Изменить подход к развитию

В честь празднования Всемирного дня туризма в Иркутской области состоялся круглый стол, на котором региональное агентство по туризму вручило благодарственные письма представителям турбизнеса за активную деятельность в этой отрасли. Журналисты рассчитывали, что в рамках круглого стола состоится обсуждение проблем развития туризма в Приангарье, но после награждений все участники перешли к фуршету, и, чтобы узнать о результатах завершающегося летнего туристического сезона и перспективах туристической отрасли, нам пришлось ловить экспертов в перерывах между праздничными тостами.

Будущее за экотуризмом

Руководитель регионального Агентства по туризму Марина Рожкова сообщила, что правительство Иркутской области намерено изменить подход к развитию туризма — в финансовом, информационном и организационном планах. Это необходимо для того, чтобы эффективно решать такие проблемы туротрасли, как неразвитая инфраструктура, недостаток квалифицированных кадров, неудовлетворительное состояние туристических объектов и многое другое.

«Мы сейчас начали разрабатывать концепцию развития туризма в Приангарье, которая включает в себя развитие регионального туристического продукта, создание условий для круглогодичного туризма, формирование имиджа Приангарья. В планах также — создание интернет-портала туристических услуг, издание каталога туристических продуктов, участие в региональных, федеральных, международных выставках», — рассказала Марина Рожкова.

Председатель комитета по экономике администрации Иркутска Алексей Альмухамедов надеется, что очень скоро туристы будут чувствовать себя в Иркутске так же комфортно, как в любом другом развитом городе мира. «В этом году в Иркутске состоялся международный форум «Байкальское гостеприимство». Очень хороший опыт, нужно чаще проводить подобные мероприятия. Нужно стремиться к соответствию международным стандартам качества, чтобы туристам хотелось к нам возвращаться снова и снова», — подчеркивает чиновник.

В настоящее время ведется активная работа по созданию единого бренда Байкала, охватывающего и Иркутскую область, и Бурятию. По словам Алексея Альмухамедова, приглашены специалисты по брендированию, которые должны помочь определить «самоидентичность Байкала». «Это непросто. Чистотой и красотой славится не только Байкал, но и другие водоемы. Нужно найти какую-то уникальность нашего озера, что-то особенное, с чем у туристов ассоциировался бы только Байкал», — говорит председатель комитета по экономике.

Алексей Альмухамедов также отметил, что сейчас туризм практически не приносит Иркутску дохода. Все едут в основном на Байкал, в Иркутске долго не задерживаются. Необходимо менять эту ситуацию, привлекать не только путешественников, но и деловых людей, которые будут приезжать именно в столицу Приангарья. «Мы ведем работу по развитию делового туризма, именно в этой сфере у нас есть перспективы, в том числе благодаря Байкалу (после деловых конференций гостей можно свозить на наше уникальное озеро). Но пока нет структуры, которая целенаправленно занималась бы организацией крупных международных мероприятий и привлечением в Иркутск деловых туристов. По нашим подсчетам, в городе можно проводить порядка 20-25 крупных мероприятий в год. Это будет стимулировать и строительство новых туристических объектов. Часто говорят, что появление новых гостиниц подрывает авторитет уже существующих. Это не так. Известные бренды, такие как «Марриотт», приходя в город, не отбирают туристов у других гостиниц, а сами генерируют туристические потоки», — подчеркнул господин Альмухамедов.

Сейчас в регионе обсуждается возможность создания конвеншн-бюро — центра по координации сил и продвижению мероприятий, способствующих развитию делового туризма. По прогнозам экспертов, это даст пятидесятипроцентный прирост доходов от отрасли.

Для того чтобы Приангарье стало более привлекательным для туристов, нужно открывать как можно больше иностранных представительств в Иркутске, активнее развивать судоходство, разрабатывать новые туристические тропы, оборудовать больше мест для видового наблюдения, перечисляет господин Альмухамедов и добавляет, что Иркутск должен быть точкой въезда, из которой будет осуществляться перераспределение потоков туристов на новые места на Байкале. «Открыв на побережье новые точки, которые ранее были недоступны, мы увеличим время пребывания у нас туристов. Сегодня мы пытаемся удивить туристов качеством гостиниц и сервиса, но это им уже неинтересно. Нам нужно делать упор на экологический туризм. Нужно создавать экоотели, которые будут встроены в ландшафт, не нарушая, не уродуя его», — уверен он.

Еще один немаловажный момент: приезжая в Иркутск, турист должен попадать в дружелюбную среду, где он сможет легко ориентироваться. А для этого нужно развивать службу городской навигации.

Дело оптимистов

Представители турбизнеса оптимистически смотрят на новые программы, разрабатываемые городскими и областными властями, но не потому, что эти документы настолько хороши, а потому, что туризмом занимаются в основном оптимисты. «Мы всегда надеемся, что с новым руководством все будет иначе. Вот и сейчас мы ждем каких-то положительных перемен», — отмечает директор компании «Гринэкспресс» Вадим Копылов, имея в виду нового руководителя агентства по туризму Марину Рожкову. А по поводу самих программ развития отрасли в Приангарье (и действующей, и разрабатываемой) Вадим Копылов сказал следующее: «Главная проблема — нет комплексного подхода. Все заложенные в программах меры касаются прежде всего инженерных вопросов локального характера, то есть оказывается поддержка каким-то конкретным проектам. А нужно создавать условия для развития отрасли в целом».

Несмотря на то что Байкал по-прежнему не имеет узнаваемого бренда и не отличается хорошей туристической инфраструктурой, он все равно с каждым годом пользуется все большей популярностью, как у российских, так и у иностранных туристов.

«Мы еще не подводили итоги летнего сезона, но, на мой взгляд, он перекроет прошлогодний сезон по внутреннему туризму процентов на 20, по въездному, может, на 10. Внутренний рынок хорошо себя показал, в первую очередь потому, что Байкалом активнее стали интересоваться представители европейской части России. Они уже насытились заграницей и обнаружили, что совершенно не знают отдаленные регионы своей страны. Поэтому потекли потоки туристов на Алтай, Байкал, Камчатку. Кроме того, многих отпугивает политическая обстановка в других странах: все знают о волнениях в Греции, Египте», — говорит Вадим Копылов.

Для отдельных туркомпаний летний туристический сезон был особенно сложным. Исполнительный директор «Байкальской Визы» Станислав Ленник рассказывает: «Мы начали сезон в условиях закрытия гостиничного комплекса «Маяк». Это негативно отразилось на наших результатах — около 40 конференций, которые должны были пройти в нашей гостинице, переехали в другие гостиничные комплексы Иркутской области и соседних регионов. В целом мы потеряли от 2 до 4 тыс. туристов. Кроме того, мы привыкли, что самый крепкий по доходам месяц — это июль, но в этом году он был слабым. Зато прибыльными были август и сентябрь».

По выездному туризму отмечается положительная динамика. Во-первых, в последнее время разница между понятиями «высокий» и «низкий» (в смысле летний и зимний) сезон стирается. Выездной туризм становится круглогодичным. Во-вторых, турпоток из Иркутской области ежегодно увеличивается на 10-15%.

Как рассказал специалист по выездному туризму, директор турфирмы «РАМЭС» Игорь Лиманский, в этом году среди иркутян особенно были популярны туры в Таиланд и Турцию. При этом снизился поток туристов в Китай. Это связано с отсутствием прямых рейсов на курорты этой страны. «Раньше люди готовы были лететь в Китай с пересадками, а теперь, когда так много открылось прямых рейсов в другие страны (Корею, Вьетнам, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан), с пересадками не хотят. Кроме того, в этом году снят рейс Иркутск — Хайнань», — объясняет Игорь Лиманский.

Представитель «РАМЭС» отмечает, что этот год был довольно успешный. «В отличие от нескольких предыдущих годов, не отменился ни один из заявленных весной рейсов. Не было совсем горящих туров, которые были бы проданы по бросовой цене. Отдых в Таиланде становится круглогодичным, что тоже не может не радовать», — подводит итоги господин Лиманский.

PDF номера