Юрий Яшников: От Похабовска до Нью-Йоркской киношколы и обратно

Успешный кинопродюсер, основатель собственной кинокомпании, режиссер Юрий Яшников убежден, что Иркутск — перспективное место для кинематографа. О том, с чего начинается путь в кино, почему мешают Бергман и Тарковский, о зрительском интересе и режиссерском аду — в эксклюзивном интервью «Иркутская область. Siberia».
Юрий Яшников

— Юрий, помнишь ли ты момент, когда понял, что хочешь связать свою жизнь с кино?

— Хорошо помню. В 2011 году наши бурятские друзья по КВН показали нам сырой монтаж комедии «На Байкал», и моя жизнь поменялась как по щелчку. Я посмотрел это все и понял, что люди в моем регионе очень хотят увидеть этот фильм, но проблема в том, что они об этом не знают. Более того, если спросить, нужен ли им такой продукт, потенциальные потребители ответят: ни в коем случае! Разрыв был колоссальный. Как только я это понял, в эту же секунду я стал кинопродюсером, и главная моя задача заключалась в том, чтобы преодолеть этот разрыв. Эта цель начала определять все мои действия на несколько лет вперед.

Мы договорились с местными кинотеатрами о прокате картины в Иркутске, назначили дату премьеры, вложились в рекламу, завесили рекламными баннерами весь город, но, когда получили конечную версию фильма, она оказалась гораздо хуже по монтажу и звуку, чем был сырой вариант. Причем это понимали и представители кинотеатров, и я сам. Кинотеатры сказали: что-то мы не хотим это показывать. А до премьеры оставалась неделя… Тогда я пообещал все переделать, поехал в Улан-Удэ, снял там квартиру и поневоле стал режиссером монтажа и озвучания. Мы перезаписали весь звук, перемонтировали весь фильм и привезли его обратно в Иркутск.

— Получилось, что в кино ты попал отчасти случайно…

— Абсолютно. В 2011 году благодаря фильму «На Байкал» мы научились прокатывать фильм, проводить рекламную кампанию, делать монтаж и озвучку. И тогда мы поняли, что надо научиться писать сценарии, в которых герои не будут пить мочу из бутылки, и попробовать снять свое кино. Мы собрались с силами и в 2013 году сделали фильм «Похабовск. Обратная сторона Сибири», который до сих пор является самой кассовой региональной комедией в истории страны. Пока никому так и не удалось побить этот рекорд. 23,4 млн рублей в прокате при бюджете в 10 с половиной миллионов. До сих пор у всех округляются глаза, и все спрашивают, как нам это удалось. И до сих пор нас таскают по всей стране, чтобы мы поделились опытом.

— А действительно, как это получилось?

— Оказалось, что это было возможно только в Иркутске и только в то время, потому что именно здесь можно было прийти напрямую к собственнику кинотеатра, показать ему фильм и убедить дать шанс местным кинематографистам.

Рекламная кампания фильма «Похабовск. Обратная сторона Сибири» была выстроена уже совсем по другому принципу, однако на нее все равно ушла примерно половина бюджета фильма. Но это были более рациональные расходы, чем закатывать дома баннерами, как это было с фильмом «На Байкал». Кстати, мой первый продюсерский опыт обошелся в 1,8 млн рублей убытка, долги я отдавал где-то полтора года.

Но «Похабовск» при всех его успехах вышел в ноль, ведь половина прибыли осталась в кинотеатрах. Я сел с коллегами, посчитал, и мы задались вопросом: а готовы ли мы сейчас ввязаться в следующий такой проект, несмотря на то как нам все это понравилось делать? Все риски были на мне как на продюсере. Я вдруг понял, что мы окупились случайно, и почувствовал, что больше так рисковать не готов. Я просто хочу, чтобы, вступая в проект, я понимал, что по его завершении я не окажусь в такой ситуации, в которой мне придется извиниться перед женой и сыном и сказать: «Ребята, извините, нам придется продать квартиру, теперь мы живем на улице». Но в то же время я понял, что само явление под названием «региональный кинематограф» может жить. Но для него должна быть некая почва, среда.

— Кстати, а почему «Похабовска» до сих пор нет в интернете?

— Его давно можно было выложить, но в какой-то момент я понял, что он перестал соответствовать моим представлениям о том, каким это кино должно быть. Причем его не нужно полностью переснимать — его можно перемонтировать, вернуть туда часть сцен, которые были выброшены при монтаже, а некоторые, наоборот, убрать. Однажды мы найдем время этим заняться и покажем всем режиссерскую версию картины.

— Кем ты больше себя ощущаешь сейчас, продюсером или режиссером? Из нашего разговора кажется, что для тебя кино это прежде всего бизнес.

— Я не тот продюсер, для которого главное мерило — это деньги, для меня мерило — зритель и его ощущения, с которыми он вышел из кинотеатра. Худшее, что может быть, это когда фильм заработал денег, а зритель вышел из зала и плюется. Вот это для меня как для продюсера и режиссера настоящий ад. Самое худшее для меня: я снял кино, оно заработало кучу денег, а зрителя тошнит.

— Ты по этой причине решил получить образование, чтобы улучшить качество? У тебя ведь за плечами курсы Нью-Йоркской академии киноискусства (NYFA) в Москве и учеба в Иркутском филиале ВГИКа по специальности «Кинорежиссура и кинодраматургия».

Команда фильма «Похабовск. Обратная сторона Сибири»— На самом деле я сейчас понимаю, что учеба как режиссеру мне дала не очень много — я многому научился как продюсер, это точно. Большинство тех, кто сегодня находится в индустрии кино, пришли туда с огромным бэкграундом и ВГИКовским образованием, они знают историю кино, много его смотрят, понимают, как оно устроено, живут им. Это люди, которые пришли в кино, просто потому что обожают смотреть кино. И вот представь себе меня, который до этого никогда не учился кино, никогда не тусовался вокруг кино и который до сих пор не любит смотреть кино. Для меня это не времяпрепровождение.

И это отражено в логотипе нашей кинокомпании. Меня спрашивают, почему там медведь — потому что я-то в кино точно медведь. Я понимаю, что я много где не в теме и не прошел тем путем, которым прошли 99,9% всех, кто связан с кино. Но, с другой стороны, я в этом вижу некий плюс, который связан с тем, что я пришел от зрителя — и я во всем вижу прежде всего зрительский интерес. Я вижу, как у тех, кто пришел из киношколы, сидят на голове Бергманы и Тарковские. А я на любом этапе работы над фильмом уже сижу в зале и смотрю этот фильм вместе со всеми остальными. Не с Бергманом и Тарковским, не с Антониони и Феллини, ожидая, что они скажут про мою работу, а с цитатой Гайдая, который сказал, что кино удалось, если в зале смеется министр культуры, а в кинобудке — киномеханик. Вот это моя рамка. И я убежден, что в российской киношколе через эту рамку запрещают смотреть. И отсюда как раз много проблем у русского кино.

— Когда появилась и как работает Кинокомпания Юрия Яшникова?

— По факту она появилась в 2011 году, когда начала заниматься постпродакшеном и кинопрокатом фильма «На Байкал». Чуть позже сюда добавилось кинопроизводство. За 8 лет она несколько раз видоизменялась, переназывалась, но все эти годы имела одни и те же ценности и род занятий. Сегодня слоган компании: делаем кино в Сибири (несмотря ни на что). Сейчас нам важно быть здесь и делать качественное конкурентноспособное на федеральном и мировом уровне игровое и документальное кино. В компании есть ряд штатных авторов и несколько авторов, которых мы привлекаем на проекты из других городов. Мы снимаем коммерческие видео, занимаемся творческими проектами, делаем клипы, документальное и короткометражное игровое кино.

— А нет ли желания уехать, ведь, наверное, в Москве условия получше.

— Такой вопрос передо мной вставал сразу после «Похабовска». Но потом я понял, что такое кино можно было снять и можно снимать в будущем только в Иркутске. А я хочу снимать без оглядки на Москву. И сегодня я понимаю, что не хочу уезжать — я хочу сделать такое же свободное и независимое кино здесь.

Беседовал Антон Кокин

Евгений Гришковец и Юрий Яшников