Иркутский аэропорт

«Хабнуть» по-крупному пока не получится
Новый, идеальный международный аэропорт «Иркутск» за последние полвека несколько раз перерисовывали на бумаге. Пока федеральные и постоянно меняющиеся местные власти ведут дискуссии о возможных площадках и пытаются договориться с инвесторами, действующая воздушная гавань развивается поступательно — звезд с неба не хватает, но постепенно расширяет географию полетов и совершенствует взлетно-посадочную полосу.

В настоящий момент иркутский аэропорт входит в двадцатку крупнейших в России по пассажиропотоку (18-е место в рейтинге делового авиационного портала ATO.ru по итогам 2015 года) и грузоперевозкам (15-е место).

Находится авиаузел в черте города, и разговоры о его переносе в новое место, где можно было бы развернуться с размахом, идут уже несколько десятилетий. Первое соответствующее постановление Совет министров СССР принял еще в 1961 году.

Аргументов в пользу загородного расположения много. Сейчас жители близлежащих кварталов страдают от шума взлетающих самолетов, а пассажирам часто приходится мириться с задержками рейсов, так как в утренние часы прием воздушных судов затрудняют туманы, поднимающиеся с поверхности водохранилища Иркутской ГЭС. Кроме того, создание современной инфраструктуры требует пространства.

Вариантов размещения обновленного иркутского аэропорта за всю историю изучения вопроса предлагалось множество. В постсоветское время практически каждый глава региона (а меняются они в области довольно часто) отстаивал свой вариант. Губернатор Борис Говорин считал, что нужно строить аэропорт недалеко от поселка Усть-Ордынский. Александр Тишанин предлагал перспективную с точки зрения развития агломерации площадку между Иркутском и Ангарском, в пади Ключевой. О деревне Позднякова, расположенной в 25 км от областного центра, всерьез заговорили при Игоре Есиповском. Эта же идея нравилась Дмитрию Мезенцеву, но ФГУ «Главгосэкспертиза России» стабильно, из раза в раз, не одобряло проект.

Противники той или иной площадки находились всегда. Где-то не удавалось согласовать строительство с генштабом ВВС, где-то камнем преткновения становилась отдаленность и необходимость создания инженерной инфраструктуры «с нуля». Проблема выбора площадки стала ключевой. Раз не определились и нет площадки, нет активных действий, нет реального диалога с инвесторами. Последним, чтобы оценить перспективы, всегда нужно конкретное предложение.

Сказочные перспективы…

В 2015 году, аккурат перед внеочередными выборами губернатора Иркутской области, заговорили о новых перспективах авиаузла. Аэропорт, ранее находившийся в 100-процентной собственности РФ, передали региону с целью строительства нового аэровокзального комплекса на условиях государственно-частного партнерства. Взлетно-посадочная полоса осталась в федеральной собственности.

Правительство области под руководством губернатора Сергея Ерощенко предполагало реализовать проект развития авиаузла путем строительства новой взлетно-посадочной полосы, с поворотом относительно существующей на 33 градуса. Кроме того, говорили о современном терминале и логистическом хабе. В качестве инвесторов упоминались «Ростех» и «Роснефть».

Согласно постановлению Правительства РФ, власти Иркутской области до 2022 года должны привлечь не менее 1,1 млрд рублей на техническое перевооружение аэропорта и не менее 20 млрд рублей — на строительство нового аэропортового комплекса.

… и реальные возможности

От «иллюзии хаба», который «вот-вот» появится, пришлось избавиться, когда власть в регионе перешла к команде нового избранного губернатора, коммуниста Сергея Левченко. У него на счет аэропорта и государственно-частного аэропорта сложилось собственное, особое мнение, которое он в феврале 2016 года четко обозначил в интервью «Ведомостям»: «Я думаю, что роль государства как раз быть в тех местах, где все и полностью отдавать в частные руки нельзя. Если посмотреть частные аэропорты на севере области, в Бодайбо, Киренске, Нижнеудинске, Усть-Илимске, там же ужас что творится. Киренский в процедуре банкротства, в Бодайбо самолеты как садились 30 лет буквально в грязь, так и садятся… У нас огромное количество примеров, что в стране, что в области, когда частники, увидев, что на определенном этапе проект начинает генерировать убытки, становится невыгодным, поворачиваются и уходят. Именно поэтому иркутский аэропорт останется у региона».

16042001
Тогда же губернатор рассказал, что совместно со структурами федерального холдинга «Новапорт» создана рабочая группа, которая подготовит предложения по модернизации старого иркутского аэропорта. Что дальше? Будет пресловутый мегасовременный «хаб» или нет? Этот вопрос, по доброй (или недоброй) традиции, остался без конкретного ответа. Стало известно, что по-прежнему рассматриваются четыре варианта развития аэропорта, три из них — на новых площадках.

При этом всем любителям поспекулировать на теме неумелого поиска инвесторов напомнили, что общая экономическая ситуация в стране непростая и вряд ли удастся найти «частника», который сейчас «вложит $4 млрд и не сбежит, если поменяется конъюнктура или объявят санкции». Кризис заставляет корректировать многие программы, цифры и решения.

Вряд ли в текущих условиях строительство нового аэропорта в Иркутске — задача номер один. Хотя этот вопрос вошел в повестку рабочей встречи губернатора региона с президентом РФ Владимиром Путиным, которая состоялась в начале апреля в Москве.

Хороший, плохой, родной

Тема строительства нового аэропорта или адекватной реконструкции старого звучит особенно громко после очередного авиапроисшествия. Масла в огонь в 2013 году подлил комментарий командира лайнера А320 Андрея Литвинова («Аэрофлот»). В интервью телеканалу «Дождь» летчик назвал посадочную полосу в Иркутске «стиральной доской» с заплатками по бокам. Литвинов посетовал, что из-за плохих полос аэропортов в городах России даже новые самолеты скоро начнут приходить в негодность.

С пилотом Литвиновым и сегодня согласен Анатолий Юртаев, директор авиакомпании «Ангара», занимающей первое место по количеству самолетовылетов из аэропорта Иркутск и третье — по годовому пассажиропотоку. «Состояние взлетно-посадочной полосы постоянно ухудшается, и сейчас она находится в критическом состоянии, на грани несоответствия требованиям, предъявляемым к такого рода объектам, — констатирует Юртаев. — При дальнейшем ухудшении состояния полосы появляется риск повреждения воздушных судов».

При этом заместитель руководителя Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрий Целищев в телефоном разговоре с корреспондентом оценил иркутский аэропорт на «пять с плюсом». Хотя это, безусловно, не Шереметьево или Домодедово, но в настоящий момент объект со своими задачами справляется, и обращений-претензий от пассажиров нет. Конечно, было бы неплохо иметь аэропорт побольше и поновее, но такие решения вне компетенции «Росавиации».

В свою очередь исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев характеризует Иркутский аэропорт как крупнейший в Восточной Сибири, располагающий реконструированным терминалом внутренних воздушных линий и несколько устаревшим международным терминалом. Аналитик подчеркивает, что говорить о достоинствах и недостатках аэропорта можно только с учетом его стратегии, позиционирования в авиатранспортной системе.

«В нынешнем формате можно констатировать, что аэропорт Иркутск в состоянии обеспечить обслуживание пассажироперевозок жителей города и области, а также пока немногочисленных туристов, прибывающих на Байкал,

— уверен Пантелеев. — Косметических преобразований, как по аэродрому, так и по терминалу, будет достаточно, чтобы на ближайшие 5–7 лет не испытывать существенного дефицита пропускной способности и обслуживать пассажиров на приемлемом уровне. Но не более того. Однако более амбициозные планы потребуют принятия решений по обновлению инфраструктуры. Прежде всего, нужно определить масштаб будущих притязаний. Для того, чтобы на десятилетия закрыть потребности региона в перевозках, достаточно реализовать проект по «развороту» взлётно-посадочной полосы: это позволит сделать новую полосу, которая сможет принимать все типы воздушных судов, расширит возможности Иркутска по приему лайнеров в качестве запасного аэродрома. Если же претендовать на роль хаба не в границах Восточной Сибири, а в более широком географическом понятии, то потребуется строить аэропорт на новом месте. Полагаю, что сегодня у потенциальных инвесторов этот вариант вызывает интерес, но не более того — средств на такой проект нет».

Минус один

Независимо от наличия финансирования, крест на идее с разворотом губернатор Сергей Левченко поставил в своем ежегодном послании. 14 апреля глава региона ответственно заявил: «Разворота взлетно-посадочной полосы на 33 градуса не будет. Такие договоренности достигнуты с инвесторами и с федеральным центром».

Напомним, что «больным» местом проекта стал вопрос его соседства с мемориалом жертв политических репрессий в пос. Пивовариха. «Нельзя даже допустить возможности посягательства на память жертв политических репрессий, тех, кто покоится на мемориале, — заявил в своей апрельской торжественной речи сегодняшний иркутский губернатор. — Более того, это место скорби будет приведено в порядок, чтобы родные и близкие в достойных условиях могли приходить к павшим в годы страшных репрессий». Кроме того, отпала необходимость переселять и сотни жителей из близлежащих к аэропорту населенных пунктов.

В то же время Левченко дал понять:

Мы не отказываемся от идеи строительства и новой воздушной гавани, обсуждаем три варианта, но также понимаем, что в текущих экономических условиях построить новый аэропорт быстро не удастся.

Ранее председатель правительства Иркутской области Александр Битаров рассказывал, что с уходом Сергея Ерощенко диалог с «Ростехом» не прерывался и структура активно сотрудничает с новой властью. В частности сообщалось, что заказана новая аналитика концепции развития аэропорта. В ответ на запрос управление коммуникаций корпорации «Ростех» подтвердило: «Обсуждение ведется». Раскрыть подробности холдинг пока не готов.

Таким образом, на первый план в настоящий момент выходит качество воздушных перевозок и услуг, оказываемых действующим аэропортом.

Аэропорт в условиях турбулентности

Пока эксперты решают, действительно ли иркутский аэропорт уже «на пределе», строить или не строить другой (а если строить, то где и на что), авиаузел решает текущие задачи, проводит плавную постепенную модернизацию и расширяет географию полетов.

2015 год был для аэропорта юбилейным. Ему исполнилось 90. По этому случаю или за фактические достижения, предприятие по итогам конкурса, учрежденного ассоциацией «Аэропорт», получило звание «Лучший аэропорт стран СНГ».

За последние 2-3 года технические возможности иркутского аэропорта действительно расширились. В частности, были получены разрешения Росавиации на прием широкофюзеляжных самолетов Boeing 777-200, Boeing 777-200ER, Boeing 777-300, Boeing 747-400, а также Airbus А330.

«Способность принимать широкофюзеляжные самолеты имеет важное значение для аэропорта, так как через небо над Сибирью проходит большое число дальнемагистральных рейсов из Европы в Азию.

Следующие по ним воздушные суда иногда просят разрешения на аварийную посадку», — отмечают аналитики ATO.ru.

Обязательным требованием для получения разрешения на прием модификаций «Боинга 777» является наличие оборудования для работы в аварийных ситуациях. Как сообщала пресс-служба иркутского аэропорта, в 2015 году предприятие приобрело комплект пневмотканевых подъемников (8,8 млн руб.) и комплект приспособлений для подъема аварийных воздушных судов за крыло и за носовую часть фюзеляжа (948 тыс. руб.). Для установки самолетов массой до 400 тонн на места стоянок в аэропорту есть специальный аэродромный тягач с мультиводилом.

В рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» в аэропорту Иркутска была проведена реконструкция периметрового ограждения и оснащение его техническими средствами охраны.

Кроме того, в 2016 году правительством области принято решение за счет собственных средств ОАО «Международный аэропорт «Иркутск» провести реконструкцию взлетно-посадочной полосы длиной 900 метров и ремонт рулежных дорожек. Соответствующий конкурс уже проведен. Подрядчиком выступит единственный участник закупки — ООО «СоюзСтрой». Цена — 390 900 000 рублей. Сроки выполнения работ — с 15 мая по 30 июня 2016 года. В этот полуторамесячный период воздушная гавань будет принимать и выпускать суда только в первую половину суток, а с 13.00 до полуночи подрядчик будет вести работы на полосе. «Основная масса взлетов и посадок в иркутском аэропорту приходится на утренние часы, поэтому кардинально на график работы аэропорта реконструкция не повлияет. Ремонтные работы были заранее согласованы с авиакомпаниями, поэтому все авиабилеты продаются с учетом скорректированного расписания», — сообщили в пресс-службе предприятия.

Полет нормальный. Но не идеальный

Если говорить о пассажиропотоке, то в 2015 году аэропорт Иркутск обслужил 1 694 285 человек: 1 317 434 на внутренних воздушных линиях, 376 851 — на международных.

Объем пассажиропотока на внутренних линиях вырос на 6% по отношению к 2014 году. Этому способствовало открытие новых рейсов. Так, летом «Икар» и «Оренбургские авиалинии» выполнили программы полетов в Симферополь. «Ангара» отправляла чартеры в Токио. Авиакомпания «Аэросервис» открыла рейс Иркутск — Красный Чикой (Забайкальский край), а авиакомпания «Таймыр» освоила полёты по маршруту Иркутск — Кызыл — Новосибирск.

Наиболее популярными направлениями 2015 года стали перелеты из Иркутска в Москву. Далее в порядке уменьшения пассажиропотока следуют — Новосибирск и Владивосток. На международных линиях лидирует Таиланд, на втором месте Китай, на третьем — Вьетнам.

На фоне ослабления рубля эксперты в области туризма и авиаперевозок не раз отмечали рост интерес граждан КНР к России. Возможно, это шанс, драйвер роста для сибирских аэропортов, находящихся в непосредственной близости к странам Юго-Восточной Азии.

Китайские партнеры для наращивания трафика советовали перевозчикам ориентироваться не только на загруженный Пекин, а активно рассматривать аэропорты других крупных городов.

Похоже, что авиакомпании — отечественные и зарубежные, региональные и крупные федеральные перевозчики — сами хорошо чувствуют восточный тренд. В пресс-службе «Уральских авиалиний» сообщили о существенных положительных изменениях пассажиропотока на китайских направлениях. Напомним, что сегодня этот перевозчик выполняет регулярные рейсы из Иркутска в Москву (топовый маршрут), Владивосток, Екатеринбург, Петропавловск-Камчатский, Санкт-Петербург, Хабаровск и Харбин. С июля 2016 года авиакомпания планирует начать полеты по новому направлению — в Чанчунь.

Интерес к сотрудничеству с Иркутском проявила китайская авиакомпания JuneyaoAirlines. С 20 июня по 29 октября она планирует выполнять регулярные рейсы Шанхай — Иркутск — Шанхай.

Главной задачей развития авиакомпании «Ангара» в 2016 году также является запуск международных рейсов из аэропорта Иркутск. В ближайших планах перевозчика открытие регулярных рейсов в Китай и чартерные полеты в Японию. В то же время руководство компании опасается, что при постоянном росте количества международных направлений из аэропорта Иркутск могут возникнуть сложности с получением слотов. Анатолий Юртаев объясняет: «Причина для беспокойства известна — наличие всего лишь одного зала прилета и вылета для международных рейсов, хотя для успешного развития этого направления необходимо наличие двух залов прилета и двух залов вылета, в связи с различными процедурами таможенного и пограничного контроля для стран Таможенного союза и стран, не входящих в этот союз».

Будем надеяться, что положение дел в недалеком будущем изменится. На данный момент, по заявлению региональных вестей, достигнута договорённость о строительстве нового пассажирского терминала, который заменит устаревший международный пункт прилета-вылета пассажиров.

Время перемен, как обещают, настанет не только для международного терминала, но и для аэропорта в целом. Инициировано объединение местных аэропортов в одну систему, что должно повысить качество перелетов в северные и отдаленные территории Иркутской области. Правительству Иркутской области губернатор дал поручение оказывать содействие в этом вопросе всем заинтересованным сторонам.

Ольга Брайт