Иркутские магистрали готовятся к сдаче

Сезон дорожно-ремонтных работ, всегда непростое испытание для города и его жителей, подходит к завершению. В этом году иркутяне заметили: несмотря на дождливое лето, уже в августе многие участки сданы подрядчиками. Работы продолжаются только на самых крупных объектах. В мэрии заверяют: отставаний от графика почти нигде нет, ремонт практически на всех объектах будет выполнен вовремя.

Метод, который работает

Мэр Иркутска Руслан Болотов уверен: причина положительных изменений в процессе своевременной сдачи дорожных объектов заключается в том, что в городской администрации резко поменяли систему организации ремонтно-строительных работ.

— Как было раньше? Единственный генподрядчик распределял тендеры. Это крайне уязвимая схема, в первую очередь — потому что срывались сроки исполнения, объекты сдавались с многочисленными нарушениями, — напоминает градоначальник. — Как это работает сейчас: одна организация — один объект. Метод оказался действенным, большинство дорог ещё до окончания сезона сдаётся со стопроцентным исполнением, такого ранее не было. Сложности остались — например, объездная дорога в Солнечном, где нам пришлось сменить подрядчика, расторгнув договор из-за неисполнения обязательств. Будем работать над тем, чтобы полностью исключить такие ситуации.

Действительно, уже к настоящему времени в Иркутске завершено сразу несколько объектов. Это дорожные участки на улицах Профсоюзной, Шмидта, Каландаришвили, 7-й Советской, 2-й Батарейной, в переулке Восточном. Ремонт там удалось закончить, даже несмотря на неблагоприятные погодные условия в июне.

В высокой степени готовности находится улица Лермонтова. Подрядчик, взявшийся за ремонт участка этой важнейшей для Иркутска магистрали, затянул работы на 40 с лишним дней, за что ему были начислены пени в размере около 242 тыс. рублей, плюс штраф за нарушение технологии производства работ, он составил 40 тыс. рублей.

С существенным опережением графика ремонтируют Космический проезд. Первоначально ожидалось, что подрядчик сдаст этот объект до конца сентября. Но, по данным на середину августа, уже выполнено порядка 96% от общего объёма работ. Таким образом, сдача ожидается не позднее 1 сентября. Также с опережением графика идут работы на улице Франк-Каменецкого.

В плановом режиме, чётко по графику, работают подрядчики на улицах Ярослава Гашека (сдача до 1 сентября), Украинской, Горной, Постышева (сдача до 30 сентября), Баррикад (сдача до 15 октября).

Хорошая новость для жителей Ленинского округа: к концу сентября досрочно будет сдан очередной этап реконструкции путепровода на ул. Джамбула. Движение в сторону центра после этого начнёт осуществляться по двум полосам, так что пробок на участке должно стать меньше.

На самом заметном в этом дорожном сезоне объекте — улице Трактовой, которая получит первые в городе выделенные полосы движения для общественного транспорта, взятый темп подтормаживают неблагоприятные погодные условия и поднятие уровня грунтовых вод. Из-за активных в этом году дождей подтоплены и автомобильная дорога, и прилегающие к ней территории. Подрядчик вынужден заниматься постоянной откачкой воды. Тем не менее компания предприняла максимум мер, чтобы держать ситуацию под контролем: привлекла большее количество техники и рабочей силы на объект, чтобы успеть к заявленному на 15 октября сроку сдачи.

По двум объектам картина, увы, не столь оптимистична. Работы затягиваются, но по весомым, объективным причинам, на ул. Верхней Набережной — на участке от съезда с развязки Академического моста до дома №107. В начале года предполагалось, что, по проекту, должны были выполняться работы по расширению участка с устройством подпорной стенки. Обстоятельства же сложились так, что из-за повышенных сбросов воды с плотины ГЭС уровень Ангары вырос. В связи с этим возникла необходимость вносить корректировки в проект, связанный с заменой конструкции подпорной стенки. Дополнительное время на данные работы, а также на получение нового заключения госэкспертизы по проекту и повлияло на срок исполнения контракта. В настоящее время подрядчик на объекте проводит подготовительные работы: отсыпал земельное полотно, демонтировал ливневую канализацию, расчистил обочины от деревьев.

Ещё одна улица, где прогнозируется отставание, — Карбышева, на участке от улицы Северной до улицы Ушаковской. Это один из важнейших транспортных узлов в городе, наиболее короткая и удобная связка между предместьями Рабочим и Радищева. Участок знаменит крутым аварийноопасным поворотом и серьёзным уклоном. Его реконструкция предполагает изменение этих составляющих на более безопасные для автомобилистов. Без сноса нескольких близстоящих частных домов добиться грамотного решения невозможно. Сейчас ведётся работа с собственниками.

Помимо плановых работ в Иркутске в ежедневном режиме ведётся ямочный ремонт. Так, за последнюю неделю струйно-инъекционным методом отремонтированы проезд между улицами Байкальской и Депутатской, улицы Булавина, Воровского, Ширямова, 2-я Железнодорожная, Пискунова, Шевцова, Терешковой, Волгоградская, Аларская, а также объездная Ново-Ленино и мкр. Первомайский. Восстановлено асфальтобетонное покрытие по улице Костычева. Выполнено грейдирование проезжей части по улицам Андреева, Киренской, Вагина.

Спрос за гарантию

Почти каждый иркутянин может привести как минимум несколько примеров некачественного дорожного ремонта. Сделали улицу, а буквально на следующий год на ней то яма появится, то тротуар просядет, то бордюр расшатается. Конечно, при сдаче объектов подрядчики уверяют, что будут обслуживать их в рамках гарантийных обязательств, срок которых достигает пяти лет. Однако на практике честно работать получается не у всех. Поэтому с прошлого года администрация Иркутска резко ужесточила надзор за выполнением гарантийных обязательств.

— В прошлом году, когда мы начали проверку качества дорожного ремонта в рамках гарантийных обязательств, было выявлено более полутора тысяч дефектов. В этом году — в 2,5 раза меньше. Это говорит о том, что подрядчики сделали правильные выводы, — постоянно делает акцент на неизбежности контроля Руслан Болотов. — Тут всё однозначно: либо фирма переделывает качественно, до тех пор пока все замечания не будут устранены, либо мы подаём на них в суд и взыскиваем полную стоимость контракта. Других вариантов быть не может. Подрядные организации, которые не выполняют этих элементарных требований, понесут ответственность, в том числе и финансовую.

Наглядно на цифрах. В этом году комиссией проведено обследование 86 участков автомобильных дорог, где в 2018–2020 годах вёлся ремонт. В результате выявлено 610 замечаний. По данным на 1 августа, в комитет городского обустройства от подрядчиков поступили акты об устранённых дефектах только по 369 случаям. Остальные выявленные недочёты тоже будут исправлены, но за срыв сроков строительные компании получат штрафы. Вот список улиц, на всей длине которых или на отдельных их участках работа над ошибками ещё предстоит: Красногвардейская, Декабрьских Событий, 5-й Армии, Костычева, Генерала Доватора, Полярная, Новаторов, Авиастроителей, Муравьева, 1-я Красноказачья, Депутатская, Ядринцева.

Как отмечает глава комитета городского обустройства Роман Орноев, в отдельном случае администрация прибегла к крайней мере. Так, нежелание устранять дефекты в рамках гарантийных обязательств привело в суд подрядчика, который в 2019 году брался за реконструкцию улицы Баумана на участке от 18-го до 21-го Советских переулков. Мэрия намерена взыскать полную сумму контракта с недобросовестного дорожника.

— Конечно, подобные случаи являются показательными. Именно они помогут некоторым компаниям серьёзно задуматься — участвовать ли в тендерах, брать на себя обязательства, а затем не исполнять их, — подчёркивает Руслан Болотов.

Экспериментальный в каком-то смысле метод пока приживается как на дорогах, так и в головах подрядчиков. Неужели через пару-тройку лет традиционный своей накалённостью вопрос плохих дорог в Иркутске переместится с первого места «хит-парада» городских проблем?

Олег Усов
Не только о дорогах

В Иркутске ежедневно ведутся работы по содержанию объектов городской среды. МКУ города Иркутска «Городская среда» следит за состоянием 107 озеленённых территорий. Здесь проводятся уборка, уход за клумбами, цветниками и зелёными скульптурами, косьба газонов. На мемориале «Вечный огонь» продолжается устройство газонов методом гидропосева. Также ведутся работы по корчёвке пней, обрезке деревьев и формовке живых изгородей, текущий ремонт плиточного покрытия. Так, в частности, проведена перекладка плитки на пешеходных дорожках в сквере на пересечении улицы Сурикова и переулка Гершевича. Также специалистами ведётся регулярный мониторинг общественных пространств, фиксируются повреждения урн, скамеек, ремонт которых организуется силами подрядной организации или оперативно выполняется специалистами МКУ города Иркутска «Городская среда».