Иркутская область: опорный регион России, земля крепких парламентских традиций

Становление и развитие Российского государства неразрывно связано с укреплением восточных рубежей. Регионы Сибири и Дальнего Востока, пройдя через немалые испытания, вложив труд многих поколений, стали индустриальной, научной, культурной опорой страны. Взгляд на историю Иркутской области убедительно показывает вклад Приангарья в этот процесс, а также несомненную роль института регионального парламентаризма как гаранта народовластия и ответственности. Подробнее об этом корреспонденту «SR-Парламент» рассказала председатель Законодательного собрания Иркутской области Людмила Берлина.

Первые сибирские законы

История Иркутской области берет начало в 1682 году с образования Иркутского воеводства. В 1736 году Иркутская провинция номинально получила губернский статус, перейдя в подчинение Сибирскому приказу, а в 1764 году официально названа губернией.

Генерал-губернатор Михаил Михайлович Сперанский стал первым законодателем Сибири. Он приступил к реформированию управления регионом после проведения ревизии Сибирского края в 1819-1820 годах. В Санкт-Петербурге для рассмотрения проектов Сперанского был учрежден особый «Сибирский комитет» в качестве высшего законодательного органа Российской империи по делам Сибири. После рассмотрения отчета графа Сперанского о ревизии Сибири комитетом был издан ряд законодательных актов. Важнейшим из них стало «Учреждение для управления сибирских губерний» (Сибирь была разделена на Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское генерал-губернаторства — SR).

«Устав об управлении инородцев» является одним из уникальных памятников законодательной деятельности М.М. Сперанского в Сибири. Устав 1822 года стал самым полным законодательным актом империи по отношению к народам Сибири. Он действовал вплоть до начала ХХ века. В целом свод сибирских законов явился первым в истории Сибири комплектом документов подобного рода и не мог не оказать сильного влияния на жизнь территории. Уменьшение налоговых сборов, свобода экономического развития, законный порядок вместо произвола — все это имело огромное значение в глазах сибиряков.

Более того, указанные сибирские законы в последующий период не подвергались каким-либо существенным изменениям и определили управление этим далеким краем вплоть до свержения самодержавия. Сибирский комитет продолжал свою деятельность до 1864 года. Вступивший в 1855 году на царский престол Александр II пошел на крупные социальные и управленческие реформы. Именно с этого момента началось становление представительных органов власти в губерниях России.

Трансформации парламентаризма

Первым выборным органом власти в Иркутской губернии стала Иркутская городская дума. Она появилась в рамках городской реформы в 1872 году, в ее составе и функциях не произошло существенных изменений вплоть до 1917 года. В январе 1920 года в Иркутской губернии был сформирован первый Совет рабочих и солдатских депутатов, а в январе 1921 года состоялся первый съезд советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Иркутской губернии. 26 сентября 1937 года постановлением ЦИК СССР была организована Иркутская область. Структура органов советской власти не менялась вплоть до октября 1993 года, Конституция 1977 года заменила лишь название «Советы депутатов трудящихся» на «Советы народных депутатов».

В 1990 году впервые на альтернативной основе был избран Областной совет народных депутатов в количестве 240 депутатов. В октябре 1993 года Указом президента Российской Федерации Областной совет был распущен. А в марте 1994 года были избраны 45 депутатов Законодательного собрания Иркутской области 1-го созыва. Собранию созыва марта 1994 года выпала честь, как и всем остальным субъектам Российской Федерации, быть пионером регионального законотворчества. Впервые регионы получили возможность формировать свою собственную нормативную правовую базу.

База для развития

С момента формирования областной парламент работал прежде всего над базовыми законами, рассчитанными на многолетнюю перспективу. Так, например, была разработана процедура принятия областного закона о бюджете, и в январе 1995 года принят закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Иркутской области», которым руководствовались в течение последующих семи лет. Конечно, главным фундаментальным нормативным правовым актом, который приняли в 1995 году, стал Устав Иркутской области, своего рода региональная конституция. Устав закрепил основы государственного строительства в регионе, провозгласил и обеспечил принцип разделения властей, четко обозначил задачи и полномочия региональных органов государственной власти.

Несмотря на разницу в политических пристрастиях, законодатели сумели объединиться и конкретными делами доказали способность действовать в интересах всех жителей Приангарья. Был учрежден Общественный совет. Практически со всеми региональными ветеранскими, женскими, инвалидными обществами заключены соглашения о сотрудничестве, в том числе и с областным объединением профсоюзов, которое на протяжении всех лет принимало активное участие в законотворческой работе.

16 апреля 2006 года состоялся исторический референдум по объединению Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области. За объединение в Иркутской области проголосовали 89,8%, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе — 97,79% жителей. В связи с объединением Законодательное собрание Иркутской области (немного раньше и дума Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) досрочно сложило свои полномочия, отработав четыре года вместо пяти, определенных законом. Стоит отметить одно важное обстоятельство: все эти годы в Законодательном собрании сохранялась преемственность, но всякий раз депутатам разных созывов приходилось учитывать специфику времени, действовать в иных, отличных от предыдущего созыва, обстоятельствах.

Первый созыв Законодательного собрания Иркутской области, избранный в октябре 2008 года, — это уже созыв нового субъекта Российской Федерации. Одним из вызовов времени, в котором предстояло действовать парламентариям в 2008 году, стали тяжелые условия разворачивающегося финансово-экономического кризиса. Благодаря объективному и профессиональному подходу депутаты сумели вовремя принять правильные решения, реализовав в регионе комплексную антикризисную политику.

Начиная с 2010 года Иркутская область последовательно увеличивает социальную направленность бюджета. Решается задача повышения заработной платы работникам бюджетной сферы. Серьезные средства направляются на поддержку малообеспеченных категорий населения, в том числе многодетных семей. В области сегодня реализуется верная демографическая политика, которая обеспечила впервые за последние годы стабильный рост рождаемости.

Существенно увеличено финансирование сельского хозяйства, дорожного строительства. Многие муниципалитеты вновь получили дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для развития. Среди вопросов, которые находились в центре внимания депутатов — сохранение малокомплектных школ, поддержка региональных сельхозтоваропроизводителей, создание дорожного фонда Иркутской области, переселение из ветхого и аварийного жилья, завершение строительства десятков социальных объектов, многие другие.

Задачи на будущее

Иркутскую область отличает стабильная общественная атмосфера, развитый демократизм в региональной политической традиции. При этом в значительной степени именно Законодательное собрание Иркутской области по традиции выступает гарантом ответственности власти за исполнение социальных обязательств и реализацию социальной и экономической политики в регионе.

Приоритетной для депутатов стала реализация национальной стратегии действий в интересах детей, в том числе программы и инициативы, направленные на профилактику социального сиротства, укрепление института семьи, пропаганду традиционных семейных ценностей.

Активная работа по развитию гражданского общества, взаимодействие со всеми политическими партиями, институтом Уполномоченного по правам человека в Иркутской области и Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области является для законодателей Приангарья неотъемлемой составляющей в законотворческой деятельности.

Сильной стороной парламентской работы в Иркутской области традиционно является политика, направленная на поддержку и развитие местного самоуправления. С начала реформы прошло уже почти десять лет, за эти годы было сделано многое: разработана соответствующая правовая база, разграничены полномочия и бюджеты. Но главным достижением оказались изменения в сознании людей: самоуправление стало привычным для муниципальных образований. За минувшее время среди них появились отчетливые лидеры, которые смогли в полной мере воспользоваться преимуществами реформы. Причина такого лидерства — главы и депутаты, которые могут, умеют и, главное, хотят решать проблемы своих земляков. Есть примеры, когда в муниципалитетах развивают альтернативную энергетику, есть успешные инициативы развития народных промыслов, семейного бизнеса, сельскохозяйственного производства, строительства собственными силами клубов и детских садов, благоустройства.

Процесс совершенствования местного самоуправления продолжается. Депутаты Законодательного собрания Иркутской области ставят перед собой цель — не просто максимально вовлечь в решение проблем жителей городов, сел, деревень, но и развивать финансовую базу местного самоуправления.

В процессе постоянного общения с избирателями сформировано общее представление о необходимости развития в Иркутской области реальных производств, возрождения промышленных предприятий в муниципалитетах, создания новых рабочих мест. Ключевая идеология, которая воплощает в себе консолидированное мнение исполнительной и законодательной власти Иркутской области, — это идеология глубокой модернизации и развития производительных сил региона, «вторая индустриализация». Под этим образным термином сегодня понимается ускоренное развитие и диверсификация промышленной базы по добыче, глубокой переработке природных ресурсов, внедрение экологически безопасных технологий, развитие машиностроения, энергетики, производства конкурентоспособных товаров народного потребления, строительных материалов и так далее.

Промышленное развитие Иркутской области, как и всех других регионов Сибири и Дальнего Востока, — это основа, единственно возможный фундамент для решения множества существующих социальных проблем, это фактор, который определяет в конечном счете нашу возможность обеспечивать жителям региона условия для благополучной и комфортной жизни, для воспитания детей, для реализации планов карьерного роста.

Иркутская область — особый регион, имеющий колоссальный потенциал экономического роста. Сегодня перед Приангарьем стоит задача в полной мере реализовать региональную составляющую федеральных планов и проектов по развитию Сибири и Дальнего Востока. Регион стремится вывести на другой уровень работу с инвесторами, открыть дорогу для реализации крупных, средних и множества мелких экономических проектов.

Депутаты представительных органов государственной власти всегда будут выступать от имени своих избирателей, в интересах жителей регионов. В связи с этим можно констатировать, что задача законодателей шире, чем просто формирование правовой базы, обеспечивающей экономическое и социальное развитие территорий. Депутаты являются для избравших их граждан источником обратной связи, информации о планах и действиях власти. Депутат может без посредников увидеть проблему конкретного человека, деревни, поселка, города и донести ее до всех ответственных за решение властных структур. Именно поэтому активный и деятельный депутатский корпус — благо для любого региона. Более того, в современный период — это благо и потребность для всей страны.

Файлы для загрузки

  1. sr130419 (1.6 Мб)
    Special Review «Парламент» от 19 апреля 2013 года