Иркутяне распальцевались

Где можно встретить самое больше число дорогих машин в потоке? В Москве, в постолимпийском Сочи, в Санкт-Петербурге? Так и есть. А по соседству с ними в рейтингах самых автомобильно зажиточных регионов «скромно» прописался Иркутск. Вместе с тем, как показало свежее исследование структуры автомобильных рынков по городам России, проведенное аналитическим агентством «АВТОСТАТ», наш город находится в самом конце списка регионов, где продается больше всего отечественных машин. Читаем подробности, делаем выводы.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование структуры автомобильных рынков по итогам 2014 года по городам России с населением свыше 100 тысяч человек. По результатам исследования был составлен рейтинг, в который вошли 152 города России, на которые приходится 62% рынка новых легковых автомобилей.

Главным показателем рейтинга стала величина средневзвешенной цены на легковые машины. Эксперты «АВТОСТАТА» отмечают, что средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в РФ по итогам 2014 года составила 1,001 млн рублей, что на 10,4% больше, чем годом ранее (906,2 тыс. руб.). При этом аналогичный показатель по городам, вошедшим в рейтинг, на 10% больше — 1,101 млн руб.

Первые четыре строчки рейтинга занимают города Приморского края — Находка (средневзвешенная цена на новый легковой автомобиль составляет здесь 1,431 млн рублей), Уссурийск (1,425 млн рублей), Артем (1,395 млн рублей), Владивосток (1,373 млн рублей). На пятом месте — Москва (1,371 млн рублей). Общая закономерность для первой «пятерки» — в объеме рынка у каждого из них очень низкая доля автомобилей российских марок (Lada и УАЗ): от 2,1% (в Находке) до 4,5% (в Москве). Данный тренд распространяется, хоть и чуть в меньшей степени, и на всю «десятку» лидеров: за исключением Сочи, в топ-10 доля сегмента отечественных автомобилей в объеме рынка у них не превышает 8,4%.

Напомним, такая картина складывается по городам с населением более 100 тыс. жителей. Если же «укрупнить» масштабы, оставив в списке города, где живет более 300 тыс. человек, то рейтинг складывается следующим образом. На первом месте — Владивосток, на втором — Москва, на третьем — Хабаровск (1,292 млн рублей), на пятом — Сочи (1,211 млн рублей). Иркутск находится на четвертом месте в укрупненном по масштабам городов рейтинге с показателем 1,233 млн рублей.

Эксперты отмечают: высокая средневзвешенная цена на новый легковой автомобиль в этих городах в основном сложилась по причине активных продаж дорогих иномарок (Audi, BMW, Infiniti, Lexus, Mercedes и др.).

Итак, смотрим топ-5 городов (с населением свыше 300 тыс. человек) с самой высокой долей премиальных брендов. В порядке уменьшения доли следуют города Москва (доля премиум-сегмента составила 25,4%), Санкт-Петербург (19,8%), Сочи (18,9%), Иркутск (18,5%) и Хабаровск (18,3%).

В качестве яркого подтверждения взаимосвязи между высокой долей российских автомобилей и средневзвешенной ценой на новые легковые автомобили служит и тот факт, что города, в которых любовь к отечественным машинам наиболее высока, оказались в самом конце рейтинга. Так, Хасавюрт — город с самой высокой долей отечественных автомобилей (73%) и самой низкой долей премиум (2,4%) занимает последнее, 152-е место в исследовании. Средневзвешенная цена оказалась самой низкой — 698,6 тыс. рублей. В Тольятти (второе место по доле рынка отечественных автомобилей, их доля 45,4%) — на 150-м месте, цена на новый автомобиль — 766,9 тыс. рублей. Махачкала (доля рынка российских марок 47,8%) — на 90-й позиции, цена — 921,4 тыс. рублей. Что же касается Иркутска, то доля купленных в прошлом году новых отечественных машин в нашем городе составляет 8,4%. Для сравнения — в Хабаровске 8%, в Санкт-Петербурге 5,6%, в Москве 3,2%.

«Средневзвешенная цена зависит от структуры рынка. Чем больше в городе продается дорогих автомобилей, тем выше средняя цена. Там, где доля российских автомобилей высока, средневзвешенная цена существенно ниже. В городах Дальнего Востока высокая средневзвешенная цена нового автомобиля из-за того, что покупают дорогие японские автомобили, в особенности там популярны внедорожники Toyota, — комментирует директор «АВТОСТАТ» Сергей Целиков. — Еще по дальневосточным городам стоит отметить, что, несмотря на высокую среднюю цену, общий объем продаж новых автомобилей там крайне мал. В целом объем рынка новых автомобилей в ДФО составляет 24,6 тыс. шт., что сравнимо с емкостью рынка одной области в центре России, например, Тульской области (26 тыс. шт.) или Удмуртии (28 тыс. шт.)».