Это вам не чайник дистанционно подогреть

Национальный проект «Цифровая экономика», о котором сейчас много говорят на всех уровнях власти, дал повод для общественных дискуссий. Впрочем, как объясняют отраслевые эксперты, большинство обсуждений и толкований проекта, как и его перспектив, рождены в широком смысле недопониманием того, как будет работать «Цифровая экономика» и какие цели преследовать. На сегодняшний день ясно одно — на первых порах цифровизации подвергнутся процессы взаимоотношений между государством и гражданами (запрос и выдача справок, документов, оказание госуслуг). Собственно экономическая составляющая проекта пока продумана менее детально и состоит из набора идей, которые предстоит реализовывать вместе с заинтересованным бизнес-сообществом.

История инициативы

Впервые о «Цифровой экономике» заговорили несколько лет назад. Летом 2017 года правительством была утверждена программа с аналогичным названием, полгода спустя — планы мероприятий программы по пяти направлениям, определен бюджет. Правительство, Агентство стратегических инициатив, «Ростелеком», «Ростех», Сбербанк, МТС, «МегаФон», «ВымпелКом», «Яндекс» и другие стали учредителями АНО «Цифровая экономика», координирующей деятельность рабочих групп и центров компетенций по направлениям программы.

Однако уже в 2018 году, согласно майскому указу президента Владимира Путина, программа «Цифровая экономика» была трансформирована в национальную программу, а ее направления стали федеральными проектами. В конце декабря прошлого года президиум правительственной комиссии по цифровому развитию и ИТ утвердил паспорта шести федеральных проектов национальной программы. Изначально «Цифровая экономика» охватывала пять направлений: нормативное регулирование, кибербезопасность, образование и кадры, формирование исследовательских компетенций технологических заделов, а также информационную инфраструктуру. Эти направления были преобразованы в федеральные проекты, к ним добавился также шестой проект — по госуправлению.

Бюджет национального проекта «Цифровая экономика» на период с 2019 по 2024 год составит 1,63 трлн рублей. Курировать нацпроект будет вице-премьер РФ Максим Акимов. Руководителем проекта назначен министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков, а администратором — его заместитель Евгений Кисляков.

Основными целями национального проекта являются создание устойчивости и безопасности инфраструктуры связи в России, использование преимущественно отечественного программного обеспечения госорганами, органами местного самоуправления и организациями. Об этом ранее на федеральном уровне говорилось неоднократно и много, но ничего из перечисленного пока достигнуто не было.

Инфраструктура в помощь

«Ростелеком» определен государством как Центр компетенций по развитию информационной инфраструктуры. Это одно из базовых направлений программы «Цифровая экономика». По словам вице-президента — директора макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Андрея Балаценко, без современной технической инфраструктуры невозможно внедрять интеллектуальные сервисы…

Подробнее

Как это работает в регионах?

В январе-феврале этого года Министерство цифрового развития РФ провело ряд встреч с теми представителями региональных властей, кто будет курировать нацпроект на местах. Ранее федеральные власти порекомендовали территориям создать должность заместителя главы региона (или председателя правительства) по цифровизации, а также отдельный исполнительный орган власти. Однако в ряде регионов, в том числе и в Иркутской области, приняли решение не увеличивать чиновничий аппарат, а найти другое решение.

«В Иркутской области мы создаем отдельное управление в составе министерства экономического развития, а также в ближайшее время начнет работу координационный совет при губернаторе региона. В состав совета мы пригласим не только руководителей ведомств, но и отраслевых предприятий», — рассказывает заместитель министра экономики региона Евгений Васиченко.

По его словам, к настоящему времени в Иркутской области и других территориях созданы региональные паспорта проектов по цифровой экономике, которые рассматриваются в Министерстве цифрового развития РФ и будут возвращены с теми или иными рекомендациями до начала марта. Замминистра надеется, что после этого у региона «будет месяц на то, чтобы внести коррективы и уточнения в региональные паспорта и начать непосредственную работу по программе».

Первым делом — госуслуги

Несмотря на название «Цифровая экономика», в первую очередь нацпроект будет сосредоточен на оцифровке госуслуг для граждан и бизнеса. Говоря проще — тот комплекс услуг, который мы получаем на портале «Госуслуги» или через сеть МФЦ спустя два-три года должен оказываться гораздо проще, быстрее и прозрачнее.

По мнению Евгения Васиченко, на сегодняшний день в регионе нет полностью цифровых государственных услуг. Их появление станет возможным после того, как будут оцифрованы все процессы, а информация, которой между собой обмениваются официальные ведомства, будет машиночитаема. Увеличение скорости оказания услуг произойдет за счет того, что некоторые «звенья» в бюрократической цепочке станут ненужными.

Ускорить решение этой задачи можно уже и сейчас, путем упрощения административных регламентов при оказании услуг, избавившись от лишних согласований и действий. «К примеру, есть ситуации, которые многим хорошо знакомы. Родители тратят время на получение бумажного сертификата на материнский капитал, пенсионный фонд тратит время и ресурсы на то, чтобы этот документ напечатать и выдать. А по сути эта бумага как таковая не особо и нужна, ведь есть номер, который хранится в компьютере, присваивается определенному человеку», — объясняет Евгений Васиченко.

«Или, к примеру, приходит гражданин в МФЦ, чтобы получить ИНН. Документы уходят в ФНС, там изготавливают документ, ставят печать и по почте направляют в МФЦ. Если же сделать МФЦ уполномоченным самостоятельно печатать документ, получая из ФНС по электронной почте лишь присвоенный номер, то услуга выдачи ИНН будет оказываться быстрее».

Что же касается оцифровки услуг, в настоящее время на федеральном уровне утверждены 25 так называемых суперсервисов или приоритетных жизненных ситуаций для цифровой трансформации. Туда вошли следующие онлайн-услуги: оформление европротокола, цифровое исполнительное производство, помощь при инвалидности, трудовые отношения, социальная поддержка, пенсия, медицинские справки и документы, регистрация нарушений ПДД и правил благоустройства, регистрационные и паспортные сервисы, земля под строительство, уведомление и обжалование штрафов, правосудие, подача заявлений в правоохранительные органы, разрешения для бизнеса в цифровом виде, господдержка бизнеса, регистрация бизнеса, цифровое строительство, поступление в вуз, безбумажные перевозки пассажиров и грузов, цифровые документы об образовании, рождение ребенка, утрата близкого человека, образование в РФ для иностранцев, трудовая миграция и переезд в другой регион.

«Каждая их этих жизненных ситуаций сегодня предполагает, что человек должен неоднократно сходить в несколько инстанций, написать гору заявлений. Работа по 25 суперсервисам предполагает, что гражданин приходит в МФЦ и пишет только одно заявление, после чего без лишних для него действий получает услугу в полном объеме», — объясняет задачу Евгений Васиченко. И приводит пример, которому стоит следовать, в частности, при оказании госуслуг в новом формате для предпринимателей: «Сегодня в Китае гражданин, желающий заняться тем или иным видом предпринимательской деятельности, имеет возможность с помощью терминала всего за 10-15 минут получить необходимую лицензию и разрешение. Причем номер лицензии, его данные за это время уже будут внесены в реестр юридически значимой информации. У нас же аналогичные процедуры могут сейчас занимать недели и месяцы».

Генеральный директор ITSumma Евгений Потапов

Мне кажется, проблема — в понятийном аппарате. Люди нередко воспринимают цифровизацию экономики примерно так же, как цифровизацию сервиса «Госуслуги». Но если с последним всё более-менее просто и работает он почти всегда корректно, будучи перенесённым из жуткого бумажно-очерёдного оффлайна в быстрый и понятный онлайн, то экономика — это не какой-то отдельно взятый сервис…

Подробнее

Узкие места

Реализация нацпроекта не считается простым делом — специалисты видят целый ряд препятствий.

«Одним из главных является менталитет. У некоторых органов еще нет понимания того, как цифровизация должна работать. При этом сегодня у нас есть возможности, чтобы делать какие-то процессы на порядок быстрее по времени. Но тут возникает еще одна проблема — несовершенство нормативной базы», — рассказывает Евгений Васиченко.

Замминистра региональной экономики отмечает, что нормативное регулирование является вопросом, над которым Министерство цифрового развития РФ сейчас усиленно работает. Зачастую гражданин не может получить госуслугу в более короткие сроки не из-за нерасторопности чиновников, а по причине того, что процесс оказания услуги строго регламентирован существующими нормативами.

В связи с этим федеральное правительство предлагает создать экспериментальные правовые режимы для решения задач нацпроекта. «Регуляторные песочницы» должны обеспечить более быстрое внедрение инноваций, которому зачастую мешают несовершенные законы. Государство должно быстро «создать пространство, где можно будет делать то, что не совсем пока разрешено», говорил ранее вице-премьер Максим Акимов, курирующий программу «Цифровая экономика». Похожий правовой режим уже действует на базе Банка России. ЦБ запустил «песочницу» для новых финансовых технологий и услуг в апреле 2018 года. Сейчас в ЦБ поступило более 20 инициатив. В основном инициаторами выступают кредитные организации и финтех-компании. Большинство инициатив связано с использованием технологии распределенных реестров, включая токенизацию активов и проведение расчетов, уточнили в ЦБ. Первым продуктом, протестированным в «песочнице» ЦБ, стал один из сервисов Сбербанка. Также успешно прошли пилотирование сервисы по организации привлечения инвестиций в форме размещения токенов (ICO).

Еще одной проблемой является неразвитость инфраструктуры. Доступ к широкополосному интернету все еще остается дефицитом во многих муниципальных образованиях. В апреле этого года Правительство РФ начнет размещение заявок на оказание подрядных работ по прокладке оптоволокна и подключению по широкополосному интернету населенных пунктов. Будут ли эти заявки касаться отдельных регионов или же территории объединят в некие «кластеры», пока не известно. При этом ранее сообщалось, что весомая часть из 1,6-триллионного бюджета нацпроекта будет израсходована именно на инфраструктурное развитие.

Собственно экономика

Программа «Цифровая экономика», конечно, не ограничивается цифровизацией госуслуг. Одной из задач нацпроекта является создание и внедрение новых технологий, развитие существующих. Наиболее перспективными, с точки зрения экспертов, сейчас являются направление «искусственный интеллект» и «большие данные». Именно они уже сегодня могут найти применение практически во всех экономических сферах. Задача их применения и распространения, правда, будет по большей части лежать на плечах заинтересованного бизнеса, чем государства. Хотя есть и сегменты, где государству есть смысл принимать участие.

К примеру, в сфере ЖКХ очевидна перспектива сбора и обработки массовых данных с датчиков, которые управляющие компании будут ставить на тепловые, водопроводные сети. Евгений Васиченко считает, что полученная информация будет нужна для снижения затрат в этой сфере, экономии ресурсов.

В сфере медицины обработка больших данных может быть применима в онкологии. Оцифровка десятков и сотен тысяч рентгеновских снимков, на которых присутствует опухоль, позволит процесс ее распознавания переложить на искусственный интеллект с минимальным участием человека.

Таких примеров можно привести десятки по каждому виду экономической деятельности. Конкретные задачи, конечно, будут обсуждаться по мере возникновения запросов и необходимости.

Александр Потапов