ФКУ ДСД «Дальний Восток» за требовательное отношение к культуре производства работ, строгого соблюдения технологий и четкого выполнения проектных решений. Это дисциплинирует, не дает расслабиться и в конечном итоге приводит к отличному результату. Как производственники, мы оценили проектный подход, который стал применяться одним из первых в структуре Росавтодора, значительно изменив подход к работе в положительную сторону, от согласования сроков начала строительства до экономики по проекту.

Олег Усов