Иркутские единороссы укрупняют спонсоров

Депутаты снова корректируют закон о выборах в заксобрание региона
Заксобрание Иркутской области в преддверии сентябрьских выборов продолжает активно корректировать избирательное законодательство. На майской сессии, которая пройдет в среду, депутаты внесут изменения в закон «О выборах депутатов ЗС Иркутской области», которые касаются финансирования избирательных кампаний, схемы передачи мандата в случае отказа от него депутата-списочника и вопросов отказа партиям в регистрации на выборах. Как стало известно „Ъ“, речь, в частности, идет и об увеличении доли одного юрлица в избирательном фонде партии с 3,5 до 50%. Сами размеры фондов были увеличены на предыдущей апрельской сессии: для партий — в два раза, физлиц — в четыре.

Согласно поправкам, избирательный фонд партии теперь смогут сформировать лишь два юрлица. Фото Дмитрия Духанина

Пакет поправок в закон «О выборах депутатов законодательного собрания Иркутской области» рассматривал вчера комитет ЗС по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении. Его предложила группа депутатов-единороссов. Как рассказал юрист правового управления ЗС Андрей Константинов, первая поправка касается оснований отказа в регистрации списка кандидатов политической партии для участия в выборах депутатов ЗС. Партию могут снять с выборов, если в ее списке осталось менее 15 региональных групп, теперь предлагается снизить их количество до 11. Вторая поправка связана с финансированием избирательных кампаний. Разработчики предлагают увеличить норматив софинансирования кандидата-одномандатника партией с 50% до 90% от общего размера избирательного фонда. Третья поправка затрагивает вопросы досрочного сложения полномочий депутата-списочника. Теперь партия сможет передать мандат кандидату из любой группы, если в группе, в составе которой избрался сложивший полномочия депутат, не осталось кандидатов. Еще одна поправка носит технический характер.

Представитель губернатора в ЗС Иркутской области Роман Буянов обратил внимание депутатов на то, что законопроект поступил губернатору региона Сергею Левченко на ознакомление только 3 мая, в то время как по регламенту его должны были направить не позднее чем за 20 дней до сессии. «Законопроект затрагивает права не только партий, представленных в ЗС, но и других политических объединений, которые намерены участвовать в выборах. У меня просьба перенести рассмотрение, чтобы в последующем принять более взвешенное решение»,— предложил господин Буянов. Председатель комитета Борис Алексеев на это заметил, что на планерке, которая состоялась перед заседанием комитета, «от представителей партий замечаний не последовало», а предложенные поправки, «наоборот, помогут партиям, которые сегодня не являются парламентскими», так как смягчаются требования для регистрации партийных списков.

Юристы аппарата заксобрания пытались убедить всех в том, что поправки не ухудшают действующий правовой режим и полностью укладываются в рамки федерального законодательства. Однако Роман Буянов продолжал настаивать на том, что изменение механизма финансирования кандидатов со стороны избирательных объединений и получение партиями прав самостоятельно определять, кому перейдет мандат при сложении полномочий депутата-списочника, — это не что иное как смена правил игры на выборах. «Я не говорю, что губернатор и правительство против, я говорю о том, что губернатор хотел бы запросить мнение партий, которые сейчас не участвуют в работе заксобрания»,— сказал он. Юрист ЗС Андрей Константинов объяснил спешку «возникшей необходимостью скорректировать закон». «За месяц до начала избирательной кампании? Почему нельзя было это сделать в январе или феврале?»— возмутился господин Буянов. После того как господин Алексеев объявил, что на законопроект имеются положительные заключения избирательной комиссии Иркутской области и региональной прокуратуры, и выразил надежду, что «такое же заключение поступит и от губернатора», депутаты рекомендовали принять его сразу в двух чтениях на одной сессии.

Источник „Ъ“, знакомый с законопроектом, сообщил, что в пакете также есть поправки, касающиеся финансирования кампаний избирательных объединений. Если сейчас предел для перечисления средств в фонд от одного физлица установлен в 0,25%, а юрлица — 3,5%, то предлагается эти доли увеличить до 5% и 50% соответственно. «Максимальный размер избирательного фонда политпартии — 120 млн руб. Новые правила дают возможность одному юрлицу зачислить в него 60 млн руб. Таким образом, всего два юрлица теперь смогут сформировать избирательный фонд партии, а не около 30 спонсоров по действующим правилам»,— пояснил собеседник „Ъ“.

Решение об увеличении избирательных фондов заксобрание приняло на апрельской сессии — также без широкого обсуждения и сразу в двух чтениях. Так, размер фонда одномандатника был увеличен с 2,5 до 10 млн руб., политпартии — с 60 до 120 млн руб. Разработавшие пакет поправок депутаты заксобрания от «Единой России» обосновали необходимость увеличения тем, что суммы не менялись с 2011 года и нуждаются в корректировке.

Екатерина Еременко