Иркутск заметно преображается

Скульптура «Свидание» стала одной из нескольких, украсивших город уже после юбилея. Фото Евгения Козырева

Об этом говорят не только жители города, но и его гости, знающие, каким был областной центр еще несколько лет назад. С 2011 года, когда широко праздновалось 350-летие Иркутска, «пачками» устанавливались новые памятники, разрабатывались новые скверы и зоны отдыха. Сейчас новоприобретенная тенденция сохраняется — в 2012 году было установлено семь произведений монументально-декоративного творчества и объектов городского дизайна (всего на один меньше, чем в юбилейном году), а за первый квартал 2013 года в городе появилась еще одна скульптура — «Свидание».

Одаривание скульптурами

Памятниковая «лихорадка» началась в 2011 году, когда в даты празднования юбилея города было установлено восемь скульптур. Примечательно, что среди них представлены как большие монументальные работы, посвященные историческим фигурам и реалиям Иркутска, так и небольшие, но выразительные элементы городского декора.

Среди крупных постаментов, установленных в 2011 году, — Московские триумфальные ворота, скульптурная композиция «Святые благоверные Петр и Феврония Муромские», памятники «Основателям Иркутска» и «Женам декабристов». Все объекты, кроме последнего, украшают отреставрированную в юбилейном году Нижнюю набережную. В 2012 году были возведены памятники Юрию Ножикову и Леониду Гайдаю, композиция «Геодезистам-изыскателям», скульптурный символ Иркутска «Бабр». Но если памятники «юбилейного» года создавались преимущественно столичными мастерами, то в прошлом году — и многими иркутскими скульпторами, выигравшими конкурсы: это иркутянин Евгений Ставский, работавшим в паре с москвичом Игорем Яворским (памятник Юрию Ножикову), Александр Миронов, Лев Сериков, Сергей Демков (композиция, посвященная Леониду Гайдаю), Наталья Бакут, Ольга Смирнова, Валерий Крюков («Бабр«) и другие.

Кроме монументальных памятников в Иркутске появилось и множество объектов малой скульптуры. Наиболее активно в последнем направлении развивается молодой многообещающий скульптор Илья Ставский (сын известного мастера Евгения Ставского). Без его «Солнечных часов», «Туриста», «Свидания» и многих других работ уже сложно представить улицы современного Иркутска.

По мнению Ильи Ставского, малая скульптура, которая начала развиваться в Иркутске только в течение последних двух лет (в Красноярске это направление стало набирать обороты еще пятнадцать лет назад), имеет большие перспективы. «Наш город камерный: узкие улицы, небольшие скверики, деревянные постройки, украшения на фасадах старинных зданий. И поэтому нам нужны прежде всего необъемные, компактные скульптуры, которые удачно впишутся в городскую среду и создадут в ней определенный уют. На мой взгляд, монументальные памятники лучше устанавливать на периферии — особо перспективна в этом плане улица Байкальская (на мой взгляд, ее следует переименовать в проспект Байкальский). Байкальская — это словно стрела, направленная к Байкалу, поэтому здесь было бы особо актуально создавать памятники, подчеркивающие связь города с озером. На территории залива возле ледокола «Ангара» можно было бы установить скульптуру, символизирующую Иркутск как «Ворота Байкала». Еще здорово было бы украсить мозаикой фасады домов, выходящие на проезжую часть. Также сейчас время для экспериментов с материалами — интересно было бы создавать скульптуры из стекла, пластика».

Люди еще не готовы…

В Иркутске за последнее время появляется все больше талантливых скульпторов, способных воплощать свои идеи в готовые композиции. Мэрия помогает одаренным авторам в реализации проектов и поиске спонсоров. В осуществлении композиции Леониду Гайдаю и героям его фильмов участвовали 11 организаций города Иркутска. Московские триумфальные ворота были созданы на деньги одного из иркутских политиков. Инициатором и спонсором скульптурной композиции «Геодезистам-изыскателям» стало ОАО «ВостСиб АГП».

Поддерживаются инициативы и молодых скульпторов — например, Лидии Лось в создании скульптурной композиции «Киноманы». В результате обращения к директору развлекательного центра «Звездный» Игорю Геевскому между автором работы и дирекцией кинотеатра был заключен контракт. «Туриста» Ильи Ставского профинансировала группа компаний «Слата», а «Свидание» — рекламная компания Russ Outdoor. Последняя скульптура была впервые представлена на выставке «Градостроительство-2012». Ее сразу заметил и оценил мэр города Виктор Кондрашов.

«У иркутских скульпторов определенно есть шансы творить и получать поддержку своему творчеству, просто они часто сами боятся конкуренции и относятся к конкурсам как к чему-то неосуществимому. Таким творцам нужно быть смелее и активнее», — уверена соавтор «Бабра» Ольга Смирнова.

В 2013 году в Иркутске также появятся новые памятники: скульптура «Дюймовочка» в новом одноименном сквере, объемно-пространственная композиция в сквере городского перинатального центра «Дерево», выполненная в технике художественной кузнечной ковки. Также в этом году планируется установка бронзового макета, на котором будут отражены основные улицы центральной части города с существующими и утерянными достопримечательностями Иркутска.

Но, несмотря на то что памятников и скульптур в Иркутске становится все больше, пока еще никуда не исчезает проблема — стереотипное и иногда даже невежественное восприятие монументально-декоративных объектов самими жителями города.

Многие горожане всполошились, когда заметили, что памятники, еще не отжившие на городских улицах и несколько лет, начали «зеленеть», терять свой первоначальный вид (больше всего волнений возникло по поводу «Бабра» и «Туриста«). Но, по словам экспертов, появляющаяся в результате окисления бронзы естественная патина даже приносит пользу скульптуре — защищает ее от внешней агрессивной среды, что особо актуально в условиях резко-континентального климата. В первые годы на памятниках заметны неравномерные следы окисления, но уже через несколько лет композиции приобретут эстетичный глубокий изумрудный оттенок.

И, наконец, самое плачевное — обостряющийся с каждой возведенной скульптурой вандализм. Достаточно вспомнить лишь многострадальную скульптуру «Виолончель». У Ильи Ставского на этот случай есть даже особая теория — о деградации отдельных слоев населения. И в то же время автор убежден, что на самом деле скульптор может (и обязан) сам защищать свои произведения, используя прочные материалы, которые невозможно сломать: «Виолончель» была сделана из искусственного камня под «металл». В будущем я хотел бы отлить скульптуру в бронзе, возможно, несколько изменив общую концепцию. А вообще, памятники нужно создавать несмотря ни на что. И постепенно воспитывать в гражданах бережное к ним отношение. Возможно, когда-нибудь мы сможем похвастаться тем, что у нас, как и в Европе, памятники стоят через каждые пять метров, и ни у кого даже мысли не возникнет их портить и ломать».

Больше зелени

Параллельно с появлением в Иркутске новых скульптурных композиций город «причесывают» и облагораживают. В прошлом году было выделено 325 млн рублей на благоустройство города: содержание озелененных территорий города, фонтанов, уличного освещения, а также реконструкцию сквера на пересечении улиц Горького и Сухэ-Батора.

Летом этого года в Иркутске появятся новые «зеленые» скульптуры, одна из запланированных композиций — «Семь гномов». Денег же на обустройство новых парков и скверов в бюджете города пока не предусмотрено.

«Мы предлагаем крупным предприятиям взять шефство над какими-нибудь зелеными уголками Иркутска. В этом году уже три организации обратились в администрацию с инициативой обустройства зон отдыха в городе Иркутске. Например, одно из предложений: высадить аллею в Октябрьском районе Иркутска. Сейчас готовится соглашение с этой организацией. Если его условия устроят обе стороны, то уже в этом году проект будет реализован. Подобных инициатив немало. Но дело в том, что построить сквер или парк — это половина работы. Затем зону отдыха необходимо содержать. Поэтому появление таких территорий в городе должно быть основано на частно-муниципальном партнерстве. Как вариант, содержанием зеленых насаждений зоны отдыха (обрезка деревьев, обработка, удобрение и т.д.) будет заниматься администрация города, а текущее содержание и уборку обеспечивать тот, кто сквер построил. Сейчас рассматриваются различные форматы сотрудничества», — уточнил начальник управления по охране окружающей среды и экологической безопасности комитета по ЖКХ администрации Иркутска Владимир Чубук.

В 2013 году в работе по озеленению Иркутска упор будет сделан на реконструкцию зеленых насаждений на улице Карла Маркса. «Большая часть здешних тополей утратила свою жизнеспособность; кроме потери эстетичности, прогнившие изнутри деревья представляют и серьезную аварийную опасность, — рассказывает начальник отдела озеленения управления по охране окружающей среды комитета по ЖКХ Иркутска Светлана Гусельникова. — Так как главная улица города достаточно зауженная, а по нормам СанПиНа деревья должны быть расположены в пяти метрах от жилой зоны и в двух — от дороги, было решено сажать кустарниковую форму клена гиннала. Он хорошо подлежит обрезке и формовке, можно регулировать высоту деревьев».

Также Карла Маркса ждет еще одно новшество, широко используемое в России и за рубежом. Деревья будут посажены в специальные модульные корзины из биосетки. На время ремонта дорог и подземных коммуникаций эти конструкции можно будет вынимать из земли и вывозить деревья в питомник. Таким образом, ни одно растение в ходе таких работ не пострадает.