Искусство глубинного действия

В Красноярске проходит крупнейший фестиваль современного искусства в Сибири — IX Красноярская музейная биеннале, в которой участвует около 80 российских и иностранных художников. На старейшей в России биеннале современного искусства побывала Анна Толстова.

Студенты летней школы биеннале помогли музею-усадьбе Сурикова окультурить соседний пустырь. Фото Анны Толстовой

Пушкинская тема IX Красноярской музейной биеннале «Во глубине», отсылающая к декабристам и рудокопам, к сибирской, ссыльнокаторжной и недроразведывательной мифологии, по здешнему обыкновению придумана так, чтобы поощрять художников, существующих в глобальном мире современного искусства, к осмыслению локальной специфики. Шедевром биеннале, вобравшим в себя эти разные локальные смыслы, стала инсталляция «Бородинский уголь» екатеринбуржца Владимира Селезнева, который был сослан в творческую командировку на Бородинский угольный разрез и работал в застенках тамошнего, оказавшегося весьма прогрессивным и расположенным к современному искусству краеведческого музея: вы заходите внутрь гудящего «высоковольтным» электронным звуком черного куба и, когда в нем внезапно гаснет свет, начинаете различать на стенах десятки лиц — из тьмы выступают портреты бородинских каторжан-угледобытчиков, написанные углем и люминесцентными красками.

Однако при всей своей любви к «почвенным» темам Красноярская биеннале начисто лишена местечковости и разыграна по интернациональным канонам: основной проект, выставки параллельной программы, творческие резиденции, летняя школа для молодых художников, паблик-арт, внедряющийся в городское уличное пространство и городские музеи, кинопоказы, современный танец и современный театр, призы, которые раздает международный экспертный совет,— примерно так же работают биеннале в Ливерпуле, Шардже или Кванджу. Художники Сибири и Урала не пользуются в Красноярске процентным преимуществом, соревнуясь за право участия наравне с москвичами, петербуржцами, европейцами, американцами, и именно поэтому их тут трудно не заметить. Живописные антиутопии уфимца Рината Волигамси рифмуются с гризайльными фантазиями москвича Константина Батынкова, сюрреалистическое видео екатеринбургской группы «Куда бегут собаки» — с видео московской группы «Синий суп», «мусорные» идолы омича Дамира Муратова — со скульптурой из старой советской рухляди знаменитого польского концептуалиста Ярослава Козловского (небогатая Красноярская биеннале все же позволяет себе приглашать нескольких иностранных звезд). Одни — Матей Андраж Вогринчич, Ксавье Жюйо или Владимир Сальников и Нина Котел — делают в Красноярске site specific-проекты, у других — Игоря Макаревича и Елены Елагиной, Ольги Чернышевой, Леонида Тишкова, Андрея Кузькина — в Красноярске премьеры. Словом, ощущения культурной вторичности, часто возникающего в русской провинции, здесь нет.

В Красноярске сразу понимаешь, за что год назад Красноярская музейная биеннале получила главную национальную премию в области современного искусства «Инновация». Старейшая в России биеннале современного искусства делается с середины 1990-х на базе Красноярского музейного центра (в прошлом — последнего в СССР филиала Центрального музея Ленина) силами местной музейной команды во главе с куратором биеннале Сергеем Ковалевским, и за эти годы она своим примером показала, что инновации в музее связаны с современным искусством, которое в состоянии модернизировать даже замшелый ленинский мемориал, постепенно превращая его в арт-центр нового типа. За 16 лет жизни при биеннале Красноярский музейный центр, где в промежутках между фестивалями не замирает жизнь, где выставки сменяются одна другой, где сложилась небольшая коллекция современного искусства (ее, правда, негде хранить), где идет постоянная работа с молодыми художниками и где уже сформировалась собственная аудитория, стал заметной в общероссийском масштабе России культурной институцией. На нынешнюю биеннале приехали с гастролями «Винзавод» и Московский дом фотографии, выставки которых посещает наш провозгласивший курс на инновации президент, потому что «Винзавод» и МДФ видят партнера в Красноярском музейном центре, а не в Красноярском художественном музее имени Сурикова и других, пребывающих в позднесоветской застойной спячке храмах искусства. Они, впрочем, тоже начинают пробуждаться ото сна: даже в музее-усадьбе Сурикова теперь, кажется, осознают, что выставка студентов летней школы биеннале на соседнем пустыре, который музей рассчитывает получить под строительство культурного и научно-исследовательского Surikov Centre, поможет обозначить это место как территорию искусства. Тем обиднее прозвучали слова члена экспертного совета биеннале, директора санкт-галленского Кунстхалле Джованни Кармина, который, вручая один из призов, сказал: «Красноярска пока нет на мировой карте искусства, но, надеюсь, он скоро на ней появится».

Красноярская биеннале сделана с амбициями быть на этой карте наряду с Шарджой и Кванджу. Теперь дело за тем, чтобы за ней поспели амбиции местной администрации, у которой под боком само собой, без всяких указок из центра выросло такое инновационное чудо. В этом году краевой минкульт впервые в несколько раз увеличил финансирование биеннале, до сих пор делавшейся в основном на спонсорские деньги (с 2007 года главный благодетель — Фонд Михаила Прохорова). Однако разовым денежным вливанием положение не исправить: Красноярский музейный центр — с его профессиональной командой, с его просветительским пафосом и широтой кругозора — имеет все основания, чтобы из бывшего музея Ленина стать крупным центром современной культуры, не хуже столичных. Чтобы красноярская художественная молодежь почувствовала, что она интересна не горстке людей, на птичьих правах занимающихся современным искусством в ленинском склепе, и не бежала в Москву. Чтобы первая в России биеннале современного искусства не стала последней.