ИРНИТУ: университет будущего

Стратегию развития иркутского «политеха» обсудили на расширенном заседании правления ассоциации выпускников вуза
Массовое высокотехнологичное производство привело к тому, что роль инженерного труда в создании современной продукции многократно возрастает. Как возрастают и требования к уровню компетенций современного инженера. И в этом отношении именно вуз должен стать тем интегрирующим центром, который способен, объединившись с предприятиями-партнерами, дать основу для развития как бизнеса, так и всего региона и даже страны. На состоявшемся 21 сентября заседании правления Ассоциации выпускников ИРНИТУ вопросы подготовки инженерных кадров обсуждались в расширенном составе. Представители крупнейших компаний не только Приангарья, но и других регионов России собрались в этот день в Иркутске, чтобы помочь родному вузу включиться в новую мировую повестку и выбрать свой вектор развития.

Представители крупнейших компаний не только Приангарья, но и других регионов России собрались на заседании правления Ассоциации выпускников ИРНИТУ в Иркутске, чтобы помочь родному вузу включиться в новую мировую повестку и выбрать свой вектор развития.

На пути перемен

Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ) на протяжении почти 90 лет считается одним из лучших технических вузов России. Сейчас ИРНИТУ работает над масштабной трансформацией своей научно-образовательной деятельности, цель которой — подготовка инженеров будущего, элитных специалистов, способных заниматься развитием науки, техники и технологий в условиях экономики нового технологического уклада.

Выступая с докладом на расширенном заседании правления ассоциации выпускников вуза, ректор ИРНИТУ Михаил Корняков подчеркнул особую важность этой встречи для университета: «Именно от вас, выпускников, возглавляющих передовые предприятия России и региона, мы можем получить обратную связь, сверить часы и начать работать, развиваться еще более успешно».

Трансформация вузовского образования в России идет не первый год. И грамотно встроиться в нее, занять достойное место стремятся все вузы страны. Их число с каждым годом сокращается (за три последних года были лишены аккредитации более тысячи высших учебных заведений), при этом увеличивается и ответственность оставшихся. «Роль исследовательских университетов в условиях санкций в области высоких технологий многократно возрастает. Формируются новые высокомаржинальные рынки, которые требуют совершенно иной подготовки специалистов», — говорит Михаил Корняков.

ИРНИТУ пытается соответствовать новым запросам и перестраивать свои процессы. Например, развивает «интеллектуальные бизнесы» в области разведки и моделирования месторождений, инжиниринга, цифрового проектирования, разработки программного обеспечения для организации производства и управления сложными видами техники и оборудования и других направлениях. Но пока еще приходится догонять новые вызовы экономики. Тогда как намеченная трансформация вуза ставит задачей полноценно включиться в новую мировую повестку.

Сделать это, по мнению ректора, возможно только в расширении партнерской сети с академической наукой, вузами и бизнесом.

Выступая с докладом на расширенном заседании правления ассоциации выпускников вуза, ректор ИРНИТУ Михаил Корняков подчеркнул особую важность этой встречи для университета.

Выпускник будущего

Трансформация вуза, естественно, предполагает и изменение учебного процесса. В своей формуле подготовки «инженера будущего» ИРНИТУ намерен совместить фундаментальную теоретическую базу с исследовательской и проектной деятельностью студентов, их реальной производственной практикой. Отдельный упор в будущей образовательной программе предполагается сделать и на обязательное знание иностранного языка.

«Мы понимаем, что если хотим встраиваться в мировую повестку, использовать самые современные программные продукты, нужен английский язык. Это направление мы развиваем в университете. Открыты курсы «Инженерного английского языка», «Корпоративный английский» и «Английский с глубоким погружением». Однако вуз намерен пойти дальше и включить экзамен по английскому языку в число обязательных госэкзаменов для всех студентов. То есть без аттестации по этому предмету студент просто не сможет получить диплом выпускника ИРНИТУ», — поясняет ректор.

Обязательными планируется сделать также проектную и исследовательскую работу студентов. Для этого в учебный процесс вуза будет введен один день проектного обучения в неделю. Кроме того, выпускник должен опубликовать хотя бы одну статью в ведущих научных журналах.

Изменятся требования и к преподавательскому составу. По убеждению Михаила Корнякова, «преподаватель, в соответствии с современным подходом, — это уже не транслятор «чужих» знаний. Сейчас самым главным преподавателем становится тот, кто одновременно работает и в вузе, и на предприятиях. Потому что именно при таком подходе они могут нацеливать студентов на практическую профессиональную деятельность».

В приоритетах ИРНИТУ и ставка на развитие базовых кафедр и лабораторий, создание новых корпоративных центров, увеличения возможностей дополнительного образования студентов. В настоящее время в вузе работают шесть базовых кафедр, созданных промышленными предприятиями и институтами РАН. По мнению ректора, значительный вклад в подготовку специалистов «под ключ» вносят также программы дополнительного профессионального образования. В 2017 году обучение по программам ДПО прошли более 6 тысяч человек. Это студенты университета, преподаватели и сотрудники компаний-партнеров ИРНИТУ.

В связке с производством

Говоря о необходимости развития кооперации с реальным бизнесом, вуз предлагает для партнеров несколько форматов участия. Начиная от целевой подготовки студентов для заказчика, участия бизнеса в обучении и практиках, создания совместных центров подготовки, базовых кафедр и заканчивая сотрудничеством в рамках НИОКР для крупного бизнеса.

Один из примеров успешной совместной работы в подготовке будущих кадров представил генеральный директор ОАО «СибВАМИ» Вячеслав Григорьев: «Мы еще в 2015 году совместно ИРНИТУ и РУСАЛ организовали базовую кафедру. Теперь я и мои коллеги ведем семинары, коллоквиумы, в целом на конкретных кейсах рассказываем о ситуациях, возникающих на производстве, то есть профильной кафедрой максимально вовлекаем в процесс и студентов, и преподавателей. При таком практическом обучении студент оказывается в ситуации, приближенной к профессиональной инженерной деятельности. Ведь невозможно сформировать навыки, слушая только лекции. Навыки формируются через опыт».

Также РУСАЛ готовится к открытию нового образовательного пространства — Корпоративного центра молодежных инициатив «Лаборатория РУСАЛа», где студенты будут работать над реальными задачами производства и получать необходимы для этого знания и навыки.

Вклад университета в создание нового российского лайнера МС-21 заключается в разработке и внедрении в серийное производство комплекса конкурентоспособных технологий проектирования, конструкторско-технологической подготовки изготовления самолета.

Кроме того, РУСАЛ активно привлекает к практике и преподавательский состав вуза. Так, по словам Григорьева, «был составлен широкий перечень специалистов для прохождения стажировки на предприятиях РУСАЛА именно с целью приближения преподавательского состава к реальным ситуациям на производстве».

Еще одной возможностью взаимовыгодного сотрудничества университета и бизнеса является реализация совместных наукоемких исследовательских проектов в рамках постановления Правительства РФ №218. В течение последних пяти лет ИРНИТУ по этому направлению привлек более двух миллиардов рублей. Активная работа по ПП №218 ведется, например, совместно с Иркутским авиазаводом. Как рассказал главный технолог ИАЗ — филиала ПАО «Корпорация Иркут» Кирилл Богданов, «данные работы — это реальный пример того, как мы справляемся с теми проблемами, вызовами, которые у нас возникают в нашей непосредственной производственной деятельности». Так, например, вклад университета в создание нового российского лайнера МС-21 заключается в разработке и внедрении в серийное производство комплекса конкурентоспособных технологий проектирования, конструкторско-технологической подготовки изготовления самолета. В работе были заняты более 100 преподавателей, аспирантов и студентов университета. Научное сопровождение позволило Иркутскому авиазаводу сократить цикл сборочно-монтажных работ до 20%, освоить собственное импортозамещающее производство обрабатывающего инструмента и др.

ИРНИТУ — среда комфорта

Не забывает ИРНИТУ в планах развития и совершенствование образовательной среды своих студентов, и обустройство общественного пространства вокруг вуза. Реализация этих проектов благоустройства, подчеркивают здесь, не была бы столь скорой без помощи и поддержки постоянных партнеров ИРНИТУ. К примеру, в начале сентября в университете была открыта отремонтированная аудитория-амфитеатр, в которую компания «Полюс» вложила 6 млн рублей. Компания «Фармасинтез» выделила 1 млн руб. на ремонт общежития №12. Достигнута договоренность о спонсорской помощи в 4 млн рублей от компании «Роснефть» на финансирование ремонта базы практики «Черноруд». Многие выпускники помогают в реконструкции, ремонте, оснащении помещений вуза. И Михаил Корняков с благодарностью перечисляет их: «Благодаря таким партнерам, как Иркутский авиационный завод, АНХК, «Газпром добыча Иркутск», «Иркутскэнерго», РУСАЛ, «Премьерэнерго», «Полюс», «Лензолото», «Роснефть», «Алроса», «КНАУФ», ТОМС, «Норильский никель», ЗАО «Кремний», ГК «Труд», Иркутскжилгорпроект, ВЧНГ, ИНК, «ИнжиИнжиниринг», Артель старателей «Александровское», «Востсибуголь», Сбербанк и администрация города Иркутска, за три последних года университету оказана поддержка в объеме свыше 40 млн рублей».

Среди глобальных инфраструктурных проектов — строительство межуниверситетской гостиницы для иностранных студентов и преподавателей, наращивание вместимости общежитий ИРНИТУ за счет их реновации. Уже реализуется проект реконструкции сквера рядом с университетом. Это новое общественное пространство, которое создается по городской программе «Формирование комфортной городской среды». Проект осуществлен силами студентов и преподавателей института архитектуры, строительства и дизайна ИРНИТУ, а к его реализации привлекаются студенческие строительные отряды. Здесь будет оборудована спортивная площадка с резиновым покрытием и двумя баскетбольными кольцами, ограждающие сетки, скамейки-трибуны. В следующем году планируется установить в сквере арт-объекты из различных горных пород, находящиеся в минералогическом музее вуза. Они будут не только украшением территории, но и наглядным учебным пособием.

В целом по итогам заседания участники единогласно приняли резолюцию с конкретными решениями и рекомендациями по претворению в жизнь задуманных глобальных перемен в ИРНИТУ. Отчеты о реализации этих шагов на практике, заверил ректор, будут и дальше представляться на следующих собраниях выпускников вуза. Ведь только слаженная и скоординированная работа позволит не медлить с трансформацией образования в иркутском Политехе и кардинально изменить систему подготовки инженерных кадров на благо бизнеса, региона и страны.