«Иркутский меценат» продолжает традиции, заложенные Сукачевым

Председатель попечительского совета фонда «Иркутский меценат» Виктор Круглов рассказал «ИО» о поддержке художественного музея им. В.П. Сукачева, восстановлении произведений искусства, значимости культурных традиций Приангарья и о том, почему работа в благотворительной организации затягивает.

Фото Евгения Козырева

— Виктор Кузьмич, в этом году исполнится уже восемь лет с момента основания благотворительно фонда «Иркутский меценат». Расскажите, пожалуйста, как он возник, и почему вы выбрали своим приоритетом помощь именно художественному музею?

— Инициатива исходила от самого художественного музея и его предшествующего директора Елены Станиславовны Зубрий. Она чувствовала, что учреждению не хватает государственной поддержки и внимания со стороны властей. Я тогда завершал свою карьеру председателя Законодательного собрания Иркутской области и определенный авторитет во властных структурах имел. Я стал привлекать людей, близких мне по духу, которые могли бы проникнуться идеей помощи музею. На самом деле почти при всех крупных музеях страны и мира в той или иной форме существуют попечительские советы. А Иркутский художественный музей по праву считается одним из лучших в стране. Это мы к нему привыкли и разучились ценить то, что находится рядом, но он действительно уникальный. От Урала до Владивостока нет такой богатой коллекции, которая к тому же все время пополняется. В том числе и за счет благотворительного фонда.

— Можно ли сказать, что фонд продолжает те традиции, которые были заложены в том числе и Владимиром Платоновичем Сукачевым, который, как известно, передал свою бесценную коллекцию в дар городу?

— Сукачев был по-настоящему великим человеком, который сделал для Иркутска невероятно много, причем совершенно бескорыстно. Формирование основы нашего художественного музея — лишь часть его наследия. Как мне кажется, ему в Иркутске уделяется недостаточно внимания. Наша деятельность, конечно, намного более скромная, по сравнению с тем, что сделал он. Но важен почин, инициатива. В своей работе мы не меряемся тем, кто сколько выделил денег. У нас сформирована хорошая команда, за эти годы мы сдружились, и к инициативе каждого члена попечительского совета относимся с большим вниманием и интересом. С возникновением фонда музей ощутил реальную помощь со стороны бизнеса, и речь совершенно не о том, сколько дала та или иная компания — у каждого члена попечительского совета есть свои ресурсы и возможности, которые не измеряются деньгами. Например, долгое время выездные выставки музея по области вообще не проводились. А мы стали помогать делать временные экспозиции из фондов музея, и жители Магистрального, Жигалово, Ангарска, Саянска и других городов региона увидели те картины, с которыми могли познакомиться только в Иркутске. Это лишь один из штришков того, что мы делаем.

— Каковы основные направления работы фонда?

— Фонд оказывает поддержку музею в проведении различных выставок, в участии в аукционах по покупке произведений искусства, приобретении музейного оборудования. Недавно мы учредили премию для молодых художников Иркутской области и заслуженных работников музея, которые вносят неоценимый вклад в его развитие. Кроме того, выделили стипендию для лучших студентов художественных специальностей. Хотя лично мне дороже всего такое направление работы фонда как реставрация. Когда вкладываешь деньги в восстановление произведения, которое вот-вот может безвозвратно погибнуть, испытываешь особые чувства, это двойная радость.

Фото Евгения Козырева
Фото Евгения Козырева

— Расскажите о попечительском совете фонда. Как он формировался и прирастает ли новыми людьми с годами?

— Попечительский совет всегда был достаточно камерным. Только недавно мы задумались над тем, что этот круг стоит расширить, но пока, честно говоря, это не принесло ожидаемого эффекта. Мы пришли к мнению, что нужно сформировать некий клуб друзей музея, куда бы в том числе входили представители СМИ, которые бы рассказывали о положительных инициативах в части развития художественного музея. Но пока это не очень работает.

Многие относятся к нашей работе как к должному. Мол, мы и так должны это делать. И плохо, что это проходит как-то незаметно, в том числе и для власти — возникает ощущение, что этого никто не ценит. Но, с другой стороны, мы ведь работаем не за чью-то благодарность, а потому что сами считаем эту работу важной.

В фонде собрались люди, не чуждые этим ценностям. Они готовы потратить заработанные деньги не на очередной автомобиль, а на что-то хорошее для города, области. Это касается как частных лиц, так и различных компаний — «Газпром добыча Иркутск», «Саянскхимпласт», Банк ВТБ по Иркутской области, Байкальский банк Сбербанка, филиал «Газпромбанка», операционный офис Альфа-Банка, «Иркутский масложиркомбинат«… Скажу так: чем больше мы погружаемся в эту работу и видим, как ее оценивают эксперты из столичных музеев, тем больше нас затягивает этот процесс. Это очень приятно. Я думаю, что Сукачев, когда покупал картины и видел всю эту красоту, понимал, что он делает добро для города. Ведь он все оставил горожанам, когда уезжал отсюда.

— Какой, на ваш взгляд, крупный проект, осуществленный при содействии фонда, был наиболее важным для Иркутска?

— По моему мнению, к таким можно отнести реставрацию и презентацию публике картины Гавриила Горелова «Псов-рыцарей ведут во Псков». Она была отреставрирована на средства фонда и впервые показана иркутянам в 2014 году. Это вызвало очень большой эмоциональный резонанс. Во-первых, связанный с грядущим 70-летием Победы, во-вторых, с Днем народного единства. Плюс это был как раз тот период, когда возник и нарастал конфликт на Украине. Над всеми этими вопросами посетитель музея может поразмышлять, разглядывая это фундаментальное глубокое полотно, написанное в первые послевоенные годы, когда в стране был взлет во всех областях. И бывший директор иркутского музея Алексей Фатьянов добился, чтобы эта картина попала именно к нам. Фатьянова вообще можно назвать вторым Сукачевым по тому, сколько он сделал для нашего музея. И представьте, эта картина была намотана на вал, отправлена в Иркутск и с тех пор ни разу не демонстрировалась публике. Я считаю ее презентацию после реставрации наиболее ярким событием в жизни музея последних лет. И именно эта картина лично мне дороже и ближе всего остального.

Фото Алексея Головщикова
Фото Алексея Головщикова

— Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы современных музеев и Иркутского художественного в частности?

— Думаю, что основная проблема в том, что у современных жителей теряется интерес к классическому музею. Даже к тем уникальным выставкам, которые мы привозим из ведущих музеев Москвы и Петербурга. Сказать, что на них ходят толпы народа, я не могу. Для того чтобы изменить эту ситуацию, нужны какие-то новые формы, и мы их уже начали нащупывать. Отчасти мы, конечно, повторяем то, что уже существует в других музеях — например, акцию «Ночь в музее», которая всегда вызывает интерес у публики.

Другой проблемой является нехватка площадей, которую испытывают, наверное, все музеи. Ведь известно, что в постоянной экспозиции находится лишь малая часть того, что есть в запасниках. Эту проблему можно было бы решить при помощи городских и областных властей, которые могли бы выделить какое-нибудь здание под музейные площади. Надо расширяться и, наверное, больше выставлять современное искусство, к которому тянется молодежь. Кроме того, у музея шикарное собрание иркутских художников. 50-60-70-е годы были золотым временем в истории иркутской живописи. Все это тоже нужно показывать горожанам.

— А есть ли такая проблема, как недостаток средств?

— Во-первых, я не знаю, у кого есть достаток средств. А во-вторых, все то, что я называю, так или иначе связано с финансированием. Но Иркутск в этом смысле выгодно отличается, например, от Красноярска или Новосибирска. В этом городе есть основательные, фундаментальные традиции. Когда в Иркутске уже был университет, в Красноярске даже церковно-приходской школы не было. И если мы говорим о нашем художественном музее, то это основа нашей иркутской культуры. Именно поэтому мы и стали его поддерживать.

— Сложились ли у вас уже деловые отношения с Александром Гимельштейном, недавно назначенным на должность директора музея?

— Мы, конечно, с ним знакомы давно, и в хороших товарищеских отношениях, но нам нужно понять, какова его позиция в части развития музея. Ведь любая смена власти предполагает и смену приоритетов. Мы будем с ним встречаться и разговаривать о том, как нам выстроить нашу совместную работу. Чтобы быть директором такого учреждения, нужно быть прежде всего хорошим менеджером — недостаточно просто любить картины и разбираться в них. А он человек достаточно профессиональный. Он патриот своего города, и у него есть интересные мысли по поводу развития музея. Кое-что из этого мы уже с ним обсуждали. Мне кажется, с теми проблемами, о которых я сказал выше, он сумеет справиться. Это касается и расширения площадей, и финансов, и некоторых других вещей. Важно, чтобы с его приходом ничего не потерялось, а все, над чем работаем, получило новый импульс.

Фото Алексея Головщикова
Фото Алексея Головщикова

— Каких интересных музейных проектов стоит ожидать иркутянам в ближайшем будущем?

— Этот год у нас в основном связан с различными приобретениями и в целом, можно сказать, проходит в расслабленном режиме. Может быть, потому что предыдущие были более насыщенными, может быть, это связано как раз со сменой руководства. Но нам в любом случае, мне кажется, нужно как-то переформатироваться. Надо работать поэнергичнее. Формы-то останутся те же самые — выездные и привозные выставки, реставрация, пополнение фондов, ведь смысл музея в том, чтобы сохранять и показывать людям свои коллекции. Но как это показать, чтобы это было интересно большему количеству людей, это вопрос, на который мы должны найти ответ. Нужен новый формат работы со зрителем, ведь показать и рассказать можно по-разному.

— Что лично вам дает работа в фонде?

— Эта работа очень обогащает в духовном и человеческом смысле. Встречи с людьми, которые работают в музейной среде, воодушевляют. Общаться с ними невероятно интересно, потому что это, как правило, уникальные специалисты, профессионалы, бесконечно преданные своему делу. Это вообще какой-то особенный мир, в котором к произведениям искусства относятся, как к святыням.

Беседу записал Антон Кокин