Ясельный закон Ларисы Егоровой попал под «Соломоново решение»

Законопроект регионального отделения партии «Справедливая Россия», предусматривающий ежемесячные выплаты семьям, в которых ребенок не получил места в муниципальном детском саду, накануне стал предметом уникального прецедента. По итогам заседания комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного собрания Иркутской области этот закон не был внесен в повестку ближайшей сессии и не был одобрен для принятия в первом чтении. Однако депутаты воспользовались редко применяемой статьей регламента, позволяющей доработать текст законопроекта и заново рассмотреть его, при этом не отзывая инициативу. Подробности — в материале корреспондента «АН».

Закон нужен

На прошлой неделе на рассмотрение профильного комитета ЗС был внесен законопроект «О ежемесячной денежной выплате в Иркутской области семьям, ребенок которых не посещает муниципальную дошкольную образовательную организацию или посещает группу кратковременного пребывания детей в муниципальной дошкольной образовательной организации в связи с отсутствием мест в таких организациях, отсутствием в населенном пункте по месту жительства (месту пребывания) муниципальных дошкольных образовательных организаций».

Его инициатором и разработчиком стало региональное отделение политической партии «Справедливая Россия». Как поясняет председатель совета регионального отделения партии Лариса Егорова, инициатива предусматривает ежемесячные выплаты в размере МРОТ на одного ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет (около 10-11 тыс. рублей). «По большому счету, это можно назвать «зарплатой» для мамы, занятой уходом за ребенком и поэтому не имеющей возможности трудоустроиться где-либо, — поясняет она. — Кроме того, наша инициатива позволяет решить проблему с нехваткой детских садов в сельской и труднодоступной местности».

Председатель совета регионального отделения партии «Справедливая Россия» Лариса Егорова

Предварительно, как того требует порядок, свои отзывы на законопроект дали областная прокуратура, управление министерства юстиции, уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области, правовое управление Законодательного собрания, губернатор Иркутской области и Ассоциация муниципальных образований Иркутской области.

Все вышеуказанные ведомства, кроме губернатора, сошлись в одном: концептуально законопроект следует поддержать. А дальше каждое из ведомств высказало некоторые замечания юридико-технического характера. Кое-где оказалась нарушенной внутренняя логика статей самого законопроекта, какие-то нормы дублируют областной закон о мерах поддержки многодетных семей.

Рассмотрение законопроекта на комитете растянулось почти на час. Выступавшие фактически повторяли и развивали предварительные отзывы.

Полномочный представитель губернатора Иркутской области в Законодательном собрании Роман Буянов и министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Владимир Родионов, исходя из отзыва губернатора, упор в критике сделали на финансовом обеспечении закона. Что понятно. Тем более, что область взяла обязательства перед федеральным центром не увеличивать меры социальной защиты населения за счет бюджетных средств.

С целью экономии министр социальной защиты Иркутской области и представитель губернатора настаивали на оказании помощи «на основе критериев нуждаемости и адресности», расширении списка документов, необходимых для ее получения.

В то же время есть очень интересные предложения, прозвучавшие как на самом комитете, так и на рабочих совещаниях по законопроекту.

Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова

Так, например, Ассоциация муниципальных образований Иркутской области рекомендовала включить в перечень получателей пособия семьи, чьи дети не могут посещать детские сады по медицинским показателям.

Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова не только высказала аргументированное мнение об актуальности и целесообразности инициативы, подчеркнув, что в области до сих пор есть семьи, получающие лишь пособие в размере 50 рублей на ребенка. Она призвала увеличить возраст детей, родителям которых предназначена субсидия, вплоть до 6-7 лет. А свое выступление Семенова закончила словами о том, что «инициативу необходимо дорабатывать, и я готова поучаствовать в этой работе».

Депутат Алексей Козюра посоветовал учесть ситуации, когда дети временно не могут посещать детские сады, например, если детский сад закрыли на ремонт, а место в другом образовательном учреждении не предоставили.

Соломоново решение

Итог обсуждения подвел руководитель комитета, вице-спикер ЗС Андрей Лабыгин, который также отметил насущность инициативы, как и важность ее доработки, «связанной с очевидностью поручения президента о необходимости соблюдения адресности социальной помощи».

При этом вывод Андрея Лабыгина о дальнейшей судьбе законопроекта оказался неожиданным. Как правило, в подобных случаях — когда та или иная инициатива требует доработки и не может быть рекомендована к вынесению на сессию, ее обычно отзывают из ЗС. Для авторов законопроектов такое решение означает, что весь путь по продвижению их инициативы придется начинать заново. Иными словами, в следующий раз нужный людям закон может попасть на рассмотрение депутатов через длительное время.

Однако вице-спикер ЗС предложил пойти по иному пути. «Существует статья регламента работы Законодательного собрания, допускающая изменение текста законодательной инициативы и ее повторное внесение на рассмотрение без необходимости отзыва, — заявил Андрей Лабыгин. — Ранее мы такую практику не применяли, но ведь все когда-то случается впервые. Согласен, что актуальность поднятой проблемы высока, поэтому применим такой выход из ситуации. Депутаты ЗС готовы также оказать помощь авторам закона в его доработке».

Павел Деранжулин: «Мы поменяем текст закона, не меняя заложенных в нем принципов поддержки социально незащищенных слоев населения»

Авторов, представителей партии «Справедливая Россия», подобное решение удовлетворило. «Если резюмировать, то предложенный вариант приемлем для нас. Мы поменяем текст закона, не меняя заложенных в нем принципов поддержки социально незащищенных слоев населения», — говорит юрист Павел Деранжулин, представляющий в ЗС партию «Справедливая Россия».

«Считаю, что сегодня депутаты ЗС поступили мудро. Для меня важно, чтобы этот законопроект был доработан и начал действовать как можно быстрее, чтобы жителям Иркутской области было материально легче воспитывать детей, — комментирует Лариса Егорова. — Мы будем дорабатывать закон. Понятно, что он не рассчитан на семьи с высокими доходами, которые предпочитают отдавать ребенка в частный детский сад или нанимать няню. Наша инициатива рассчитана на людей, живущих в селах, маленьких городах, где нецелесообразно строить детские сады, а также на тех, кто теряет возможность работать и получать доход из-за ухода за ребенком. Главное, за что мы будем бороться, чтобы наш закон не оброс впоследствии различными бюрократическими моментами, необходимостью собирать многочисленные справки для получения выплат».

По словам Ларисы Егоровой, ясельный закон — не первая социально-значимая инициатива, выдвигаемая представителями регионального отделения партии «Справедливая Россия». «До этого были законы о поддержке садоводов, детей войны, а также улучшении условий работы представителей малого и среднего бизнеса», — перечисляет она.

Александр Потапов

В контексте
О «ясельном законе» подробнее

Проект закона, инициированного Ларисой Егоровой, опирается на данные, предоставленные Министерством образования Иркутской области. Согласно информации ведомства на октябрь прошлого года, количество детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, состоящих на регистрационном учете для получения места в детских садах Иркутской области, составляет 21188 человек. При этом количество детей, получающих услуги по дошкольному образованию, составляет 26118 человек. Фактически складывается ситуация, когда каждый второй ребенок не может воспользоваться услугами дошкольного образования. Наиболее сложная ситуация с обеспеченностью местами в дошкольных образовательных учреждениях детей данной возрастной категории сложилась в городах Иркутск, Братск, Усолье-Сибирское, Ангарском, Иркутском и Шелеховском районах, то есть в территориях с традиционно высоким уровнем жизни.