Экономика Бурятии: «Будет круче, чем в Китае»

На экономических итогах года Бурятии не могла не отразиться ситуация политическая. 2017-й стал знаковым: в правительстве Бурятии практически полностью сменился экономический блок. К тому же после прихода нового главы, который привел за собой и новые связи, заметно оживилась транспортная составляющая экономики. Особенно — связанная с авиацией.

В этом году Минтранс России принял решение о придании аэропорту «Байкал» в Улан-Удэ статуса «пятой степени свободы» — и об этом лично сообщил в ходе своего визита в Бурятию министр транспорта РФ Максим Соколов. Улан-Удэ станет четвертым городом в стране, который получит такой статус. Сегодня режим «открытого неба» действует во Владивостоке, Сочи и Калининграде. Пятая степень свободы воздуха предусматривает выполнение полетов в аэропорт любым иностранным перевозчиком почти без ограничений, вне зависимости от условий соглашений об авиасообщении его страны с Россией. При этом иностранные авиакомпании смогут не только выполнять международные полеты из Улан-Удэ, но и совершать транзитные перелеты между третьими странами с посадкой в «Байкале».

Кроме того, перевозчики смогут в аэропорту Улан-Удэ брать на борт новых пассажиров. Как пояснил Соколов, на практике это значит, что турист, следующий, например, китайской или монгольской авиакомпанией в Европу может сделать краткосрочную остановку в Улан-Удэ и посетить красоты Байкала, другие достопримечательности Бурятии и в дальнейшем продолжить перелет на рейсе своей компании. «Решение о введении пятой степени свободы в аэропорту Улан-Удэ — это большой шаг к повышению доступности региона, повышению туристического и экономического потенциала республики», — считает глава республики Алексей Цыденов.

И это не единственные новости из авиационной сферы. В Бурятии до конца года будет создана новая региональная авиакомпания «Байкал», сообщил 21 декабря генеральный директор аэропорта «Байкал» Евгений Сивцов. Авиакомпания будет работать как филиал компании «Ангара», которая в настоящее время летает в районы республики. До нее местные рейсы выполняла компания «ПАНХ». Образованная в 2009 году, в 2016 году она столкнулась с финансовыми трудностями, государственная транспортная лизинговая компания расторгла с ней договор на пять самолетов. Затем «ПАНХ» сменили «Бурятские авиалинии», летавшие на север республики вместе с дагестанской компанией «Пионер — региональные авиалинии». 7 февраля 2017 года федеральное агентство воздушного транспорта аннулировало сертификаты эксплуатанта двух авиакомпаний, работающих в Бурятии — «Бурятские авиалинии» и «Пионер — региональные авиалинии». И только теперь в Бурятии снова может появиться свое региональное предприятие в этой сфере.

Отметим, эти и другие изменения в Бурятии связывают с приходом к власти Алексея Цыденова, в прошлом — топ-менеджера РЖД и заместителя министра транспорта России.

Проблемная турзона

Сдвинулся в этом году с мертвой точки и вопрос об особой экономической зоне «Байкальская гавань». Напомним, в апреле этого года стало известно, что проект больше не получит федеральных денег: об этом решении стало известно на совещании глав регионов с заместителем председателя Правительства РФ Дмитрием Козаком. Федеральный бюджет, отметили российские чиновники, не справится с дальнейшим развитием федеральных ОЭЗ различного типа, и потому решено передать ОЭЗ регионам в том виде, в котором они сегодня находятся. По результатам проверки деятельности акционерного общества «Особые экономические зоны» и юридических лиц, созданных для управления ОЭЗ в Бурятии и Иркутской области в 2014 и 2015 годах, Счетная палата России отметила, что за десять лет существования ОЭЗ они так и не стали «действенным инструментом поддержки национальной экономики».

3 сентября на своей пресс-конференции ситуацию с особой экономической зоной «Байкальская гавань» прокомментировал господин Цыденов. Он подчеркнул, что Бурятия сохранила ОЭЗ и взяла на себя ее содержание и эксплуатацию и теперь ведет переговоры даже об увеличении ее территории. Позднее в республике в целях создания акционерного общества ОЭЗ «Байкальская гавань» выделили бюджетные средства на внесение в уставной капитал в сумме 5 миллионов рублей в 2017 году и по 60 миллионов в 2018 и 2019 году.

Перспективность турзоны и эффективность подобного расходования бюджетных денег вызвала вопросы у депутатов местного парламента. По их словам, несмотря на то что в проект турзоны уже вложено 4,86 миллиарда рублей, в том числе 1,77 миллиарда из республиканского бюджета, пока «Байкальская гавань» далека от самоокупаемости. На сегодняшний день зарегистрировано 12 резидентов. Еще три компании прошли стадию экспертного совета и скоро тоже получат статус резидента. Заявлено 12 миллиардов рублей инвестиций, по факту вложено лишь 164 миллиона рублей.

Наметились перспективы и в решении вопроса об алкогольных акцизах. Речь в этом году, опять-таки после смены главы Бурятии, шла либо о возрождении компании «Байкалфарм», в свое время приносившей в бюджет до миллиарда рублей налогов, либо о создании нового предприятия. 17 апреля соглашение о намерениях в реализации инвестиционного проекта «Производство ликероводочной продукции в Республике Бурятия» подписали Алексей Цыденов с и ООО «Байкальский ликероводочный завод». Работать он должен начать с 2018 года, а уже в 2019 году объем налоговых поступлений от предприятия должен достигнуть 400 миллионов рублей.

Пока же основным налогоплательщиком остается Улан-Удэнский авиационный завод (УУАЗ). Впрочем, и от него в 2017 году в Бурятии налогов ожидают значительно меньше уровня 2016 года. Связано это с отсутствием крупных коммерческих заказов, за которые можно выручить валюту, выиграв на разнице курса рубля к доллару. В этом году машины завод готовит в основном для использования внутри страны. Так, он передал Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) партию вертолетов в медицинском исполнении для авиакомпании «СКОЛ». Вертолеты эти будут использоваться в Ханты-Мансийском автономном округе и ряде других регионов. В июле УУАЗ досрочно передал Минобороны России два вертолета для арктической группировки войск представителям Воздушно-космических сил, а в декабре стало известно, что УУАЗу может достаться контракт на производство вертолета для «Газпрома». Речь идет о вертолете, предназначенном для доставки грузов, людей к вышкам, которые находятся в шельфе, то есть для транспортировки над водной поверхностью. Но этот контракт — пока что дело будущего.

Экономика без стратегии

Настоящее же таково, что 2017-й стал вторым годом, который Бурятия провела без стратегии социально-экономического развития. Фактически это означает, что сегодня никто не представляет толком, куда движется экономика региона и зачем. Последняя действовавшая в Бурятии программа социально-экономического развития окончила свое действие в 2015 году, тогда же был заслушан и отчет о ее реализации. В 2016 году в республике стартовала разработка стратегии развития региона до 2030 года. Документ планировали утвердить в Бурятии в начале 2017 года, но не случилось. В министерстве это поясняют тем, что первоначально программа СЭР должна была быть рассчитана до 2030 года, но затем на уровне правительства России этот срок увеличили до 2035 года. В связи с этим были перенесены и сроки планирования и разработки документа. Так что теперь в качестве последнего срока определена дата 1 января 2019 года.

Между тем необходимость такого документа очевидна, говорят эксперты, и об этом в частности речь шла в ходе подготовки бюджета Бурятии на 2018 год. По мнению экономиста, депутата Народного хурала Екатерины Цыреновой, именно отсутствие единой концепции развития мешало увидеть картину в целом. «Если у нас так и не принята стратегия развития Бурятии, не сформированы основные задачи, о каком бюджете развития может идти речь? И какие расходы в бюджете на 2018-2019 годы можно отнести к бюджету развития? Все происходит разрозненно, нет единой концепции, единого подхода и вряд ли мы сможем дальше развиваться в такой ситуации», — отметила Цыренова.

Проект стратегии социально-экономического развития до 2035 года в Бурятии в нулевом чтении рассмотрят в сентябре 2018 года. Делать это будет уже Народный хурал нового созыва, а готовить документ, начатый командой прежнего губернатора, будет команда нового. Отметим, ее формирование должно завершиться к концу года.

«Круче, чем в Китае»

Нужно сказать, планы в правительстве Бурятии сейчас строят поистине наполеоновские. «Мы поставили для себя цели. Начиная с 2019 года валовый региональный продукт должен расти по семь процентов ежегодно. Это круче, чем в Китае», — заявил на совете по улучшению инвестиционного климата Алексей Цыденов. Он подчеркнул, что цифра очень амбициозная, но есть возможность ее достичь. — Мы понимаем, какие проекты должны быть реализованы, какие месторождения должны быть проданы, какие проекты будут запущены, все реально. Но без привлечения инвестиций все наши планы останутся просто планами. Надеюсь, что наша сегодняшняя работа даст толчок для того, чтобы мы с вами сделали большой шаг вперед для развития республики».

Министерство экономики с ним согласно. 25 октября врио министра экономики республики Тимур Будаев на публичных слушаниях по бюджету республики заявил, что промышленное производство в Бурятии к 2020 году увеличится на 8% к уровню 2017 года. Ежегодно показатели будут увеличиваться за счет доведения объемов добычи угля на Никольском месторождении до 3 миллионов тонн в 2020 году. А также за счет роста добычи урана до 1000 тонн в год в 2019-2020 годах и освоения в 2020 году запасов золота на глубоких горизонтах (рудник Ирокинда, Холбинский, освоение новых площадок: Жанокской и Онот-Китойской). В обрабатывающей промышленности объем производства в целом за три года вырастет на 4% (к уровню 2017 года) в основном за счет динамики в авиационной, пищевой промышленности, производстве бумаги, промышленности строительных материалов. «Мы ожидаем постепенное восстановление отраслей, ориентированных на внутренний рынок, прежде всего это АПК и жилищное строительство, — отметил господин Будаев. — Росту оборота розничной торговли — на 1% ежегодно — будет способствовать увеличение въездного турпотока, который к 2020 году увеличится в 1,2 раза».

Впрочем, все эти красивые цифры — пока только планы. Фактом же является то, что, по данным на ноябрь, в Сибири рост промышленного производства наблюдался во всех регионах, кроме Хакасии и Бурятии. Здесь индекс составил 91,6%.

Марина Денисова