Иркутский gasenwagen

Монополист диктует условия на рынке газа
С дефицитом газа и ростом цен на него этой осенью в Приангарье уже столкнулись автомобилисты и население. На минувшей неделе ситуация с поставками топлива выровнялась, цены на газ снизились. Впрочем, как отмечают представители компаний, реализующих газ населению, не все так радужно, как кажется. Гарантий стабильности цен пока дать никто не может.

Потребители бытового газа отмечают, что баллон (около 40 кг) сжиженной пропан-бутановой смеси в сентябре этого года стоил 300-350 рублей, в начале ноября этот же объем людям пришлось приобретать уже за 500-650 рублей. Розничная стоимость топлива на городских автозаправочных газовых комплексах (АЗГК) также не стояла на месте. Если в июле стоимость литра составляла 9 рублей, то уже в августе — 11 рублей, а в сентябре и все 15 рублей.

Критическая ситуация с газом объясняется просто. На единственном в регионе предприятии, производящем газ — Ангарской нефтеперерабатывающей компании (АНХК), производился ремонт установки и реконструкция комплекса по выработке газа. Как отметили в пресс-службе компании, это самый масштабный ремонт за всю историю АНХК. Он продолжался с конца августа по конец октября. В работе было задействовано порядка двух десятков подрядчиков и 1500 человек. В связи с такими серьезными работами и была сокращена выработка газа. Немногочисленные отгрузки производились лишь для узкого круга юридических лиц, успевших зарезервировать поставки.

В настоящее время ситуация начала стабилизироваться. Как рассказал «ВФ» генеральный директор ОАО «Иркутскоблгаз», крупнейшего в регионе поставщика пропан-бутановых смесей, Александр Сидоров, цена на бытовой газ уже сейчас упала с недавних 14 до 12 рублей за литр. Такой же ценник на сегодня держится и на городских АЗГК. «Более того, в ближайшее время цена на бытовой газ продолжит снижаться и стабилизироваться на уровне 11 рублей за литр, — отметил господин Сидоров. — Думаю, что поводов для беспокойства у населения не должно быть. Да, некоторая напряженность возникала, но она уже разрешена».

Руководители других предприятий, работающих на рынке газового топлива, имеют другое мнение. По словам генерального директора «Иркутсктранссвязь» (установка, обслуживание газобаллонного оборудования) Сергея Зотова, причина столь затяжного кризиса — в смене собственника АНХК. Прежний владелец ОАО «НК «ЮКОС» плановый ремонт производил ежегодно, и это не влияло на ситуацию с поставками. Новый собственник ОАО «НК «Роснефть» не смог сохранить всех отношений с прежними покупателями, несогласованность действий нового руководства и привела к отсутствию поставок.

Владельцы иркутских АЗГК (в городе насчитывается не менее 20 станций) также не спешат торопиться с обнадеживающими прогнозами. Как рассказал «ВФ» на условиях анонимности руководитель одной из сети АЗГК, «проблема нестабильности цен еще не снята». «Действительно, АНХК вновь заработала, ну и что с того? В центральных регионах стоимость тонны топлива равна 10-11 тыс. рублей, а у нас она держится на уровне 14,8-15 тыс. рублей, — подчеркнул источник. — Как ни парадоксально, но итоговые цены на газ, производимый в регионе, такие же, как если этот газ везти из Перми или Тобольска».

По мнению владельца сети АЗГК, вся причина в том, что местное производство газа монополизировано. «Заводы в Ангарске, Ачинске принадлежат компании «Роснефть», продукция с них напрямую не отгружается, а реализуется через систему аукционов в Москве. Эти аукционы абсолютно непрозрачны, пробиться на них чрезвычайно сложно, да фактически невозможно, — рассказал источник. — В итоге мы узнаем, что на аукционе победили все те же перекупщики, которые и продают нам ангарский газ по завышенным ценам. Между тем на заводах в центральной части России, у которых другие собственники, подобных схем отгрузки не существует. Продукция реализуется напрямую, поэтому цена на нее там дешевле, чем у нас». По словам представителя сбытовой компании, ситуацию могло бы спасти появление в регионе оператора оптового рынка продуктов нефтепереработки. «Раньше был торговый дом «Юкос-М», он назначал цены, регулировал ситуацию. А сейчас этим из Москвы пытается заниматься «Роснефть». Мы обращались в антимонопольное ведомство, они с ситуацией знакомы, придерживаются такого же мнения», — заметил источник.

Действительно, в управлении Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области есть свое видение ситуации. Руководитель ведомства Валентина Заморина, выступая на совещании в администрации области в ноябре, отмечала, что для стабилизации и снижения цен на ГСМ в регионе необходимо появление регионального оператора. На совещании говорилось также и про систему аукционов «Роснефти», и про перекупщиков. По словам госпожи Замориной, региональные антимонопольщики намерены обратиться в компанию «Роснефть» с предложением решить вопрос с оператором. Руководитель ведомства предложила также региональным властям выйти на «Роснефть» с тем, чтобы наделить ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» правом ведения предпринимательской деятельности по приобретению нефти для переработки в ГСМ. По мнению госпожи Замориной, это также позволит уйти от работы с посредниками.

Как рассказал «ВФ» директор областного департамента экономики Александр Анчугин, в настоящее время готовится соглашение о сотрудничестве региональных властей с ОАО «НК «Роснефть». «Предложение о создании такого оператора является одним из важных пунктов этого соглашения», — подчеркнул господин Анчугин.

Между тем в соседнем Красноярском крае наблюдается аналогичная ситуация. После покупки «Роснефтью» активов ЮКОСа, в том числе Ачинского НПЗ и торгового дома ЮКОС-М, занимавшегося реализацией нефтепродуктов, изменилась сбытовая схема реализации продукции. Появились все те же аукционы, а принципиальные решения об объемах нефтепродуктов, направлениях их реализации, ценах и другие стали приниматься в Москве. Как сообщили в пресс-службе администрации Красноярского края, «Роснефть» уже согласилась изменить ситуацию и создать торговый дом или структурные подразделения компании, которые будут заниматься вопросами сбыта продуктов переработки нефти. Однако информация о каких-либо сроках появления такой организации и перспективах снижения цен пока не озвучивается.

Такие новости владельцам АЗГК оптимизма не внушают. «Каким образом появится оператор, как он будет работать, пока неизвестно. Мы знаем пока цену сегодняшнюю — 14,8 тыс. рублей за тонну и все. Даже на декабрь нет никакой информации, — говорит источник «ВФ». — Пока же цена на газ, расходы на содержание автомобиля на таком топливе поднимаются до уровня цен на бензин. Автовладельцам становится невыгодно ездить на газе».

Впрочем, других перспектив изменения ситуации на рынке газа пока не наблюдается. В этом году в регионе было начато строительство сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), ориентированных на использование сжатого природного метана. Однако это было рассчитано на использование местного природного метана и проект газификации Приангарья. Как известно, региональный парламент на октябрьской сессии отклонил этот проект. «Ситуация остается пока безальтернативной. Вся надежда на адекватные действия «Роснефти», — отмечают владельцы АЗГК.

Влад Никифоров
Фото Евгения Козырева