Итальянская прививка ТЮЗу

Иркутский театр юного зрителя объявил о начале работы над новой постановкой, премьера которой состоится в начале июня. Классическую сказку Карло Гоцци «Король-олень» на иркутской сцене поставит руководитель итальянской экспериментальной театральной школы города Порденоне Ферруччо Меризи. Вместе с ведущей актрисой своего театра Клаудией Контин он намерен привить русскому театру забытые традиции комедии дель арте.

Дружба ТЮЗа с экспериментальной театральной школой Порденоне продолжается не первый год. Итальянцы уже привозили в Иркутск несколько необычных мини-спектаклей, в которых знакомили местную публику с принципами комедии дель арте и новыми видами актерского театра. Тюзовцы в свою очередь показывали на итальянском фестивале «Странствующий Арлекин» две своих постановки: спектакль по бурятским легендам «Небесная Дева-Лебедь» и «Каштанку» Чехова, поставленную в экспериментальном ключе режиссером Игорем Ливантом. На сей раз сотрудничество решили углубить, доверив итальянскому режиссеру Ферруччо Меризи иркутскую труппу.

«Мы с увлечением взялись за идею театра поставить на иркутской сцене пьесу Карло Гоцци «Король-олень». Эта история в одно и то же время очень древняя и очень современная. Тем более что в ней присутствуют пять классических персонажей комедии дель арте, — отметил режиссер. — Мы знакомы с некоторыми спектаклями иркутской труппы и поражены высоким профессиональным уровнем как актеров иркутского ТЮЗа, так и работников его технических служб».

Театральная школа Порденоне во главе с режиссером Ферруччо Меризи и главной актрисой Клаудией Контин занимается пропагандой жанра комедии дель арте с 1985 года. Традиционный площадной театр масок, существовавший в Западной Европе с середины XVI до конца XVIII в, начиная с XIX века практически полностью исчез из культурной жизни Италии, однако его художественный потенциал еще далеко не исчерпан, уверены представители экспериментальной актерской школы. Ведь в свое время именно комедия дель арте заложила основы режиссерского театра и театра импровизации.

Впрочем, сказка «Король-олень», которую поставят на иркутской сцене итальянцы, будет использовать принципы дель арте лишь отчасти. Написанная в 1762 году, эта пьеса имеет вполне стройный сказочный сюжет о женитьбе короля, хотя имена некоторых персонажей совпадают с персонажами традиционной комедии масок. Для иркутских артистов задача предстоит сложная, но интересная. Не только благодаря тому, что они впервые поработают с зарубежным режиссером, занимающимся экспериментальным театром, но и потому, что им придется усвоить основы традиционного площадного театра. Кроме того, в сказке множество превращений, поэтому некоторым артистам в одном обличии придется играть сразу две роли. Как рассказали в ТЮЗе, в новой постановке будут заняты около 40 артистов труппы (спектакль будет ставиться на два состава), так что без работы никто не останется.

Передавать опыт традиционного итальянского театра иркутским артистам уже начала Клаудиа Контин, которая более 30 лет профессионально занимается комедией дель арте и выходит к публике в образе Арлекино. Она, кстати, будет заниматься и художественным оформлением спектакля — под ее руководством технические службы театра изготовят костюмы, маски и декорации. В этом отношении Клаудиа имеет большой опыт. До того как стать актрисой, она профессионально занималась живописью, графикой, скульптурой и фотографией и до сих пор все костюмы и маски для своих персонажей делает самостоятельно. «В этом спектакле с визуальной точки зрения мы попробуем смешать традицию дель арте с авангардом начала ХХ века. И в конечном итоге в художественном плане, думаю, он получится вневременным. Как когда мы мечтаем — мы ведь не представляем себе какую-то конкретную эпоху».

Увидеть и оценить результат работы итальянских режиссеров иркутская публика сможет 5 июня — именно на эту дату назначена премьера спектакля «Король-олень».

Антон Кокин