Иркутские маршрутки пустят по пути реформ

Насколько успешны будут нововведения, пока неизвестно
Тема маршруток в Иркутске — настоящий гнойный фурункул, давно требующий хирургического вмешательства. Пассажиры этих транспортных средств постоянно жалуются на грязь в салонах, изношенность техники, равнодушие водителей ко всему этому в сочетании с их небезопасной манерой езды. Те же иркутяне, кто привык передвигаться за рулем собственного авто, давно уяснили — от марш­руток лучше держаться подальше. При этом городские власти долгое время упорно игнорировали проблему. В этом году чиновники хотя бы сделали шаги к наведению порядка. Правда, приведут ли они к конечной цели, пока не ясно: инициативы содержат ряд спорных моментов.

Городские власти пытаются создать для владельцев морально и технически устаревших автобусов и маршруток невыносимые условия работы.

Как сообщили в пресс-службе городской администрации, в настоящее время управлением транспорта мэрии Иркутска разрабатывается новый технический регламент, который будет отправлен на рассмотрение в правительство Иркутской области. Если он будет узаконен на уровне региона, в пассажирских перевозках запретят использование транспорта старше 10 лет. Иными словами, с улиц должны исчезнуть побитые временем пазики, видавшие виды корейские автобусы и так далее. Какой процент от всего парка маршруток занимают подобные экземпляры, никто не озвучивает. Однако, судя по ощущениям, никак не меньше половины. Кто и чем будет заменять ставший незаконным автопарк, в мэрии не говорят. Таким образом, складывается нехорошее предчувствие, что в случае успеха мэрских начинаний город может на какое-то время столкнуться с транспортным коллапсом. Безусловно, решать проблему дряхлых маршруток нужно, но чиновничья привычка рубить с плеча очень часто оборачивается новыми проблемами.

Впрочем, ужесточения относительно работы маршрутчиков неизбежны. В мэрии ссылаются на новый федеральный закон о транспортном обслуживании муниципалитетов, принятый в минувшем июле. Окончательно он начнет действовать на территории страны с июля 2016 года. Новый закон значительно ужесточает правила пассажирских перевозок и регламентирует деятельность частных перевозчиков.

Пока же городские власти пытаются создать для владельцев морально и технически устаревших автобусов и маршруток невыносимые условия работы.

Так, в Иркутске сейчас продолжаются регулярные рейды по выявлению технически неисправных автобусов, начавшиеся еще в прошлом году, 124 автобуса уже были эвакуированы с люфтом рулевого управления более 20%.

Напомним, ранее сообщалось, что неисправные пассажирские автобусы частных перевозчиков в Иркутске будут эвакуировать, взамен пассажирам будут предоставлять муниципальные автобусы для доставки на требуемые остановки — без оплаты проезда.

«Если выявляются технически неисправные автобусы, их помещают на штрафплощадку. По федеральному закону основанием для эвакуации автобуса является люфт рулевого управления выше нормативного. Однако ранее у администрации города не было технической возможности для транспортировки неисправных автобусов длиною более 12 метров, сейчас она появилась», — рассказали в пресс-службе мэрии Иркутска.

По условиям эвакуации, забрать свой автобус владелец сможет только после устранения на месте технической неисправности. Помимо этого частникам придется оплатить значительный штраф ГИБДД, а также стоимость эвакуации и простоя на стоянке.

«Такие комплексные рейды с использованием эвакуационной спецтехники и участием контрольно-надзорных органов будут проходить регулярно, до тех пор пока не прекратятся систематические нарушения законодательных норм со стороны руководителей транспортных предприятий. Просим пассажиров терпимее относиться к таким проверкам, поскольку несоблюдение перевозчиками правил перевозки пассажиров — это в первую очередь нарушение прав потребителей, угроза их жизни и здоровью», — отмечает начальник управления транспорта комитета городского обустройства администрации Иркутска Юлия Гордина.

Кроме того, в настоящее время органы ГИБДД совместно с прокуратурой города Иркутска проводят операцию «Автобус». Сотрудники ведомств проверяют базы транспортных предприятий — там выявляются машины, в отношении которых существуют подозрения о подлинности номера кузова. Такой транспорт отправляется на штрафплощадку, где проводится экспертиза.

С начала проверок уже 20 автобусов были задержаны, в отношении восьми подозрения официально подтвердились, остальные проверяются. Некоторые частные перевозчики крайне негативно относятся к таким проверкам и считают это вмешательством в предпринимательскую деятельность.

«Сейчас городская администрация заняла принципиальную позицию, и эти нарушения вскрылись — причем они имели массовый характер — естественно, перевозчикам стало не совсем комфортно. Однако с точки зрения права — действительно, у нас запрещено использовать транспортные средства с измененными номерными агрегатами», — комментирует ситуацию известный общественный деятель, юрист Виктор Григоров.

После ликвидации с иркутских дорог технически неисправного частного пассажирского транспорта к нормативному состоянию будет приведена и вся остальная часть работы перевозчиков.

«Нам даны 180 дней на формирование нового реестра маршрутов, в которые будут включены перевозчики. Дальше выдается маршрутная карта, затем — свидетельство. Основные новшества связаны с тем, что на маршруте не смогут работать более трех перевозчиков-предпринимателей. И предусмотрена схема, по которой предприниматели должны объединиться в простые товарищества, чтобы укрупнить транспортные предприятия», — отмечает Юлия Гордина.

Все эти нововведения, как считают в мэрии, позволят значительно улучшить ситуацию с общественным транспортом в городе. Редакция Al в свою очередь будет следить за реализацией инициатив и за тем, насколько успешными они окажутся.

Олег Усов
В контексте
Водителей-трудяг накажут

Министерство транспорта РФ подготовило поправки в ПДД и КоАП, ужесточающие наказание водителям маршруток за переработку. Для тех, кто проводит за рулем маршруток, автобусов и фур более восьми часов подряд, штраф предлагают поднять от 3 тыс. до 5 тыс. рублей. В ведомстве планируют ввести штраф в размере 3 тыс. рублей для водителей за простой вне специализированной парковки для отдыха, для чиновников — до 5 тыс. рублей, а для юрлиц — до 30 тыс. рублей. Повторное нарушение повлечет за собой дисквалификацию чиновников на срок до трех лет, а деятельность юрлиц за это приостановят на срок до трех месяцев.

Компании, осуществляющие дальние перевозки, должны будут обеспечить специальную стоянку для отдыха водителей в пересменку. В документе «предлагается ввести Единый государственный реестр специализированных парковок». На них можно будет проводить и предрейсовый контроль технического состояния автомобиля.

«Недопустимо рисковать жизнями граждан по причине усталости и недосыпания водителей, — считает член комитета Госдумы по транспорту Олег Нилов. — Причина недосыпа в том, что владельцы автомобилей (компании-перевозчики) в большинстве случаев хотят экономить на водителях и не предоставляют им возможности отдохнуть. На больших маршрутах — междугородних или международных — у водителей должны быть сменщики. И в любом случае в пути они должны делать остановку на ночлег с возможностью выспаться».

По словам Олега Нилова, штрафа не всегда может быть недостаточно. Он предложил наказывать «приостановлением деятельности юрлиц за повторное нарушение».