Эпоха социального оптимизма

C 25 октября в большом зале Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева (ул. Ленина, 5) работает тематическая выставка «Комсомол: время, события, люди». Об экспозиции, включающей произведения живописи, графики, плаката, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, размышляет Владимир Чирков, заместитель директора музея по научной работе.

В наше встревоженное время, как будто сознательно выталкивающее из-под ног «кормящий ландшафт», прошедшие столетние юбилеи взывают здравомыслящих людей остановиться и прислушаться к прошлому. Особенно на фоне крупных юбилеев, имеющих громадное общественно-политическое и культурное значение: 100 лет со дня окончания Первой мировой войны, 100 лет Октября, 100 лет русского авангарда, 100-летие со дня рождения Солженицына…

Среди всех юбилеев 100-летие Ленинского комсомола воспринимается всеми поколениями, думается, особо остро. В прозе, поэзии, в драматургии, изобразительном искусстве, музыке создано великое множество художественных произведений, которые в праздничные дни звучат позитивным диссонансом по отношению к нынешнему масскульту, попсе и либеральной депрессивности. Достаточно услышать только заголовки или отдельные строчки песен, посвященных комсомолу, чтобы представить человека не только вполне понятной жизненной уверенности в завтрашнем дне, но носителя социального оптимизма: «Главное, ребята, сердцем не стареть…», «Любовь, комсомол и весна», «Словно аист белокрылый, вырос город Комсомольск», «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым», «Мой адрес Советский Союз!», «А я еду за туманом и за запахом тайги», «Яростный стройотряд», «Это наша с тобой биография»…

Анатолий Алексеев. Строители-скалолазы Саяно-Шушенской ГЭС. Холст, масло.

Даже самый предвзятый взгляд по отношению к советской истории, а значит и комсомолу, не найдет в этих часто романтических текстах и тени нынешнего индивидуализма, противопоставляющего свои интересы заботам страны, всего общества. Советское время — это время коллективной заботы одного человека о другом, заботы о стране. Понятно, что звучит это ох как пафосно в пору разливанного эгоцентризма, дешевого популизма и тотальной агрессивности. Что лучше-то, задается вопросом любой здравомыслящий человек, поглощающий (или для самосохранения пропускающий) сводки новостей из всех источников.

На многие вопросы отвечает выставка «Комсомол: время, события, люди». Богатые фонды художественного музея им. В.П. Сукачева позволили построить тематическую экспозицию, профессиональными средствами раскрывающую полифоническую картину мира советской эпохи. А в ней, как мы все хорошо знаем, было «всякое»: и высокое, романтическое, и низкое, трагическое. Музей избрал позитивный взгляд на историю комсомола, и имел на то право — на фоне нынешних проблем общества, переживающего жесточайшие противоречия.

Взяв за основу ретроспективный принцип построения экспозиции, музейные кураторы смогли показать эмоционально-позитивный образ советской эпохи. Попутно замечу, ныне дискутируемый вопрос о соцзаказе в искусстве и свободе творчества получает убедительный ответ: талантливый художник, чувствующий личную причастность к истории своей страны, достигает высоких художественных результатов.

«Комсомольская выставка» подтверждает устойчивую традицию отечественного искусства: на протяжении последнего столетия тенденция писать тематические, жанровые картины не прекращалась, художники искусно находили темы и сюжеты, часто в бытовых, с большой социально-просветительской нагрузкой композициях. Тому примеры: «Первая демонстрация в деревне» (1972) Николая Латышенко — вещь, далекая от высоких художеств, но пронзительно искренняя, можно сказать наивная по авторской интонации веры в будущее человека. Или хорошо знакомая иркутянам композиция «Ликбез» (1969) Владимира Кузьмина.

Владимир Кузьмин. Ликбез. 1969. Холст, масло.

Картина повествует о мало знакомой современному зрителю и читателю странице ликвидации безграмотности в нашей стране. Ее содержание красноречиво: по данным 1917 года, всего 21% населения страны обладал минимальными навыками письма и чтения. Для решения кричащей проблемы молодое советское правительство срочно, 26 декабря 1919 года, издает декрет «О ликвидации безграмотности в РФСР». Декрет был «приказным»: все население страны в возрасте от 8 до 60 лет было обязано учиться грамоте. Картина Кузьмина ценна не только правдивостью исторического факта, но передачей трепетного отношения автора к каждому персонажу.

«Ликбез» в экспозиции выставки взял на себя особую роль водораздела кардинальной смены стилистических предпочтений художников конца 1950-х и в 1960-е годы. На фоне «суровостильного» «Ликбеза», его подчеркнуто правдивого, даже приземленного характера повествования более зримо, более явственно видится другая, противоположная крайность искусства предыдущих десятилетий соцреализма — лакировка действительности, которая отразилась в короткой, уже в момент рождения своего ироничной фразе: «Жить стало лучше, жить стало веселей». Однако же, переносясь в прошлое время, начинаешь понимать, что «искусство утопии» выполняло компенсаторную функцию переживания положительных эмоций советских людей, на долю которых выпали мыслимые и немыслимые испытания — потрясения социального и политического характера, войны, репрессии.

Ярчайшими примерами «красивых» картин на выставке являются: «Подсчет трудодней» (1934) Александра Моравова, «Энтузиасты Каховки» (1951) Сергея Григорьева и др. Эти композиции, отмеченные искусственной театральностью, кажутся органичными в пространстве эстетики сталинской эпохи, прежде всего советского кинематографа во главе с «блокбастером» 1938 года «Волга-Волга» Григория Александрова.

Сергей Григорьев. Энтузиасты Каховки. Холст, масло. 1951.

Кураторы выставки «Комсомол: время, события, люди» воздали должное священной для нашей страны военной теме. Музейные фонды позволили раскрыть военную тему в эволюции. Здесь и «Утро Москвы» (1942) Константина Юона, и «Смерть Зои» Николая Шабалина, и «Освобождение Калуги» (1946) Павла Соколова-Скаля. В этом ряду несколько особняком стоит картина Федора Решетникова «С Победой» (1947). Идеализация, театральность, пафосный характер живописи сталинской поры метафоричен и в данном случае оправдан темой — великой ПОБЕДОЙ советского народа в войне.

Оставаясь в пространстве исторического времени, отбрасывая нынешнюю политическую и иного рода конъюнктуру, мы объективно признаем выдающиеся завоевания советских художников в жанре портрета. Включенные в экспозицию живописные и графические произведения в жанре портрета убедительно демонстрируют не просто интерес художников к человеку-современнику, интерес, вырастающий до пиетета — не важно, какой профессии он, этот человек, есть: доярка, механизатор, строитель, музыкант, учитель, ученый. Зная о таких образах, внимательно, неспешно вглядываясь в изображенные лица, проникаешься доверием и уважением к человеку. И веришь во все те дела, которые совершили эти благородные люди — они были современниками художников — выразителей чувства социального оптимизма. Достоверность образов — одно из принципиальных, прошедших испытание временами качеств искусства реалистической традиции. Именно по этой причине подолгу задерживаешься перед полных человеческого достоинства оптимистическими образами Анатолия Алексеева («Строители-скалолазы»), монументальными полотнами Виталия Рогаля «Иркутская ГЭС (Сибирские огни)» (1959), у самого популярного сюжета про Братскую ГЭС, среди которых отдельно назову «Братская ГЭС строится» (1962) Александра Шаталова и многие другие.

Александр Шаталов. Братская ГЭС строится. 1962. Холст, масло.

 

Историческая справка

Первый Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи начал свою работу 29 октября 1918 года (с этого дня и идет история комсомола, переименованного в 1922 году в ВЛКСМ — Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи). Послереволюционное и время Гражданской войны было трагическим, в искусстве поддержавшим многовековую традицию тематической картины и реалистического портрета. Жанр историко-революционной картины, как правило больших форматов, и задает тон всей выставки. Интересно то, что иркутская экспозиция предлагает «свой» вариант осмысления событий революционной эпохи — десятилетия спустя после их свершения, в 1960-1970-е годы. Были тому политические поводы: страна отмечала юбилеи революции и ее вождя — Ленина. Романтическим пафосом с налетом идеализации персонажей веет от крупноформатных композиций.