Иркутский музыкальный: сценические успехи и «закулисные» будни

Последний год-полтора для Иркутского музыкального театра ознаменованы не только чередой премьер в родных стенах, но участием в фестивалях в Москве и Турции. В чем сила постановки «Анна и адмирал»? Чем еще труппа музтеатра во главе с новым главным режиссером планирует удивлять зрителя? Что интересного происходит на других иркутских сценах? Об этом мы разговаривали с директором театра Татьяной Мезенцевой.

Наша собеседница пришла в музыкальный театр на должность заместителя директора по работе со зрителем в 2003 году, когда им руководил легендарный Владимир Шагин. В 2013 году Владимира Константиновича не стало. Его заботы и планы перешли к Татьяне Мезенцевой. Говорит, главная задача осталась прежней — делать все, чтобы зритель шел в театр с большим желанием и выходил из зала не разочарованным, полным эмоций. На сцене и в зале нет места равнодушию. Рассмешить, растрогать, задеть за живое и заставить задуматься…

— А вы по натуре человек скорее творческий или все-таки администратор, управленец?

— Наверное, на первое место я выношу административные задачи. В сегодняшних реалиях театру необходимо не просто выдавать определенное количество спектаклей в год, но и зарабатывать. Законы рыночной экономики работают и в творческой, культурной среде: есть зритель — есть касса — есть средства на развитие. Ремонты, новые постановки, гастроли — все это требует финансов. Говорят, театр — искусство дорогое, а музыкальный театр — дорогое вдвойне. Мы строим сложные декорации, костюмов шьем много, одеть нужно и артистов, и хор, и балет, и переодевать всех нужно несколько раз за спектакль. Хочется сделать все красиво, ярко. А это недешево.

Потому хочется вспомнить добрым словом наших постоянных спонсоров — ООО «Газпром добыча Иркутск» и Иркутскую нефтяную компанию.

Когда выпускали спектакль «12 стульев» — компания «Мир мебели» предоставила нам стулья и для спектакля, и для розыгрыша между зрителями. Разыгрывали и ювелирные украшения, от компании ЮФ «Изумруд — Ангарск». А когда для спектакля «Пять свадеб в один день» нужны были свадебные платья, наши зрительницы принесли и подарили нам свои, ну а мы пригласили их на премьеру.

Словом, спасибо всем, кто помогает нашему большому коллективу выпускать яркие и интересные постановки.

— В составе театра ведь не только четыре десятка артистов. Есть еще хор, балет, оркестр. Плюс производственные цеха, главные творческие специалисты, администрация… Чтобы спектакль состоялся, работает действительно большая команда.

— В общей сложности у нас в штате 350 человек. «Кухня» театра такова, что обслуживающего персонала требуется больше, чем творческого. Этих людей не видит зритель, но без них не было бы того сценического волшебства, за которым зрители и приходят в театр. Наши производственные цеха — столярный, механический, пошивочный, бутафорский, реквизиторский, художественный — постоянно что-то строят, пилят, мастерят, красят, шьют. Им по плечу самые сложные задачи. К их решению они подходят творчески, помогает большой опыт наших сотрудников. Надо сделать красиво и удобно? Сделают!

Все мы работаем для того, чтобы каждый вечер в зрительном зале гас свет, открывался занавес, начинался спектакль.

— За 76 лет творческой работы Иркутский музыкальный театр им. Н.М. Загурского занял значимое место в культурной жизни города и региона, нашел и воспитал своего зрителя. А у вас как у руководителя какие достижения коллектива вызывают чувство особой гордости?

— Знаете, сегодня театру очень непросто куда-то выезжать. Раньше наш театр ежегодно гастролировал. Из областного бюджета выделялись средства. Гастрольная карта наша очень разнообразна. Мы проехали с гастролями всю Россию, были в Минске, Киеве, Ташкенте. До сих пор нам пишут и ждут зрители из разных городов страны. Гастроли необходимы творческому коллективу. Они стимулируют и мобилизуют актеров. Но, к сожалению, последние два года театр на гастроли не ездит. Большие гастроли на три недели обходятся в 12-15 млн рублей. Выезжает 150 человек, везем три вагона декораций, для этого, конечно, требуется дополнительное финансирование.

Потому каждое выступление за пределами региона для нашего театра — событие значимое. И мне очень приятно отметить, что за последнее время мы побывали на двух крупных фестивалях и были очень тепло приняты зрителем и критиками.

Во-первых, мы показали спектакль «Анна и адмирал. История любви» в Москве, на Первом фестивале музыкальных театров «Видеть музыку». Спектакль заметили, и нашему театру пообещали грант на будущую постановку.

А в апреле нынешнего года мы приняли участие в Международном театральном фестивале в турецком городе Адана. В программу фестиваля по итогам конкурсного отбора — из 70 заявок от российских театров выбрали только две. От нашей страны в Турцию поехал музыкальный театр из Барнаула со спектаклем «Ромео и Джульетта», а наш театр — со спектаклем «Анна и адмирал».

— «Анна и адмирал» — это история любви на фоне гражданской войны. Он основан на переписке Колчака и Анны Тимиревой. Как вообще родилась идея сделать такую постановку?

— Ее предложила наш главный режиссер Анна Фекета. Она уже использовала эту тему для своего моноспектакля «Анна», где блистала молодая актриса Театра Российской Армии Анастасия Бусыгина. Анна Иосифовна решила, что в нашем спектакле будет задействовано несколько персонажей и балет. Молодым композитором Татьяной Шатковской-Айзенберг была написана музыка к спектаклю. Это трагическая история любви адмирала Александра Колчака и Анны Тимиревой. Эмоциональная составляющая в этом спектакле очень сильная.

Так как последние дни Колчака прошли в Иркутске, наши артисты, чтобы лучше прочувствовать детали и погрузиться в атмосферу, специально ездили в тюрьму, заходили в камеру, где свои последние дни перед расстрелом провел адмирал. Есть такая экскурсия у Иркутского краеведческого музея.

— Критиков и зрителя впечатлила именно эмоциональная составляющая спектакля «Анна и адмирал. История любви»?

— Понимаете, от театра обычно ждут чего-то нового, свежего, интересного. Критики — особенно. А спектакль «Анна и адмирал» — это новый жанр, музыкально-пластический спектакль.

И, конечно, зрителя не оставила равнодушным игра актеров. Главную героиню сыграла наша актриса Анна Рыбникова. Я считаю, что это ее звездная роль. Такая, какую в своей жизни ждет, наверное, каждая актриса. И Анна сыграла, точнее прожила эту роль потрясающе. Когда в спектакле Анна Тимирева спустя 52 года после смерти любимого читает последнюю записку Колчака на папиросной бумаге, невозможно сдержать слезы. И неважно, кто в зале — турецкий зритель, иркутский или московский. Эти переживания понятны всем.

— Вы сказали, что этот спектакль — авторская работа Анны Фекета, нового главного режиссера театра. Она заняла должность в 2015 году, а до этого работала в Хабаровске, верно?

— На самом деле Анна Фекета поставила спектакли более чем в 15 городах России, в Канаде и Австрии. К нам она действительно переехала из Хабаровска. Первым опытом нашего сотрудничества в 2013 году (тогда еще как с приглашенным режиссером) стал мюзикл «12 стульев». Это был успех, зрители полюбили спектакль, на него хорошо ходят до сих пор. Следующей ее работой в нашем театре стало музыкальное ревю на музыку зарубежных хитов «Crazydance, или 5 свадеб в один день». И после двух отличных постановок Анна Иосифовна была приглашена на должность главного режиссера. Первой ее постановкой в новом статусе стала оперетта Кальмана «Сильва». Одним словом, сотрудничеством мы довольны и строим большие планы на новый сезон.

— Но в период Владимира Шагина артисты театра привыкли работать с разными режиссерами. Экспериментировать, менять подход. Можно ли ждать, что эта практика будет продолжена? В репертуаре театра появятся новые работы приглашенных постановщиков?

— У Анны Фекета, конечно, масса идей и предложений. Она много ставит сама. Но у главного режиссера есть еще немало административных функций. Кроме того, в 2016 году Анна Иосифовна набрала курс актеров музыкального театра в нашем Иркутском театральном училище. Это большая нагрузка. Потому действительно имеет смысл приглашать режиссеров-постановщиков со стороны. Тем более что и артистам это интересно.

Сейчас мы уже ведем переговоры, и думаю, что в следующем сезоне к нам на постановку приедет режиссер со своей постановочной группой. Также мы хотим поставить балет с приглашенным хореографом. Это нормальная практика. Нельзя все время «вариться в собственном соку». Мы это понимаем.

— Продолжая тему новых постановок, нельзя не вспомнить, что по случаю 80-летнего юбилея Иркутской области вы подарили региону свою версию известного произведения «Любовь и голуби».

Визитной карточкой театра долгие годы являются рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» и «Юнона и Авось», которая в 2016 году отметила 20 лет на сцене

— Пьесу мы выбирали долго. Хотелось взять что-то, связанное с нашим регионом. На ум сразу приходят юбиляры этого года — наши земляки Валентин Распутин и Александр Вампилов.

Но замечательная идея появилась у нашего главного художника по свету, заслуженного работника культуры РФ Галины Мельник — поставить всеми любимую, теплую, смешную, трогательную и по-настоящему народную историю, написанную тоже нашим земляком — Владимиром Гуркиным. Правда, сначала встал вопрос о музыке. Стали смотреть, в драматических театрах постановку «Любовь и голуби» делали, а вот в музыкальных… И вдруг мы узнаем, что Московская оперетта готовит премьеру спектакля «Любовь и голуби» на стихи Сергея Плотова и музыку Андрея Семенова в мае этого года. Мы связались с этими авторами, с наследниками Гуркина, получили «добро» на постановку. А в июне состоялась премьера спектакля в нашем театре.

— Не страшно было — начнут сравнивать со знаменитым фильмом, критиковать?

— Конечно, мы все волновались, а артисты особенно. Гурченко, Дорошина, Юрский уже создали незабываемые образы главных героев пьесы. Но мы и не хотели повторять фильм. Да, пьеса та же, в ней ничего не изменишь. Но у нашего режиссера свое видение. Приходите уже в сентябре — спектакль нужно увидеть.

— Вы рассказываете, и становится понятно, что Иркутский музыкальный театр активно взаимодействует с коллегами по всей стране. А с кем общаетесь наиболее тесно, у кого активно перенимаете опыт?

— В нашей среде директора, главные режиссеры, художественные руководители друг к другу настроены очень доброжелательно и часто готовы помочь. Если говорить конкретно, то для меня большой авторитет — директор питерского театра музыкальной комедии Юрий Шварцкопф, профессионал высокого класса. Лично мы с ним познакомились, когда он приезжал в Иркутск на бенефис нашего народного артиста РФ Владимира Яковлева. Уже который год Владимир Яковлев в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии работает как приглашенный артист.

Также нас очень поддержал коллектив Московского государственного академического Детского музыкального театра им. Н. Сац под руководством Георгия Исаакяна. На сцене этого театра проходил фестиваль «Видеть музыку», и вся команда нам помогала, чтобы спектакль прошел на отлично. А сам Георгий Георгиевич человек удивительный, с позитивной энергетикой, он излучает оптимизм, сыплет шутками. И ставит хорошие спектакли!

— Речь о столичных театрах. А среди региональных есть те, на кого равняетесь?

Говорят, театр — искусство дорогое, а музыкальный театр — дорогое вдвойне

— Восхищаюсь Свердловским театром музыкальной комедии, которым руководит Михаил Сафронов. Мы, конечно, в разных весовых категориях. Екатеринбург часто приглашает именитых режиссеров. На фестиваль в Москве они привозили балет «Анри» в постановке режиссера столичного уровня Ларисы Александровой. Театр также ставит замечательные мюзиклы, например «Бернарда Альба». А оперетту-комикс «Микадо, или Город Титипу» они сделали совместно с лауреатом национальной театральной премии «Золотая Маска» Алексеем Франдетти. Этот 33-летний постановщик родом из Ташкента уже сделал себе имя в Москве. Мы тоже хотели бы с ним поработать, но у Алексея на три года вперед все расписано. Талантливые постановщики, конечно, нарасхват. Мы это поняли, когда решили пригласить режиссера для новой оперетты.

— В одном из интервью вы упоминали, что именно к опереттам питаете страсть.

— Это так. И в жанре оперетты у нас на следующий сезон запланирована премьера.

— А зрителю что больше нравится? Говорят, что проще собрать зал на легкий спектакль, вроде недавно появившейся в репертуаре иркутского музтеатра комедии «Дамский портной».

— Зрители разные. Есть случайные посетители, есть те, которые ходят на все премьеры, а есть такие, которые несколько раз приходят на полюбившийся спектакль или на актера или актрису. Потому и репертуару нужно разнообразие. Конечно, мы не должны игнорировать тех зрителей, которые после трудовой недели приходят в театр отдохнуть и настроены на что-то легкое, шутливое. «Дамский портной» как раз соответствует такому настроению. Почему, например, в репертуаре многих драматических театров есть комедии Рея Куни? Наверное, нужны спектакли вроде фильмов «на один вечер» — посмотрел, посмеялся, отдохнул. Главное, не опускаться до шуток «ниже пояса».

Хорошо, что иркутская публика ценит и понимает серьезные спектакли, такие «Юнона и Авось», «Иисус Христос — суперзвезда», «Севастопольский вальс», «Сирано де Бержерак». Они из года в год собирают полные залы. У театра ведь не только развлекательная функция. Мы воспитываем зрителя, помогаем сформировать жизненные ценности. И меня радует, когда я вижу, что люди приходят в театр всей семьей, родители вместе с детьми. По-моему, это куда интересней, чем сидеть в телефонах и планшетах.

— Сегодняшних подростков сложно заинтересовать теат­ром?

— Так сложилось, что в репертуаре театра долго не было спектаклей для этой аудитории. Детские сказки, те, что для самых маленьких, да, показывали. Но постановки, ориентированные именно на подростков, появились не так давно. И на прекрасные, добрые «Алые паруса» и «Мэри Поппинс, до свидания!» сейчас тоже аншлаги. Причем в этих спектаклях заняты маленькие актеры из детского музыкального театра «Стрекоза».

Мы строим сложные декорации, костюмов шьем много, одеть нужно и артистов, и хор, и балет, и переодевать всех нужно несколько раз за спектакль

— Достойная смена подрастает?

— Кадры для театров — вопрос острый. Нужно самим растить, чтобы хоть как-то решить проблему. Как я уже говорила, в прошлом году наш главный режиссер набрала курс артистов музыкального театра в Иркутском театральном училище. Молодежь отсматривали по всему региону. Выбрали тридцать с лишним человек. Анна Иосифовна их очень хвалит. Надеюсь, что через четыре года ребята пополнят труппу нашего театра.

— При всей кажущейся легкости актерская профессия требует серьезной подготовки.

— Вы правы. А перед актером музыкального театра стоит наисложнейшая задача — дать хороший вокал, параллельно танцевать и не сбить дыхание, заучивать огромные тексты.

Конечно, и в других театрах сейчас нередко поют. Я недавно была на спектакле «Пристань алых грез» в иркутском театре кукол «Аистенок». Наш Владимир Яковлев тоже занят в этом спектакле. Это спектакль для взрослой аудитории, на сцене и куклы, и актеры. Удивительная сценография, много музыки, в постановке принимает участие молодежная рок-группа театра. Получилось очень интересно.

— Но все-таки к вокалу в музыкальном театре требования выше, чем к партиям в исполнении актеров того же драмтеатра?

— Безусловно. И Иркутску очень не хватает консерватории, которая бы готовила кадры для нашего театра. Курса в театральном училище все-таки недостаточно. Сейчас мы вынуждены приглашать артистов из других регионов, а это значит нужно обеспечить их жильем. В настоящее время театр арендует более 20 квартир, и это большие затраты…

— А на спектакли к коллегам часто удается выбраться? Порекомендуете что-то из недавно увиденного?

— В нашем драматическом театре я посмотрела «Прощание с Матерой», до сих пор под впечатлением. Очень сильная постановка. Бабка Дарья в исполнении народной артистки РФ Натальи Королевой — потрясающая! Настоящий распутинский образ. Пробирает сцена, где героиня свою избу, родительский дом, приводит в порядок, моет перед затоплением… Сейчас вспоминаю — и снова ком к горлу подступает. Мне кажется, никто на этом моменте не остался равнодушным. Великая повесть Валентина Распутина получила гениальное воплощение на сцене драматического театра. И музыка хорошо подобрана, и режиссерское решение интересное, и сценография впечатляющая.

Еще отмечу спектакль «Дура и дурочка» в постановке Геннадия Гущина. Была на его «прогоне» в Доме актера. На сцене всего две актрисы. Камерная атмосфера. Если коротко — хороший спектакль. Можно долго рассказывать, но лучше купить билет и пережить эту историю, смех и слезы, вместе с актрисами.

Законы рыночной экономики работают и в творческой, культурной среде: есть зритель — есть касса — есть средства на развитие

Еще хочу сходить на «Иннокентия» в ТЮЗ. В истории о святителе Иннокентии заняты труппы Тетра юного зрителя и студии «Театр пилигримов». Интересно составить свое мнение, об этой постановке очень много говорили.

— Зритель — для театра, конечно, главный цензор. И получается, что мерило успеха постановки — касса?

— Слезы, аплодисменты, крики «Браво«… Но, в конечном счете, зритель всегда, я уверена, голосует рублем. Премьера, конечно, всегда продана. Но если год от года зрительский интерес не спадает, зал полон — это лучшее подтверждение успешной постановки. Сколько лет в нашем репертуаре спектакль «Проделки Ханумы»? С 1996 года. Три поколения артистов через него прошли. А до сих пор в любой день недели его поставь — и будет публика. Самим актерам тоже нравится в «Хануме» работать, что тоже очень важно для успеха. Зрителю передается драйв, актерский кураж.

— И традиционный для финала вопрос — о планах. Каким вы видите свой театр через пять-десять лет? О чем мечтаете?

— Нарисовать дальнюю перспективу? На самом деле мы надеемся, что не через пять-десять лет, а гораздо раньше появится возможность провести реконструкцию сценического оборудования. Театр был построен в 1989 году. В 2008 и 2011 годах проводились ремонты и реконструкции, но они коснулись зрительской части. Сценическое оборудование не менялось, оно и физически, и морально устарело. В настоящее время, к сожалению, наши монтировщики вручную опускают и поднимают штанкеты, установка и разборка декораций занимает много времени. Световое и звуковое оборудование нужно менять. Неоднократно уже приезжие артисты со сцены говорили, что так невозможно работать. С таким техническим оснащением при работе над новыми постановками мы даже простые режиссерские решения не можем воплотить.

А ведь на сцене нашего театра проходят два международных фестиваля — «Звезды на Байкале» (художественный руководитель Денис Мацуев) и «Джаз на Байкале». К нам приезжают театры на гастроли, мы принимаем у себя мировых звезд, проходят областные и городские мероприятия.

Хочется верить, что о наших проблемах услышат. Театру необходимо выходить на качественно новый уровень работы. Для этого требуется модернизация. Мы хотим радовать и удивлять зрителей новыми возможностями, современными постановками.

Ольга Брайт