Иркутская история гравюры

На подходе к выставке Виталия Смагина в музейном коридоре зрителей встречает еще одна недавно открывшаяся экспозиция — «Российские академики XVIII-XX веков», посвященная 250-летию Санкт-Петербургской академии художеств, юбилей которой отмечают в этом году. Кстати, художник Смагин в этом году стал ее членом-корреспондентом. На этой выставке представлена ретроспектива гравюрного искусства академиков из фондов иркутского музея. От самого начала в XVIII веке до наших дней. Около 90 работ 50 авторов показывают историю развития гравюры в России. В таком объеме графические произведения академиков выставляются впервые.

Художественный музей впервые выставил такое большое собрание гравюр из своих фондов. Фото Евгения Козырева

«Гравюры мы показываем крайне редко, потому что они требуют особого отношения к хранению, показу, — говорит сотрудник музея Елена Соболева. — Они не терпят солнечного света в течение долгого времени, должен быть определенный температурный режим». Многие из представленных работ не видели солнечного света более двух десятков лет. А вообще-то большие выставки гравюр не практикуются. Это большая редкость.

Вершина всех достижений гравюры XVIII века — Евграф Чемесов. На выставке представлено две его работы, причем одна из них взята из основной экспозиции музея — «Портрет Екатерины II» 1762 года. Каждый из 14 сохранившихся портретов, созданных этим художником, является большой редкостью. Мало кто знает, что многие художники, прославившиеся живописью, занимались гравюрой. Например, Алексей Венецианов на выставке представлен карикатурой на тему русско-французской войны 1812 года. Из экспонатов XIX века — офорты «Натурщица» Ильи Репина, «Девочка с чашкой яиц» Григория Мясоедова, титульный лист альбома «Гравюры на меди И. Шишкина». Иван Шишкин часто воспроизводил в гравюре собственные произведения, и многие мотивы его пейзажей оказывались в офорте интереснее, чем в живописи. В отдельной витрине присутствуют медная доска с изображением авторства этого художника и оттиск с нее.

Мастерство академических граверов в XIX веке достигло такого совершенства, что репродукционная гравюра часто приобретала статус произведения, обладающего самостоятельной художественной ценностью. Из таких шедевров на выставке присутствуют «Протодиакон» В. Боброва и «Бурлаки на Волге» Л. Дмитриева-Кавказского с оригиналов Ильи Репина. Дело в том, что изначально гравюра играла роль репродукции, для того чтобы донести великие произведения живописи до широкого зрителя. «Например, художник Шмидт выполнил пастелью портрет Суворова. Где можно его увидеть — только там, где он висит, — рассказывает искусствовед Елена Соболева. — А Суворов в то время был человек очень известный, для многих — кумир. Естественно, возникает потребность его распространить среди населения. И гравюра в этот момент оказалась самым подходящим для этого способом. Потому что гравер переносит в точности рисунок на доску, и с нее делаются сотни отпечатков. При этом каждый из этих рисунков не копия, а оригинал». Стоили такие оттиски недорого, и горожане покупали их для украшения собственных домов.

Однако гравер Николай Уткин, произведения которого есть на выставке, не подходил к делу так банально, как многие его современники. «Он любил добавлять к произведению что-то свое, и, например, о Суворове он расспрашивал его бывших соратников, чтобы узнать его получше, — рассказала Елена Соболева. — И только потом делал гравюру. Другая его работа, представленная в экспозиции, — гравюра со знаменитого портрета Пушкина работы Ореста Кипренского. Здесь было проще, поскольку Уткин хорошо знал поэта лично».

ХХ век представлен в основном соцреализмом: образы Ленина и Чапаева, особенно интересны две работы Алексея Пахомова: зарисовка из жизни блокадного Ленинграда «За водой» и сцена из послевоенного времени «Поездка за город». Это, разумеется, уже не копии других произведений, а самостоятельные произведения. Вершина гравюрного искусства ХХ века — работы Станислава Никиреева, которого называют современным Дюрером. К большому сожалению, он скончался несколько месяцев назад, не дожив всего несколько дней до своего 75-летнего юбилея. Он был дружен с иркутским музеем, который приобретал его работы. Его гравюры представляют большую художественную ценность еще и потому, что он делал их по дереву. Поэтому количество оттисков с некоторых досок составляло всего 20 экземпляров. Венчает экспозицию гравюра иркутского художника, члена Академии художеств Александра Муравьева.

Антон Кокин