Иркутский областной парламент не ударил в грязь «лицом»

на фоне соседей по Сибири
Законодательное собрание Иркутской области по результатам работы в 2019 году оказалось в списке лучших по лоббистской эффективности среди соседних сибирских регионов. Однако в целом на общероссийском уровне наших законодателей можно назвать скорее крепкими середнячками, чем отличниками.

Исследовательская группа издания «Аргументы недели» продолжает публиковать рейтинг лоббистской эффективности законодателей. Ранее читателям был представлен рейтинг депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации, который по-прежнему доступен на сайте газеты «Аргументы недели». Сейчас в центре внимания лоббистская эффективность региональных парламентов, которые наряду с депутатами, сенаторами, правительством и президентом наделены правом законодательной инициативы и способны формировать нормативно-правовое поле России.

Законодательное собрание Иркутской области по результатам составления рейтинга оказалось в тридцатке «условно плодовитых региональных парламентов». Добавим, что все региональные парламенты были разделены с долей иронии на группы «активных», «пассивных», «пустопорожних», «разовых» и условно «плодовитых».

Как составлялся рейтинг

Рейтинг является результатом исследования лоббистской эффективности региональных парламентов, которая рассматривается как способность законодателей к продвижению через федеральный парламент своих законопроектов. Информация для исследования была взята из «Системы обеспечения законодательной деятельности» с официального сайта Государственной думы. Период исследования с 1 января до 16 сентября 2019 года.

Голые цифры демонстрируют, сколько законопроектов рассматривается по инициативе каждого регионального парламента, сколько отклонено и сколько принято, то есть подписано президентом и вступает в силу. Эти данные способны объективно характеризовать лоббистскую эффективность региональных парламентов. Доля принятых законопроектов из числа рассмотренных показывает лоббистскую эффективность: чем больше доля принятых законопроектов при условии большого числа рассмотренных законопроектов, тем выше лоббистская эффективность регионального парламента.

Результат исследования опирался как на число рассмотренных в Госдуме (по инициативе местных парламентов) законопроектов, так и на количество принятых в результате рассмотрения. Последний критерий напрямую указывает на высокую лоббистскую эффективность в деле продвижения законопроектов. Условно говоря, если местные законодатели передали в Госдуму 10 инициатив и все они были приняты, то это свидетельствует о высокой эффективности. Если из десятки ни один не «выстрелил» — то и результат соответствующий.

Законодательное собрание Иркутской области не подкачало. С одной стороны, местный парламент внес в Госдуму всего три инициативы, однако две из них успешно прошли через регламент Госдумы, были подписаны президентом и стали законом.

Соседи по сибирскому региону подобным результатом похвастать не могут. Так, парламент Бурятии, например, также пытался внести три законопроекта, но все они были сняты с рассмотрения. Заксобрание Красноярского края также отработало «по нолям»: из четырех инициатив ни одной не было принято госдумовцами. Забайкальский край и вовсе оказался в числе регионов, кто даже не пытался внести на рассмотрение в федеральный парламент хоть один законопроект.

А кто же оказался в списке хорошистов? Равняться предлагается на Самарскую область, которая добилась рассмотрения в Госдуме 35 своих инициатив и принятия шести из них, Башкортостан (14 и 6 соответственно), Кабардино-Балкария (9 и 5), Московская область (7 и 3) и ряд других.

В «отличники» составители рейтинга не смогли записать никого. «Региональные законодательные органы демонстрируют крайне низкую лоббистскую эффективность на федеральном уровне. В сравнении с другими субъектами права законодательной инициативы эффективность региональных парламентов минимальна», — отмечают авторы исследования.

Олег Усов