Иркутские дороги уходят в горизонт

Конференция «Дороги Сибири», прошедшая в Иркутске 12-13 августа, стала одним из самых масштабных событий в дорожной отрасли региона за этот год. В рамках мероприятия в столицу Восточной Сибири приехали чиновники из Росавтодора, которые лично проверили состояние дорожной сети в Сибирском федеральном округе, проехав на машине 2000 км по маршруту Новосибирск — Красноярск — Иркутск. Автопробег заехал на торжественное открытие последнего гравийного разрыва на участке 1437-1454 км на трассе М-53 «Байкал» — это событие стало важным не только для всех автомобилистов региона, но и для страны в целом: этот участок является частью транспортного коридора, который соединяет азиатскую и европейскую части России. Строительные работы здесь велись с 2013 года, их общая стоимость составила 3 млрд рублей.

Развитие дорожной инфраструктуры для Иркутской области — важное направление, тесно связанное не только с туризмом, но и с промышленным потенциалом региона.

Из Москвы во Владивосток по асфальту

«Запуская объект, мы убираем последний грунтовый разрыв в Иркутской области. Но хочу сказать, что это еще и последний грунтовый разрыв на федеральной сети дорог, ведущих от западных границ России до Владивостока. То есть теперь на восток страны можно доехать только по асфальтированной дороге. С открытием движения по данному участку мы открываем и новые перспективы Иркутской области, так как надеемся, что большее число туристов поедет отдохнуть в регион, на Байкал. Спасибо всем, кто проектировал и строил дорогу», — обратился к участникам и гостям церемонии открытия глава Росавтодора Роман Старовойт.

В целом участники автопробега остались довольны тем, в каком состоянии находится трасса. Как отметил депутат Государственной думы РФ от Иркутской области Сергей Тен, который также участвовал в автопробеге, во время мероприятия удалось проехать через восемь субъектов страны, и Иркутская область на этом фоне выглядела неплохо. «Сегодня в России федеральные трассы в среднем на 52% соответствуют нормативному состоянию. В Иркутской области этот показатель составляет 51,8%. В Сибирском федеральном округе дороги лучше только в Новосибирской, Кемеровской областях и Красноярском крае — там показатель нормативности достигает 55-56%, — заметил депутат ГД. — Думаю, что в Приангарье в этом году, когда к концу сезона будут закончены все работы по строительству, реконструкции и ремонту дорог, процент соответствия нормативам также станет выше».

Дороги ведут за собой путешественников

Важным моментом, который обсуждался в рамках конференции, стало возможное строительство обходов городов. В Иркутской области таких объектов требуется несколько. Первоочередными Сергей Тен назвал объезды Усолья-Сибирского и Тулуна, также в области необходимы кружные пути вокруг Куйтуна, Нижнеудинска и Слюдянки. «Проектно-сметная документация строительства обхода Усолья-Сибирского планируется к передаче на государственную экспертизу. Мы будем вести переговоры о начале реализации проекта в 2017 году. Документы по Тулуну — в стадии разработки», — рассказал господин Тен. Что касается других участков, то пока сложно сказать, когда работы по ним начнутся — в настоящее время условия финансирования дорожного строительства очень сжаты. Несмотря на это,

Роман Старовойт заявил, что все дороги федерального значения Иркутской области должны быть приведены в нормативное состояние до 2019 года.

По его словам, в регионе практически все федеральные дороги находятся или в стадии строительства, или будут строиться со следующего года (автодороги «Сибирь» Новосибирск — Кемерово — Красноярск — Иркутск, «Вилюй» из Иркутской области в Якутию и «Байкал» из Иркутска в Читу через Улан-Удэ). К тому же большое внимание планируется уделять организации придорожного сервиса, заметил Роман Старовойт: «Когда федеральные трассы станут лучше, мы ожидаем приток автопутешественников. Мы должны создать комфортные условия для них, чтобы можно было безопасно заправить или отремонтировать автомобиль, поесть, остановиться в мотеле, воспользоваться услугами прачечной». Такие пилотные проекты уже реализуются в некоторых регионах России, в том числе в Республике Татарстан и Архангельской области.

Широкие коридоры власти

Развитие дорожной инфраструктуры для Иркутской области — важное направление, тесно связанное не только с туризмом, но и с промышленным потенциалом региона. Об этом в своем выступлении в рамках конференции «Дороги Сибири» напомнила исполняющая обязанности министра строительства и дорожного хозяйства Приангарья Марина Садовская, рассказывая о проекте строительства двух транспортных коридоров.

«В Иркутской области выделяются две крупные зоны опережающего развития региона: Северо-Сибирский индустриальный пояс и Южная зона инновационного развития. В целях развития Северо-Сибирского пояса, включающего территорию в зоне Байкало-Амурской магистрали и к северу от нее, которая характеризуется большими запасами и низким уровнем освоения природных ресурсов, будет сформировано два региональных транспортных коридора: Западный, обеспечивающий более короткий наземный путь из Красноярского края и всей европейской части России на север Иркутской области и Республику Саха (Якутия), и Восточный, обеспечивающий выход республики Бурятия и дальневосточных регионов к северным территориям Приангарья», — сообщила госпожа Садовская.

По планам регионального правительства Западный транспортный коридор будет сформирован на участках федеральной трассы автодороги «Сибирь» на границе с Красноярским краем, далее пройдет через город Тайшет, поселок Чунский, Братск и федеральную дорогу «Вилюй» к северным территориям. Для обеспечения проезда в этом направлении необходимо завершить строительство дороги «Тайшет — Чуна — Братск» — в этом году будет введено 11 км, остальные 40 км планируют построить и ввести в эксплуатацию до конца 2017 года. Но этого будет мало: для развития территорий северной части Иркутской области необходимо продолжение строительства федеральной автодороги «Вилюй», уверена и.о. министра.

«Эта дорога выведет страну к запасам углеводородного сырья не только на севере Иркутской области, но и на юго-западе Якутии», — пояснила Марина Садовская.

Восточный региональный транспортный коридор — это участок трассы «Байкал» от границы с республикой Бурятия, который идет через Иркутск, поселок Усть-Ордынский, Качуг, Жигалово, Казачинское и в итоге выходит на притрассовую дорогу БАМа. Для обеспечения безопасного проезда на данном участке, а также для обеспечения приоритетных инвестиционных проектов, связанных с развитием Ковыктинского месторождения и магистрального газопровода «Сила Сибири», необходима реконструкция автомобильных дорог «Качуг — Жигалово» и «Жигалово — Казачинское» со строительством мостового перехода через реку Лена у села Тутура — сегодня там действует понтонная переправа. «Проектная документация по данным объектам в стадии завершения, начало строительства запланировано на 2017 год. Далее автодороги Усть-Кут — Оян и Таксимо — Бодайбо со строительством мостового перехода через реку Витим обеспечат автодорожную связь с Бодайбинским и Мамско-Чуйскими районами, — отметила Марина Садовская. — В текущем году будет введено 15 км автодороги Таксимо — Бодайбо, и к 2016 году мы приступим к реконструкции завершающего этапа участка протяженностью 15 км».

При этом Западный и Восточный транспортные коридоры будут соединены участком дорог Усть-Кут — Магистральный, что создает единую автодорожную инфраструктуру для формирования Северо-Сибирского индустриального пояса. «Город Усть-Кут, находящийся на пересечении автомобильных, железнодорожных и водных магистралей, станет крупным логистическим центром», — заверила Марина Садовская и пояснила свою мысль: завершение строительства дорог «Киренск — Казачинское» совместно с дорогой «Вилюй» позволит вовлечь в оборот крупные лесные массивы Жигаловского, Казачинско-Ленского и Киренского районов, а также позволит осуществить разведку и добычу сырья в перспективной зоне Ангаро-Ленского нефтегазоносного месторождения.

Привлечение бизнеса к большим стройкам

Планы, озвученные областными властями, охватывают не только дорожное развитие, но и промышленный аспект — прокладку дорог к нефтегазоносным месторождениям, к крупным лесным массивам, а также в золоторудный район в Бодайбо. Строительство транспортных коридоров решит и социальную задачу: в некоторых населенных пунктах полноценная транспортная доступность может появиться только за счет реализации подобного крупного проекта. Однако все эти планы могут споткнуться о проблему финансирования.

Проект строительства транспортных коридоров весьма дорогостоящий: его ориентировочная стоимость составляет 53 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета планируется привлечь 35 млрд.

Деньги требуются не единовременно — в общей сложности эта стратегия должна быть реализована к 2030 году, то есть через 15 лет. Однако сумма все равно очень крупная, и ближайшие год-два — неподходящее время для обсуждения таких крупных планов. Игорь Астахов, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства, отметил, что в настоящее время приоритетным направлением для выделения средств для отрасли являются ремонт и содержание автомобильных федеральных дорог. Все, что касается реконструкции и строительства, режется и сокращается. «Финансирование на 2016-2018 годы, определенное минфином, имеет также очень жесткие рамки. Финансирование в 2016 году на ремонт и содержание дорог предусмотрено в 244 млрд рублей, при этом объем финансирования строительства и реконструкции федеральных дорог — 98,9 млрд рублей, что на 38% меньше, чем утверждено ФЦП», — заметил господин Астахов.

Однако к реализации подобных проектов надо привлекать не только федеральные власти, но и бизнес-структуры, уверен Сергей Тен. «Перспектива не радужная. Что касается стройки, на сегодняшний день ситуация сложная. Очень многое будет зависеть от того, каким образом мы договоримся с федеральным центром по развитию нашего экономического и промышленного потенциала. Та же дорога «Вилюй», про которую говорила Марина Садовская. Если нам удастся договориться с нефтяниками, газовиками и федеральным центром, что эта дорога нужна для развития нефтегазового потенциала государства, то вполне вероятно, что реализация проекта приблизится во времени. То же касается дороги в Бодайбо — тут сдвиг может произойти после аукциона на крупнейшее золоторудное месторождение Сухой Лог, который запланирован на первый квартал 2016 года. Нужно биться, нужно бороться, смотреть на возможность концессионных соглашений и привлекать бизнес», — добавил депутат Госдумы. В целом Сергей Тен одобрил проект, презентованный региональным минстроем: «Стратегия правильная, и Усть-Кут — правильный центр. Это промышленный важнейший узел с мощнейшим нефтегазовым потенциалом, одно из наиболее перспективных наших муниципальных образований. И то, что в области появляются долгосрочные стратегии по развитию транспортных артерий, уже положительный момент».