Эта музыка будет вечной

Ирина Касьянова о нестандартном сезоне, амбициях и ожиданиях Иркутской филармонии
Кто-то сказал: «шагреневая кожа» классического искусства катастрофически сужается. Но когда смотришь репертуар Иркутской областной филармонии, бываешь на фестивалях и концертах, проходящих в ее стенах, понимаешь, что это высказывание неверно. В Иркутске преданных ценителей классической музыки немало, а ярких имен и событий в афише храма музыки предостаточно. Мы поговорили с директором Иркутской областной филармонии Ириной Касьяновой о нынешнем музыкальном сезоне, творческих планах и амбициях коллектива.

–Сезон был очень интересный, насыщенный, нестандартный, — рассказывает Ирина Владимировна. — Мы выходили из пандемии, назначали гастроли и выездные концерты (а это все затратно и финансово, и организационно). Публика нас ждала, артисты были заряжены на поездку. А потом все — раз! — и отменили. Эти качели, конечно, выматывали. Но потом нам разрешили гастроли по области, и к нам смогли приехать артисты.

— Кто был среди приглашенных музыкантов?

— Во-первых, иркутская публика познакомилась с новым дирижером. В октябре сюда приезжал яркий представитель Петербургской школы Илья Дербилов. Среди коллективов, с которыми он сотрудничает, крупнейшие симфонические оркестры Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Новосибирска, Омска, Красноярска, Томска и других городов России. Дербилов выступал с всемирно известными солистами, в числе которых Дмитрий Хворостовский, Денис Мацуев, Юрий Башмет.

Ирина Касьянова
Ирина Касьянова, директор Иркутской областной филармонии.

В Иркутске маэстро выступал и с симфоническим оркестром, и с оркестром русских народных инструментов, и с нашим хором. В конце октября мы наконец провели фестиваль «Байкальские струны», который откладывался с 2020 года. Тогда впервые к нам приехал известный певец Альберт Жалилов (публика его знает по программе «Романтика романса» на канале «Культура»). Он спел с русским оркестром, которым управлял Илья Дербилов. Именно в Иркутске они впервые поработали вместе. И хотя прошло уже довольно много времени, я на днях случайно услышала такой разговор пожилых дам: «Какой был концерт Альберта Жалилова! — говорила одна. — Всем надо ходить на такие замечательные концерты в филармонию!». И это было очень приятно слышать.

— Какими еще событиями запомнился этот сезон?

— Концертом баяниста-виртуоза с мировым именем, заслуженного артиста РФ Айдара Гайнуллина. Он тоже приехал на фестиваль «Байкальские струны». Провел два концерта: желающих послушать музыканта было много. У нас было два полных зала. Иркутяне давно знают Айдара Гайнуллина, он часто приезжал с Денисом Мацуевым. А в этот раз он работал с нашим симфоническим оркестром. Программа называлась «Эйфория». И слушатели испытали именно такие эмоции. Публика была просто в восторге. Замечательный концерт, оставшийся в памяти иркутян. А в канун Нового года состоялась премьера оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. Мы ставили ее совместно с Иркутским музыкальным театром. Огромное спасибо нашим коллегам за то, что они поддерживают наши проекты в части театрального реквизита, декораций.

— Постановка прошла на вашей сцене?

— Да, оркестр стал участником спектакля, как и в «Травиате». Режиссер постановки Егор Кириленко, роли исполняли Игорь Переверзев и народный артист России Николай Мальцев. Все остальные партии исполняли наши солисты и наш хор. Из Москвы на партию Адель мы приглашали выпускницу колледжа Шопена Анастасию Мельникову, которая сейчас работает в хоровой капелле в Москве. Анастасия очень понравилась иркутской публике. Она одна из наших воспитанников, птенцов, которые успешно работают в Москве, но не забывают малую родину, с удовольствием приезжают в Иркутск и выступают на нашей сцене.

После отмены всех пандемийных ограничений, что само по себе стало событием, мы провели фестиваль «Байкальские струны», где впервые в ранге дирижера оркестра русских народных инструментов выступил Василий Моисеенко. Коллектив был создан четыре года назад, но с дирижерами ему не везло. Василия мы увидели на конкурсе молодых дирижеров в Красноярске. Мы пригласили его возглавить оркестр, и он согласился. Это был его первый большой фестиваль.

— Ваше сотрудничество с Московской филармонией продолжается?

— Конечно. Она поддерживает нас во всех начинаниях: абонементы «Звезды 21 века» и «Пять вечеров с Губернаторским оркестром» не обходятся без артистов Московской филармонии. Это исполнители очень высокого уровня. Мы благодарны за такое сотрудничество. Ну а итогом сезона стал фестиваль «Дыхание Байкала». Это был сложный фестиваль.

— А в чем была сложность?

— У нас были совершенно другие планы. Мечтали поставить в этом году оперу «Дон Жуан» и пригласить на исполнение главной роли греческого певца Александроса Ставракакиса. Он стал победителем международного конкурса имени Чайковского. У него шикарный голос. Для иркутской публики это было бы подарком. Надеялись мы увидеть в нашей постановке и певицу Дениз Узун, которая сейчас работает в Германии. Но ситуация в мире изменилась, и нам пришлось расстаться с этой идеей. Жаль, ведь это все молодые, талантливые, красивые артисты с прекрасно складывающейся карьерой. Но мы не опустили руки и во второй раз поставили «Травиату» Джузеппе Верди, сделав акцент на новых исполнителей.

— Тоже приглашенных?

— Партию Травиаты исполнила солистка «Геликон-оперы» Лидия Светозарова. Иркутяне могли слышать ее в Тальцах, где в 2019 году она исполняла партию Марфы в «Царской невесте». Лидия несколько раз приезжала к нам и с небольшими концертными номерами. И после исполнила Виолетту в своем родном театре «Геликон-опера», которую музыкальные критики назвали лучшей на сегодняшний день Травиатой. Артистка эмоциональна и всегда непредсказуема. Не угадаешь, как она сыграет очередную мизансцену. Мы сделали ставку и на молодого тенора из Красноярска Давита Есаяна. Надеюсь, Красноярск с ним скоро попрощается (смеется), хотим его забрать в Иркутск. Давит — думающий тенор. Многие певцы выходят на сцену и начинают любоваться собой: посмотрите, как я взял эту ноту! Но при таком самолюбовании теряется контакт между актерами. Давит же настолько пластичен, податлив, мгновенно реагирует на партнеров по сцене. Это была игра, это был темперамент, это была трагедия. Зрители сопереживали каждой ноте, каждому жесту и взгляду артистов. Уходили с мокрыми от слез глазами. Спектакль удался на все сто.

— Что касается «Дон Жуана» — вы намерены приглашать российских звезд?

— Да, тем более что Иркутск обладает такой удивительной особенностью: однажды выступив здесь, молодой исполнитель словно заряжается какой-то творческой энергетикой, удачей. Давит Есаян три года назад был в Иркутске на отборочном туре вокального конкурса «Бельведер» и выступил не очень удачно. Он просто получил диплом участника. Жюри высказало певцу свои пожелания. За это время Есаян провел работу над ошибками и в январе получил Гран-при конкурса оперных певцов в Санкт-Петербурге. Конкурс показывали на канале «Культура». Мы с моей знакомой смотрели трансляцию, обмениваясь восторженными сообщениями: «Какой Давит! Как он звучит!». Пел он чудесно, грамотно по-актерски и по-музыкантски, каждая его ария была бриллиантом. Конечно, нам захотелось позвать его на партию Альфреда. И мы не прогадали!

— Фестиваля русской оперы в «Тальцах» иркутяне ждут с нетерпением, даже те, кто не считает себя знатоком оперного искусства.

— В этом году мы собираемся показать три шедевра Римского-Корсакова: премьеры одноактных опер «Кащей Бессмертный» и «Моцарт и Сальери», а также «Царскую невесту». Декорации уже находятся в «Тальцах». Роскошные костюмы ручной работы готовы. Их автор — художник по костюмам Иркутского драмтеатра Оксана Готовская. Вместе со сценографом Александром Плинтом они придумали красивую, интересную сценическую историю. Исполнители ожидаются звездные — солисты Большого театра, Мариинского театра, «Новой оперы», «Геликон-оперы». Их имена можно перечислять бесконечно. Все должно пройти на высшем уровне. Мы ждали этого события два года. 3 июля фестиваль откроется гала-концертом в филармонии. А 9 и 10, 16 и 17 июля приглашаем всех на площадку в музей «Тальцы».

— А что ожидает иркутских зрителей осенью?

— В сентябре впервые в рамках «Всероссийских филармонических сезонов» наш оркестр едет на гастроли в Новосибирск, Омск, Курган, Челябинск. Организатор тура — Московская филармония. У нас много амбициозных планов, в том числе связанных с оркестром русских инструментов. В 2020 году мы создали духовой оркестр. Его участники — люди, горящие своей работой, энтузиасты своего дела. Музыканты решили развивать коллектив в джазовом направлении. И у них уже есть своя преданная публика. Они профессиональны, музыкальны, образованны. Хотя джаз — сложная музыка, и не каждый ее понимает. Но ребята нашли свою нишу на музыкальном Олимпе.

Кроме того, 7 ноября Губернаторский оркестр Иркутской филармонии выступит в зале столичной филармонии. Солист — скрипач Павел Милюков, дирижер — Илмар Лапиньш. Так что планов у нас громадье. Планы амбициозные. Выступление в зале имени Чайковского — это очень ответственное дело. Не менее ответственное, чем концерт в Золотом зале Венской филармонии. Репетируем денно и нощно.

Екатерина Санжиева