Исключить кота в мешке

— Где вы будете покупать машину с пробегом? — На «дроме». Или на авторынке, — это самый распространенный ответ на подобный вопрос. Потенциальные покупатели неновых авто очень часто забывают о еще одном месте — об автомобильных салонах или специализированных компаниях, где с помощью услуги trade-in тоже можно подобрать для себя в прошлом дилерскую, а нынче пробежную машинку. И зря забывают: хотя в регионе культура покупки «трейдиновых» машин развита еще слабо, те, кто решился на такую схему, вместе с авто получают гарантию его качества. А этого ни на «дроме», ни на авторынке не купишь.

Тrade-in — схема обмена автомобиля, по которой человек может сдать свое авто дилеру и в зачет его стоимости приобрести новый, более дорогой автомобиль. Зачем это нужно любителям какой-то определенной марки — понятно: сдаешь свою устаревшую машинку и взамен с доплатой получаешь свеженькую, нулевую. Удобно это может быть и для тех, для кого важно продать своего четырехколесного друга быстро: компании, которые выкупают такие авто, оперативно проведут оценку, назовут стоимость и перечислят деньги.

И не надо никаких объявлений, утомительных вопросов типа «А она у вас была в ДТП?» и долгих поисков покупателя. Правда, за оперативность и простоту придется заплатить из своего кармана: компании обычно ставят цену ниже рыночной. Хотя сами дилеры оценивают этот момент по-разному. Цена на автомобиль формируется, в том числе исходя из того, что компания несет дополнительные расходы, связанные с его продажей. Это и работа менеджеров, и эксплуатация площади салона, рекламные затраты. И, конечно, главную роль в определении цены играет техническое состояние автомобиля. В среднем, как прокомментировали ситуацию в дилерском центре Toyota, оценочная стоимость может оказаться ниже рыночной примерно на 10%.«Цена, конечно, ниже рыночной, но незначительно, в первую очередь она зависит от технического состояния, от модели, ее популярности. Автомобиль может иметь повреждения, которые требуют замены. Дополнительное оборудование тоже учитывается при определении стоимости, влияет на цену и предпродажная подготовка», — добавили специалисты из компании U-CARTERRA, где с пробежными автомобилями практически всех марок (за исключением китайских) работают уже пять лет.

Итак, скорость и простота продажи — вот основные преимущества, которые от trade-in получает продавец автомобиля. А какие же бонусы получит покупатель? Главный плюс — это осознание, что покупаешь не кота в мешке, а проверенную во всех отношениях машину.

Как обычно проходит процесс покупки авто с рук? Находим вариант, осматриваем его, приводим с собой доморощенных специалистов, которые могут (или говорят, что могут) определить, битая машина или нет, открываем капот и напряженно вслушиваемся в звук его урчания. Безусловно, есть люди, понимающие в таких вопросах, да и грамотных покупателей, которые за свой счет вывозят машины на компьютерную диагностику двигателя, становится все больше. Однако риск наткнуться на хорошо подшаманенное, но на самом деле «убитое» авто есть всегда.

Покупка «трейдиновой» машины этот риск должна полностью исключить. Хотя бывают и неприятные случаи. Так, в славном городе Санкт-Петербурге автор материала столкнулся с тем, что в местном дилерском центре выбранная пятилетняя Chevrolet Captiva оказалась «автотрупом», несмотря на наличие дилерских проверок. Во время пробной поездки на авто загорелся чек двигателя, что крайне удивило менеджера салона. После этого нами, покупателями, был приглашен специалист, который проводит компьютерную диагностику на выезде, и он выявил ряд крайне серьезных проблем с двигателем машины. Менеджер тогда признался, что, кроме внешнего осмотра и осмотра подвески, эта «Каптива» не подвергалась проверкам. «Зачем — чеки же не горят», — пожал плечами «специалист».

О подобных случаях можно много чего почитать в интернете: люди покупали в салонах «трейдиновые» машины и битые, и непроверенные, и мертвые… Хоть и нечасто, но такие случаи встречаются. После добросовестного мониторинга интернета в Приангарье не было обнаружено ни одного. Да и местные дилеры, комментируя питерский инцидент, согласились, что тут больше виноват человеческий фактор: «Случай вполне возможен ввиду халатности сотрудников дилерского центра, но не разумен со стороны дилера. Так как в случае дальнейшей продажи автомобиля, ранее выкупленного по программе trade-in, дилер несет ответственность перед покупателем по закону. Конечно, если покупатель не был ознакомлен с этой неисправностью ранее! Поэтому полная диагностика и осмотр автомобиля по программе trade-in — обязательная процедура», — пояснили Al в Toyota, объяснив, что при приемке машины по такой программе она проверяется от и до.

В дилерском центре Audi корреспонденту Al сообщили, что машину с пробегом, которую салон берется продавать, проверяют по 110 признакам: проходит полная диагностика, проверяются все ходовые части, вся электроника, двигатель и коробка. Также специалисты проводят лакокрасочные замеры и замеры диагоналей автомобиля — это нужно, чтобы определить, бывала ли машина в ДТП и в каких. Такая схема приемки и у других компаний. При этом далеко не каждую машину трейдинщики возьмут себе на продажу: так, у некоторых организаций введен возрастной ценз — они принимают авто не старше пяти лет. Также отказать продавцу фирма может в том случае, если у машины есть юридические проблемы с документами, если она в залоге или если выяснится, что у нее «скрученный» пробег. Некоторые салоны могут отказать в покупке машины, если автомобиль приобретался не у официального дилера — такая политика, например, у дилера Audi. Кстати, гарантия, которую несут автосалоны за автомобиль, приобретенный через trade-in — это реальность. Так, в U-CARTERRA на проданные машины дают гарантию два года, в Audi готовы отвечать за своих железных подопечных вплоть до полного возврата, также на некоторые автомобили распространяется гарантия сроком в один год.

Эксперты авторынка отмечают, что услуга trade-in медленно, но набирает обороты в Приангарье — все больше людей готовы немного переплатить, но при этом минимизировать свои риски. Так, компания U-CARTERRA за прошлый год реализовала порядка 100 пробежных автомобилей, Toyota — 44, «Ауди», представляющая премиальный сегмент, — около 40. Однако далеко не все дилеры воспринимают trade-in как полноценный бизнес: в ходе подготовки материала ряд компаний, к которым корреспондент обращался, отказались от комментариев по поводу этой услуги, ссылаясь на то, что «и говорить особо не о чем». Собственно, не все местные автосалоны берут на себя риски по trade-in, вообще не предоставляя такую услугу. В общем, оценивают эксперты, говорить о трейд-ине как о самостоятельном бизнесе пока преждевременно: в нашей части страны люди еще ментально считают, что на рынке «с рук» машину купить выгоднее. Но ситуация уже меняется в лучшую сторону, и ряд компаний рассматривает trade-in как полноценный успешный бизнес.