Исторический контекст

на выставке в художественном музее
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева завершает уходящий год еще одной выставкой, посвященной юбилею города. На этот раз экспозиция имеет самое прямое отношение к истории города и охватывает период сибирского изобразительного искусства от XVIII до конца XX века. Выставка «От Ермака до великих сибирских строек» представляет лучшие произведения 50 авторов из фондов музея, отражающие прошлое и настоящее Иркутской области.

Более ста произведений иркутских художников, выставленные в отделе сибирского искусства, посвящены Иркутску и его окрестностям и связаны с теми или иными значимыми событиями в жизни региона. «Все произведения ценны историческим контекстом», — говорит искусствовед, куратор экспозиции «От Ермака до великих сибирских строек» Тамара Драница. Фигура Ермака неслучайно оказалась в названии — одна из самых ранних работ, которые присутствуют на выставке, — это его портрет работы неизвестного художника конца XVIII века. Из других исторических личностей, оказавшихся на полотнах иркутских художников, портреты епископов Иннокентия I и Вениамина, просвещенное купечество, военные и гражданские губернаторы области. Особое место в экспозиции занимает портрет генерал-губернатора Восточной Сибири графа Сперанского кисти первого иркутского живописца Михаила Васильева.

Отдельный зал посвящен классике иркутской живописи ХХ века. Начиная с графических листов и заканчивая историческими полотнами и декоративно-прикладным искусством. Например, в экспозицию попали совершенно бесценные, по словам искусствоведов, работы из стекла Бориса Бычкова. Среди других, не менее известных имен — Лодейщиков, Андреев, Томиловский, Рогаль, Богданов, Симонов, Алексеев, Костовский, Рубцов, Житков, Вычугжанин, Новикова, Тетенькин… Многих из авторов уже нет в живых. «Нынешнее поколение не видит того, что видели их предшественники, — рассказывает Тамара Драница. — Художники писали простых людей: крестьян, солдат, рабочих, создавали образы сибирских деревень. Они вместе со строителями ехали на знаменитые стройки, чтобы запечатлеть на своих полотнах не только силу человеческого духа, но и нетронутую пока еще сибирскую природу, которую мы теперь уже с трудом узнаем. В работах виден и патриотический настрой иркутских художников, исторический оптимизм и трепетное, уважительное отношение к человеку, природе, Байкалу. Художники замахивались на серьезные темы, с сюжетом, литературной основой, историческим контекстом».

Одной из самых интересных тем, отраженных на выставке, является как раз тема знаменитых сибирских строек. То, что обывательским сознанием воспринимается как «кондовый соцреализм», на самом деле таковым не было, считает Тамара Драница. «Картины, которые привозили из командировок иркутские художники, не были агитками, авторы не выполняли чей-то госзаказ. Люди ведь сами ехали «за туманом и за запахом тайги» и действительно строили, действительно вкладывали душу, — комментирует она. — Я бы не назвала это соцреализмом, это обыкновенный реализм, с которым художник смотрит на окружающий его мир. В историческом контексте ему безразлично, какое время, — его интересуют герои, общий пафос времени».

Отдельного внимания заслуживает графика, в достатке представленная в экспозиции. «Здесь мы видим золотые годы сибирской графики, — рассказывает старший научный сотрудник Иркутского художественного музея, хранитель отдела графики Наталья Новикова. — Например, графические листы Бориса Лебединского — одного из тех авторов, которых можно отнести к исследователям. Тема исторического Иркутска была для него одной из основных. На его работах можно увидеть Иркутск в разные времена и с разных точек зрения: в XIX веке, в начале и середине ХХ века». Исторический центр угадывается, но только вместо здания областного правительства на одной из работ красуется Казанский собор, на другой работе мы видим воссозданные недавно Московские ворота. Все это требовало серьезного изучения, для создания достоверной реконструкции, и художник был не просто рисовальщиком — он должен был хорошо знать не только историю, но и архитектуру. Третья работа посвящена строительству моста через Ангару возле вокзала и была написана уже с натуры в 1958 году.

«Техника офорта стремительно уходит из современной жизни, совсем не многие занимаются сегодня печатной графикой, — рассказывает Наталья Новикова. — И я очень рада, что нам удалось представить эти редкие работы, которые в последнее время крайне редко выставляются. Кое-что вообще выставляется впервые».

«Меня как сотрудника музея охватывает ностальгическое чувство — не только по тем, давно прошедшим временам, но и по тому, как художники относились к своей работе, — говорит Тамара Драница. — Величайшая ответственность за свое профессиональное мастерство и мужество, которое позволяло художникам не бояться серьезных тем. Думаю, эта выставка может служить примером для молодых авторов, которые посмотрят на природу творчества новыми глазами».