Иркутские автопремьеры

Апрельский «Сибавтосалон» в СибЭкспоЦентре порадовал обилием автокрасоты и выявил ряд интересных тенденций. Впервые серьезный упор был сделан на автомобили премиум-класса, впервые выставка ознаменовалась региональными премьерами новинок от мировых производителей (представление Audi Q7, скажем, в Иркутске прошло и вовсе день в день с российской премьерой), впервые автодилеры устроили на своих стендах настоящее шоу, впервые большинство выставочных экземпляров были куплены прямо в экспозициях… И впервые администрация выставочного комплекса сделала вход на выставку для посетителей платным, как принято, скажем, в Москве. Об этом единственном сходстве со столичными мероприятиями, впрочем, особо. Как резонно заметил генеральный директор выставочного комплекса Анатолий Коцарь, на выставке не осталось ни одного свободного квадратного метра. Все, продающееся в Иркутске и имеющее мотор — от трактора до катера — можно было наблюдать воочию.

Все свои

О значимости «Сибавтосалона» для регионального авторынка говорить сложно. С одной стороны, экспозиции иркутских автоцентров выглядели весьма достойно. Местные дилеры отошли от провинциальной практики демонстрировать на выставке ассортимент салона и «работать на продажи». В этом году практически все экспоненты привезли специально к «Сибавтосалону» новинки мирового автопрома. У марки Volkswagen это был седан гольф-класса Jetta, официальный дилер компании Honda ООО «Н-Моторс-Иркутск» выставил новый Civic. Специалисты автоцентра Audi и вовсе сделали почти невозможное, доставив в Иркутск первый внедорожник от Audi, Q7: автомобиль прибыл в город за несколько дней до его официальной российской премьеры в Москве, и в ожидании выставки стоял в салоне, накрытый чехлом. Компания «Агат-Авто» откровенно порадовала красавцем Nissan Murano, продажи европейской версии которого начались, правда, в конце 2005 года, а Ford продемонстрировал Fiesta — тоже не суперновость, но весьма интересный автоэкземпляр, который большинство посетителей увидели впервые.

С другой стороны, ряд дилеров попросту проигнорировали «Сибавтосалон», в результате чего вся экспозиция новых авто легко уместилась в одном павильоне. Официальный дилер BMW «Автоцентр «АнгарА» традиционно не участвует в подобных мероприятиях, поскольку его салон с постоянной экспозицией расположен в паре десятков метров от СибЭкспоЦентра.

Не представлены были Toyota, Subaru, Renault, автомобили корейских марок. Не сочли целесообразным участвовать китайские производители и дилеры из ближайших регионов (к примеру, Красноярска), работающие с марками, не представленными в Иркутске. Вывод можно сделать только один: большинство региональных дилеров уверены, что покупатель, ориентированный на определенную марку, так или иначе придет в салон, а у сторонних игроков рынок Иркутска и Иркутской области все еще не считается достаточно перспективным и емким. Справедливы обе точки зрения только отчасти, уверены участники выставки. Они же, впрочем, в приватных беседах добавляют, что сожалений по поводу отсутствия конкурентов из других регионов и земляков, не акцентирующих внимание на имидже, не испытывают.

— На рынке региона сложилась определенная обстановка, хотя эта выставка, к примеру, наглядно показывает увеличение числа дилеров и, главное, повышение качества их работы, — говорит генеральный директор автоцентра Volkswagen Сергей Матвиенко. — Клиенты хотя и с удивлением, но очень хорошо восприняли, скажем, что марка Volkswagen теперь представлена в холдинге «Россо». Смена дилера прошла незадолго до выставки, конечно, нам пришлось немало поработать, чтобы подготовиться к мероприятию и, самое главное, привезти новую Jetta. А для покупателей важен конечный результат — то, что автоцентр VW теперь работает по самым высоким стандартам качества и ориентирован, прежде всего, на клиента, как все предприятия «Россо». Теперь большее количество автомобилей есть в наличии, они представлены в салоне. Словом, произошла масса позитивных изменений, и наши клиенты это отметили.

В оценке общих тенденций господина Матвиенко поддержал генеральный директор дилерского центра Ford Артем Мищенко:

— Люди сегодня готовы и хотят покупать новые автомобили. Но от спроса несколько лет назад сегодняшний отличается тем, что клиентам теперь важно не только какой купить автомобиль, но и у кого его купить. И здесь начинает играть роль именно имидж компании, ее репутация, уровень сервиса, объем сопутствующих услуг и, что важно, кредитные программы. Совокупность этих факторов определяет решение покупателя, и именно в этом направлении сейчас работает большинство дилеров с тем или иным успехом — оценку дает клиент, — говорит господин Мищенко.

Дилеры признают, что участие в выставке — мероприятие исключительно имиджевое и мало влияет непосредственно на продажи. Зато повышает узнаваемость марки и формирует определенное отношение у потенциальных покупателей. Как впечатлить публику, наглядно демонстрировал автохолдинг «Россо»: четыре автоцентра впервые организовали объединенный стенд и общее презентационное шоу.

— Странно, но до сих пор в Иркутске на выставках очень редко вносится элемент шоу, действия. Хотя именно некий экшн на стенде держит внимание посетителей, заставляет их задержаться, внимательнее познакомиться с тем, что им представлено. В Москве давно привыкли к тому, что выставка — это, в первую очередь, праздник для посетителей. Должно быть красивое зрелище, сюрпризы, как можно больше интерактива. И мы стараемся внедрять эти принципы работы в регионе. В этом году, к примеру, выбрали два имиджевых лица, которые представляют холдинг — Марию Ниазашвили и Франсуа. Приложили все усилия, чтобы привезти самые свежие модели, которых еще не было в Иркутске. Старания себя оправдывают, отзывы от зрителей очень доброжелательные, — говорит Артем Мищенко.

В очередь, господа миллионеры

Впрочем, строго говоря, настоящих, премьерных новинок было только три.

Первая — Honda Civic, бензиновый седан 2006 модельного года. Наверняка публику больше порадовала бы гибридная версия, хэтчбэк. Мы писали в прошлом номере о том, что российская премьера модели была запланирована на начало апреля, однако производитель задержал ее, чем вызвал небольшой скандал — запись на получение авто официальными дилерами в Москве велась с начала года. Honda Civic Hybrid 2006 года потребляет в среднем 4,5 л бензина на 100 км, в перечень стандартного оборудования машины входит бесступенчатая коробка передач с вариатором; при равномерной езде по трассе 4-цилиндровый бензиновый двигатель отключается, и автомобиль приводится в движение электромотором. По сравнению с бензиновым седаном Honda Civic 2006 года, оснащенным АКПП, гибридная версия экономичнее примерно на 63% в городском цикле и на 27% — в загородном. В дилерском центре обещают, что осенью долгожданный «гибрид» появится в Иркутске. Впрочем, отмечают специалисты, бензиновый Civic также вполне интересен по дизайну, хотя и производит ожидаемое впечатление, весьма экономичен и для иркутских покупателей, скорее всего, даже более привлекателен в силу сочетания приемлемой цены и отличных характеристик, чем значительно более дорогой высокотехнологичный хэтч. В любом случае, уже ясно, что квоты на поставку Civic в Россию будут меньше, чем спрос на этот автомобиль, так что не исключено, что иркутскому салону Honda придется ставить клиентов в очередь.

Новая Jetta, модернизированная седан-версия бестселлера Golf, привлекла массу посетителей к стенду Volkswagen. Обращал на себя внимание и Touareg, первый внедорожник от VW, но ему мы посвятили рубрику «тест-драйв» в одном из прошлых номеров, и потому не будем сегодня останавливаться на этом красавце. Jetta была официально презентована в России в феврале, и уже в марте появилась в Иркутске. Увидев автомобиль вблизи, знакомые с Golf’ом могли заметить, во-первых, существенное увеличение габаритов. Jetta «прибавила» по всем параметрам: в длину, к примеру, добавилось почти 18 сантиметров, а к объему багажника — 72 литра. Явно комфортнее здесь чувствуют себя пассажиры на заднем сиденье — в пятом поколении Golf сзади, надо признать, немного тесновато. Из технической начинки привлекает существенно доработанная передняя подвеска и абсолютно новая задняя многорычажная, демонстрирующие значительные улучшения в управляемости и повышенный уровень комфорта. Если сравнивать возможности Jetta с предыдущим поколением и учитывать существенные изменения в технологической составляющей последнего поколения автомобилей марки VW вообще, новинка действительно впечатляет, хотя и выглядит внешне по-немецки сдержанно. Кстати, на североамериканском рынке, для которого, собственно, и проектировалась Jetta, она пользуется бешеной популярностью и является, пожалуй, самым продаваемым европейским автомобилем. В Иркутске новинку уже оценили — экспонат был куплен прямо на выставочном стенде в СибЭкспоЦентре, теперь в салоне ожидают новых поставок.

Появление на выставке первого внедорожника от Audi, модели Q7, вызвало, по словам генерального директора автоцентра Audi в Иркутске Алексея Михалева, настоящий ажиотаж. Действительно, автомобиль выглядит настолько статусно и мощно, что невозможно не замереть перед ним в восхищении. Его называют «элегантным бронтозавром» с серьезными динамическими возможностями. Впрочем, фронтальный вид и изгибы задних фар вместе с множеством характерных обводов ясно говорят о принадлежности автомобиля к модельному ряду Audi. Q7 значительно крупнее всех своих конкурентов: длина кузова — чуть более 5 м, ширина — почти 2 м, колесная база — 3 м. С такими габаритами Q7 может разместить семь пассажиров с багажом, подобными возможностями среди одноклассников может похвастаться разве что GL-класс от Mercedes-Benz. Стоит добавить к этому превосходную отделку салона и техническое превосходство (дизельный двигатель объемом 3 литра мощностью 233 л.с. и бензиновый 4,2 FSI мощностью 340 л.с. дают фору конкурентам в 30-40 л.с., значительная разница отмечается и с крутящим моментом, в стандартную комплектацию входит 6-ступенчатая автоматическая коробка передач Tiptronic), и становится ясно, почему зрители не находили в себе сил отойти от этого авто. Отрезвляла лишь цена — $124 тыс., четко обозначающая аудиторию, на которую рассчитан автомобиль. Впрочем, первые владельцы Q7 в Иркутске уже есть. Выставочный экземпляр был продан практически сразу, еще несколько клиентов ждут поставки своих автомобилей.

— Более того, к нам уже обращаются клиенты из Москвы, готовые приобрести этот автомобиль в Иркутске, — рассказывает Алексей Михалев. — Дело в том, что квоты на поставку Q7 в Россию очень ограничены, а спрос на него в Москве и Санкт-Петербурге очень высок, и работающие там дилеры открыто говорят, что весь он удовлетворен не будет. Поэтому у столичных жителей, которые не успели заказать машину у своих дилеров, больше шансов приобрести ее в регионах. Сейчас мы работаем с несколькими такими заказами.

Немало внимания досталось и яркому представителю семейства кроссоверов — Nissan Murano. Представленный на выставке в насыщенном медном цвете с эффектом металлик и похожий одновременно на Infinity FX (едва уловимо, спереди и общими очертаниями) и на увеличенный в несколько раз Nissan Micra (сзади), он совершенно покорил публику экстерьером с обилием хромированного металла (чего стоит одна решетка радиатора) и ценой — роскошное авто предлагалось официальным дилером Nissan, компанией «Агат-Авто», за вполне гуманные $58 тыс.

В плюс автомобилю — качественный и выдержанный салон, мощный 3,5-литровый двигатель в сочетании с автоматической коробкой передач и очень комфортная подвеска, при всей кажущейся мягкости которой скоростное перестроение и движение в потоке в целом, по оценкам экспертов, проходит вполне предсказуемо. Неудивительно, что в США, к примеру, эта модель очень популярна в качестве семейного автомобиля — за безопасность детей в плывущем по дороге Murano можно не беспокоиться. Нет сомнений, что кроссовер будет востребован и в Иркутске. По крайней мере, на выставочном стенде его пристально осматривала, фотографировала, ощупывала и примеряла на себя масса посетителей.

Продолжение разумеется

Своими впечатлениями о событиях «Сибавтосалона» с «АL» поделился генеральный директор СибЭкспоЦентра Анатолий Коцарь. По его мнению, «организация выставки прошла на высоком уровне, об этом свидетельствуют как высказывания представителей СМИ, так и самих участников при подведении итогов».

«Даже с учетом ограничения доступа на выставку в первые 2 дня недостатка в посетителях не было», — заявил господин Коцарь, имея ввиду нововведение — платный вход на выставку для публики. И добавил: «Все участники по окончании выставки высказали удовлетворение такой схемой работы, поскольку именно в эти первые дни была создана максимально комфортная атмосфера для делового общения и заключения бизнес-договоров».

После выставки, впрочем, от «удовлетворения» участников мало что осталось.

— Я думаю, что подобное решение без согласования с участниками выставки не соответсвует принципам цивилизованного бизнеса. Подобным ходом СибЭкспоЦентр выразил свое неуважение к участникам и посетителям — подобные вещи обговариваются заранее. Платного входа на выставки в СибЭкспоЦентре раньше не было, напротив, эта площадка была привлекательна, в первую очередь, своей открытостью. Теперь же посетители почувствовали себя не вполне уютно. И дело не в том, что 50 рублей за вход — существенная сумма. Просто многие посетители подумали, к сожалению, что взимать плату — инициатива наша, участников выставки, что это мы решили извлечь некую коммерческую пользу таким образом. А мы не хотели бы, чтобы подобные впечатления влияли на имидж нашей компании, — говорит Артем Мищенко.

— Лично я отнесся к этому крайне отрицательно, как и другие участники выставки. Негодование клиентов отразилось на нашей работе, нам пришлось выслушать много отрицательных замечаний и объяснять людям, что такова позиция администрации выставочного комплекса, — с сожалением замечает Сергей Матвиенко.

— Рынок — это не только свободные цены, но и ответственность за ценовую политику. Боюсь, устроители рискуют отпугнуть массовую публику, очень благожелательно относившуюся к качественным, обширным и открытым выставкам в СибЭкспоЦентре. Думаю, и для участников значение мероприятия снизилось. Вряд ли кто-то откажется от участия на следующий год, однако арендуемые площади однозначно станут меньше. Откровенно говоря, при той стоимости аренды квадратного метра, которую оплачивают участники, политика администрации выставочного комплекса совершенно непонятна.

Войдет ли подобный опыт в постоянную практику — посмотрим. В московских выставочных комплексах бесплатных выставок давно нет. С другой стороны, в столице подобные мероприятия всегда имеют прямой экономический эффект как для экспонентов, так и для посетителей. На московских выставках делается бизнес. На иркутских — имидж и праздник для посетителей. И то — пока только в режиме тестов и попыток, причем часто — общих, без оглядки на принципы конкурентной борьбы. Потому что главная цель приложения немалых затрат и усилий на сегодня для всех дилеров одна: показать клиенту возможность не подбирать автомобиль среди подержанных иномарок на рынке, а прийти в салон официального дилера и убедиться, что новая иномарка сейчас не менее доступна. А каким способом они будут достигать этой цели — с выставками или без них — уже не принципиальный вопрос.