Из проруби за руль

«Колеса — таблетки от социальных болезней» — так звучит известный афоризм. Участники ежегодной экспедиции «Байкал-Трофи» на полном серьезе утверждают, что их жизнь делится на до «Трофи» и после. Трясущиеся от страха руки при первом вождении на скользкой поверхности, жжение кожи во время ныряния в прорубь, доля секунды, за которую нужно принять единственно верное решение в экстремальной ситуации — на льду эмоции обостряются, и с ними снимаются все социальные маски, за которыми люди прячутся в городе.

Ломать торосы на морозе — самое лучшее, что было в жизни

Хотя ежегодная экспедиция «Байкал-Трофи» существует с 2005 года, раньше в ней могли принять участие только «бывалые» — те, кто знаком с управлением автомобилем на льду не понаслышке. В этом году мероприятие приобрело более массовый характер — в «Байкал-Трофи-2012» смогли поехать все желающие, которым опостылел мягкий диван и душный рабочий офис. Каждый из них способствовал осуществлению рекорда: «Трофи» стало самой протяженной в мире экспедицией по льду — 2 тысячи 34 км за 10 дней. Об итогах прошедшей поездки был снят фильм, который продемонстрировали в ноябре в одном из кинотеатров Иркутска. «Жаль, что я не мужчина, а то тоже бы поехала», — слышалось с соседнего ряда. Увы, женщинам на «Трофи» путь заказан. «Такие тяжелые условия, как в нашей экспедиции, не каждый здоровый мужик перенесет, а что говорить про хрупких дам. К тому же в местах, где вокруг только голый лед, сложно решать вопросы гигиены, да и управлять смешанной командой достаточно проблематично», — комментирует комиссар экспедиции Михаил Бобовский. В «Байкал-Трофи» абсолютно нет демократии: все важные решения принимает либо единолично комиссар, либо совет из наиболее опытных участников экспедиции. Распорядок дня спартанский: подъем в 6.45 и не минутой позже, работа на морозе (будь то ремонт машины или прочистка дороги от больших торосов), нахождение за рулем до 16-18 часов в день.

Каждый год в семейном кругу одного из основателей экспедиции «Байкал-Трофи», уполномоченного по маршруту и прохождению спецучастков Сергея Шутова «висит» один и тот же риторический вопрос: «Может, в этом году не поедешь?» На него уже в течение семи лет Сергей, механик по профессии, отвечает отрицательно. «Домашние каждый раз протестуют. Так как знают, что я ничего не могу поделать, — говорит заядлый автолюбитель. — «Трофи» — часть моей жизни, это та порция заряда энергии и адреналина, которую я не могу получить никаким иным способом. Иногда отдаешься воспоминаниям и вдруг неожиданно осознаешь, что убирать пешней торосы на жутком морозе — один из лучших моментов твоей жизни. Остальное все пустое. А вообще, в нашей команде мы никогда не обсуждаем, почему кто ездит на «Байкал-Трофи». Уж слишком это личный и интимный вопрос», — поделился Сергей. Чуть позже он подчеркнул, что не все ранее активные участники экспедиции продолжают ездить в экстремальные поездки. «Никто не признается вслух, но многие не присоединяются, потому что страшно. Люди боятся. И это понятно. Ведь, какая бы у тебя ни была подготовка, ты никогда полностью не застрахован от непредвиденной ситуации».

Паниковать не нужно. У тебя есть целая минута, чтобы выбраться из тонущей машины

«Байкал-Трофи» считается самой опасной туристско-приключенческой экспедицией в мире. В этом году прямо перед началом поездки иркутские эмчеэсовцы настойчиво рекомендовали ее отложить: дело в том, что незадолго до старта на одном из запланированных мероприятием участке ушла под воду машина. Но любители экстрима взяли ответственность на себя и рискнули отправиться на поиски приключений. «У нас оборудования столько, что мы и сами можем проводить спасательные операции не хуже МЧС. К тому же перед основной экспедицией мы провели разведочную поездку по маршруту, во время которой во всех деталях оценили обстановку на льду», — убеждает технический координатор «Байкал-Трофи» Артем Кайчук.

И все же, какая бы подготовка ни была проведена перед экспедицией, никогда нельзя полностью гарантировать безопасность на льду. «Во время одной из экспедиций мы проезжали бухту Змеиную на Чивыркуйском заливе. Одна машина в колонне проехала абсолютно спокойно, а следующая, шедшая всего со скоростью 15 км/ч, провалилась в образовавшуюся за мгновение трещину. К счастью, находившиеся там люди сумели выбраться на сушу. Байкал живой, он дышит, изменяется прямо на глазах. Причем хуже всего то, что за 10 минут тонущий автомобиль может полностью скрыться под ледяную воду; его в этом месте будто никогда и не было. Поэтому я ни в коем случае не советую никому совершать поездки по льду в одиночку и без основательной подготовки», — рассказывает уполномоченный по маршруту и прохождению спецучастков Сергей Шутов.

Даже использование специального оборудования не всегда может спасти от чрезвычайных ситуаций: например, метод преодоления трещины с помощью моста из досок чреват серьезными последствиями. «Есть такое понятие, как эффект крышки чайника. Если не уравновесить ее с обеих сторон, она может перевернуться. Во время заезда на край трещины она может обломиться, и тогда автомобиль пойдет под лед», — объясняет Сергей.

Комиссар «Байкал-Трофи» Михаил Бобовский по собственному опыту знает о том, как нужно действовать в экстремальной ситуации. Позапрошлой весной он вместе со своими друзьями поехал на рыбалку на Малое море в районе мыса Кобылья голова. На одном из участков машина ушла под лед. «Мы все втроем спокойно вылезли через окна внедорожника. Через четыре часа достали машину. Для нас это был словно утренний рацион купания», — шутит Михаил (когда человек рассказывает о чем-то для него страшном, он часто улыбается или острит — так психологически легче переживать ситуацию). Комиссар «Байкал-Трофи» дает следующие советы, как выбраться из уходящей под лед машины: «Нужно найти под рукой тяжелый предмет, которым можно разбить стекло. Затем снять с себя все теплые вещи и ботинки, кинуть их на берег, и только после этого нырнуть в воду. Забраться на сколький лед поможет нож (это незаменимая вещь во время экстремальных ситуаций, поэтому его лучше всего носить с собой на поясе). Самое главное — не паниковать. Машина не будет тонуть как камень, она еще продержится на плаву около минуты, и у вас есть целых 60 секунд, чтобы выбраться».

Как корова на катке

Что такое новичку водить машину на льду? Это ощущение сравнимо с первой попыткой встать на коньки. «Первый день все неопытные участники, по их собственному признанию, провели в напряжении — им было крайне тягостно маневрировать по скользкой поверхности, — вспоминает руководитель экспедиции Владимир Николаев — он, несмотря на свою молодость, тертый калач в управлении автомобилем на льду. — Причем на льду не имеет значения, каким крутым водителем ты считался на асфальте или даже на бездорожье. У нас большие трудности поначалу испытывают даже те, кто регулярно участвует в различных автомобильных соревнованиях».

В экспедицию допускаются внедорожные автомобили в базовой (серийной) комплектации. Возможны любые конструктивные доработки и изменения автомобилей. Как с гордостью сообщают организаторы, во время зимних поездок уже были испробованы практически все существующие внедорожники: Land Rover, Nissan, Toyota, Lexus. Специально для экспедиции компания Arctic Trucks адаптировала машины Land Cruiser 100 и 200 под суровые сибирские условия.

Средняя скорость передвижения по льду достигает не более 20 км/ч, некоторые участки водители проезжают с отметкой на спидометре в 5-10 км/ч. Как отмечает технический координатор «Байкал-Трофи» Артем Кайчук, передвижение «черепашьим шагом» связано прежде всего с безопасностью: если сильно разгонишься, не сможешь быстро затормозить или сманеврировать в непредвиденной ситуации. Максимальную скорость — 60 км/час — водители позволяют себе только во время передвижения по снегу.

Сколько в среднем бензина тратится в течение поездки, организаторам «Байкал-Трофи» сказать сложно. Расход топлива в первую очередь зависит от погодных условий и толщины снега: у головной машины, передвигающейся по снегу в полметра, «съедается» до 35-40 литров на 100 км. Обычно у всех внедорожников экспедиции есть резерв машинного «провианта» на 600-800 км. Его везут в дополнительных баках или в канистрах.

Расстояние между автомобилями в колонне всегда разное — оно зависит как от сложности участка, так и от толщины льда: чем тоньше лед, тем длиннее дистанция между машинами. Головным и последним автомобилями, как правило, управляют организаторы: первый ориентирует участников по дальнейшему маршруту, второй подгоняет по рации отстающих. «В прошлых экспедициях мы попадали в страшные метели: мело так сильно, что мы не видели дальше 15 метров. В такой ситуации чувствуешь себя как в пустыне, и, стоит тебе на секунду отвлечься, легко потеряться от впереди идущей машины», — рассказывает Владимир Николаев.

На кристальном льду можно то и дело «подорваться на мине»: наткнуться на многочисленные на зеркальной глади трещины и торосы. Организаторы «Байкал-Трофи» выработали свои способы по преодолению этих препятствий. Участники команды либо откалывают края трещины (их ширина составляет один-полтора метра), либо застилают ее брезентом, либо сооружают для прохождения участка мост из деревянных досок (как отмечал выше комиссар Михаил Бобовский, последний метод может быть весьма опасным). Обилие торосовых полей превращает экспедицию в интеллектуальный «квест»: с помощью космоснимков (программа OZ Explorer) организаторы заранее тщательно продумывают, как лучше пройти тот или иной участок пути — через большое поле мелких торосов или через маленькое крупных. В первом случае «головой» колонны становится тяжелый автомобиль (экспедиторы называют его «техничкой«), откалывающий острые ледяшки, во втором все члены команды начинают, словно лесорубы, пешней крошить торосы, которые могут достигать до полуметра.

«Среднячков» у нас не бывает

На текущий момент уже поступило более тысячи заявок от желающих участвовать в экспедиции «Байкал-Трофи-2013». Среди тех, кто мечтает разбудить в себе настоящего «мужика», много жителей самых разных городов России, есть даже энтузиасты из Финляндии, Англии, Латвии, США. К середине февраля организаторы отберут 20 человек (водителей и штурманов), которые будут передвигаться на 10 автомобилях. Как написано на сайте «Трофи», к участию в экспедиции допускаются дееспособные, морально и физически готовые к испытаниям в условиях сибирской погоды мужчины старше 23 лет, со стажем вождения не менее пяти лет.

«Но отбор участников — это совсем не кастинг, все, кто хочет поехать и кто проявит наибольшую инициативу, смогут к нам присоединиться. Нам достаточно просто разговора с человеком, чтобы понять, подходит он нам или нет», — рассказал Владимир Николаев.

В прошлой экспедиции участвовали двенадцать человек из Москвы, Южно-Сахалинска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска и Ангарска. «За десять дней все стали друг другу практически братьями. Москвичи очень часто с нами созваниваются и встречаются, интересуются, как проходит подготовка к следующей экспедиции, ностальгируют», — добавляет Владимир Николаев.

По словам организаторов экспедиции, в их начинании принимают участие в основном бизнесмены и люди, которые уже смогли реализоваться в «обычных» условиях и решили испробовать себя в экстремальных. «Среднячков» у нас не бывает, каждый участник нашей команды — лидер, преуспевающий в чем-то своем. Кто-то лучше всех водит машину, другой прекрасно ориентируется на местности, третий может с закрытыми глазами разобрать и собрать машину, четвертый обалденно готовит», — говорит Михаил Бобовский.

Во время написания этого текста я вдруг осознала, насколько приятно быть женщиной: у особ прекрасного пола нет первобытных инстинктов «охоты на мамонтов» и тяги доказать самому себе «я самый первый и самый крутой». Хотя… Может, именно ледяной иней на лице и непредсказуемый прыжок через трещину и придает жизни ту необходимую остроту и ярко выраженный вкус.