Иркутский филиал АО «ФГК»: «Мы видим пути успешного преодоления сложностей»

Рынок грузовых железнодорожных перевозок в этом году претерпевал колебания в связи с общей напряженной экономической ситуацией. Тем не менее крупные операторы отмечают, что предпосылки для дальнейшего роста и развития существуют. Они связаны и с антикризисными мерами, с привлечением новых клиентов, а также с объективными перспективами наращивания грузооборота со странами Азии. Подробнее о рынке оперирования подвижным железнодорожным составом и специфике грузовых перевозок в нашем регионе рассказал директор Иркутского филиала АО «ФГК» Евгений Королев.

В первом полугодии доля ФГК на рынке грузовых перевозок в зоне ответственности Иркутского филиала составляла 14,6%, по результатам 11 месяцев филиал продемонстрировал рост до 16,3% рынка.

— Евгений Александрович, Иркутский филиал АО «ФГК» уже более трех лет работает в регионе. Как уходящий год отразился на компании, был ли он особенным?

— Я бы сказал, что этот год был особенным для всей отрасли железнодорожных грузоперевозок. Общий экономический фон в мире отражается на деловой, промышленной активности — в некоторых отраслях произошла стагнация, а где-то даже и спад. Безусловно, это сказывается на рентабельности перевозок, если наши клиенты развиваются, то вместе с их ростом увеличиваются и наши объемы. В складывающихся условиях нам приходится предпринимать множество мер, чтобы избежать падения грузоперевозок. В течение этого года мы усердно трудились над сохранением своих позиций, а по возможности старались их укрепить. В первом полугодии доля ФГК на рынке перевозок в зоне ответственности Иркутского филиала составляла 14,6%. Демонстрируя развитие даже в периоды наиболее обостренной конкуренции, АО «ФГК» в общем объеме погрузки универсального подвижного состава на Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорогах по результатам 11 месяцев этого года продемонстрировала 16,3% рынка. Как результат — мы сохранили за собой статус компании, лидирующей на транспортном рынке.

— Какую стратегию применяете для наращивания доли в этих условиях?

— В любой сложной экономической ситуации крупные предприятия стараются изыскивать внутренние резервы для сохранения своих позиций. Подобным резервом чаще всего является сокращение издержек для сохранения рентабельности. Сейчас мы наблюдаем падение маржинальной доходности работы парка. К примеру, доходность работы полувагона еще два года назад составляла порядка 1200 рублей за вагон в сутки, сейчас же около 500 рублей. На ситуацию оказывает влияние и профицит подвижного состава у операторов. Идя навстречу клиентам, переживающим непростые времена, мы пытаемся находить компромиссы по тарифам, что стимулирует грузоотправителей на сотрудничество.

Примером эффективности такого сотрудничества может послужить рост перевозок высокодоходных грузов в крытых вагонах — это продукция целлюлозно-бумажных комбинатов, цветные и черные металлы. С начала этого года мы погрузили более 600 тыс. тонн подобных грузов, стоит отметить, что это на 42% больше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. В частности значительно увеличился объем погрузки продукции ЦБК — на 52%, и составил 345 тыс. тонн. На 73% увеличился объем погрузки цветных и черных металлов — 115 тыс. тонн.

— С какими показателями вы заканчиваете год? Оцените их.

— В целом с поставленными задачами мы справляемся. Объективную ситуацию по этому году мы увидим только в январе, но уже сейчас понятно, что объемы, достигнутые по итогам прошлого, мы сохраняем и в настоящее время. За 11 месяцев 2014 года общий объем погрузки универсального подвижного состава собственности АО «ФГК» на полигонах Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорог составил 7,6 млн тонн.

— Сохранить объемы погрузки помогли постоянные клиенты или же новые грузоотправители?

— У филиала существует устоявшийся пул крупных клиентов, обеспечивающих наиболее весомые объемы. Еще со времен становления филиала у нас сложились крепкие партнерские отношения с крупнейшими предприятиями региона. Почти половину объемов погрузки с начала года, а именно 3,7 млн тонн, составляет уголь. Основной партнер здесь ОАО «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» компании «Мечел», на Забайкальской ЖД активно идет погрузка продукции ООО «Амурский уголь». По итогам ноября 2014 года доля погрузки угля филиалом составила 57,3%. ФГК активно участвует в перевозках социально значимых грузов и стабильно обеспечивает погрузку угля по программе Северного завоза Иркутской области. Помимо угля, значительную долю составляет руда — 1,3 млн тонн за 11 месяцев. Хотелось бы отметить наши партнерские отношения с Приаргунским производственным горно-химическим объединением (ОАО «ППГХО»). Кроме того, стабильно высокие объемы погрузки дают предприятия лесной отрасли: ООО «ИВЛПС-Небельский ЛПХ», ООО «Магистраль-Транзит». Неплохие объемы погрузки строительных материалов обеспечивает ООО «КНАУФ ГИПС Байкал».

— То есть с крупными клиентами вы укрепляете отношения. В чем секрет?

— Конечно, ключевые партнеры продолжают пользоваться нашими услугами. И это можно объяснить совокупностью нескольких факторов. В их числе активная деятельность по организации и выстраиванию долгосрочных взаимоотношений с клиентами, сбалансированная ценовая политика, стремление ускорить сроки оформления документов и доставки грузов.

Добавлю, что если отношения с крупными грузоотправителями — залог стабильности компании, то возможности для дальнейшего роста мы видим в наращивании партнерства с представителями малого и среднего бизнеса. Количество грузов в этом сегменте увеличивается год от года. Это вполне объяснимо тем, что в нашем регионе большие расстояния, плохо развита автомобильная инфраструктура. Как следствие, железнодорожные грузоперевозки являются удобным способом доставки товаров, а нашими стараниями еще и доступным. Тем более что специально для клиентов с небольшими объемами отправок в АО «ФГК» действует услуга оформления перевозки через сайт компании по договору публичной оферты. Грузоотправители могут оформить свою заявку в автоматизированном режиме на сайте www.railfgk.ru и получить гарантированную подачу подвижного состава в четкие сроки и с прозрачным ценообразованием. Популярностью пользуется также система информационного обслуживания клиентов (СИОК). Это бесплатная услуга, которая позволяет дистанционно отслеживать дислокацию вагонов в режиме реального времени, автоматически получать информацию о балансе средств на лицевом счете, проводить детализацию взаиморасчетов по договору и так далее.

— Помимо активного сотрудничества с бизнесом, какие еще точки роста вы могли бы обозначить?

— Безусловно, грузооборот со странами Азии, в первую очередь с Китаем, будет расти. Большое количество перспективных инвестпроектов, реализуемых в том числе в Восточной Сибири, также предоставляет нам множество перспектив. На этом фоне роль Иркутского филиала АО «ФГК» будет особенно значимой. Напомню, что в зоне ответственности филиала работает два пограничных перехода — Забайкальск и Наушки, где около 45% объемов перегруза приходится на ФГК. В Китай на экспорт мы грузим уголь с Краснокаменска, продукцию целлюлозно-бумажных комбинатов Усть-Илимска и Братска, традиционно лес.

— С преодолением каких сложностей, помимо экономических, операторам подвижного состава придется столкнуться в следующем году?

— Существует достаточно серьезная проблема, касающаяся всех операторов, решить которую можно только совместно с определенными шагами со стороны государства. Речь идет о стабильности обеспечения пользователей подвижным составом. С одной стороны, сегодня мы наблюдаем избыток парка на сети российских железных дорог. С другой — не стоит забывать о том, что спустя два-три года нас ожидает массовая утилизация подвижного состава и рынок имеет шансы столкнуться с его серьезным дефицитом. Решение можно найти в продлении срока службы подвижного состава, но это целиком зависит от дальнейшей позиции государства, в частности минтранса.

Вместе с тем непосредственно участники рынка тоже должны предпринимать определенные действия, связанные с повышением качества своего подвижного состава и эффективного управления. АО «ФГК» активно работает в этом направлении — в Иркутском филиале мы полностью выполняем показатели по плановым видам ремонта. За 2014 год было отремонтировано более 5000 выгонов собственности АО «ФГК».

Своевременный и качественный ремонт и программы обновления парка позволяют поддерживать высокую техническую готовность, оперативнее подавать подвижной состав клиентам, улучшать эффективность логистических схем и гарантировать сохранность грузов в движении. Мы по-прежнему стремимся соответствовать ожиданиям клиента и небезосновательно рассчитываем на достижение максимального экономического эффекта от сотрудничества.