Иркутск укрепляет фундамент для развития

Каким видит город мэр Руслан Болотов
Современные технологии городского управления сплошь и рядом завязаны на Big Data, интернете вещей и искусственном интеллекте. Правда, стремление к цифровизации нередко упирается в российские городские реалии: неготовность к переменам дорожного, сетевого хозяйства, транспортной системы и так далее. И большинство думающих мэров в первую очередь направляют усилия на решение этих вопросов. Оно и понятно — строительство дома начинается с закладки фундамента, возведения стен и крыши, разводки коммуникаций, а уж программы управления подсветкой фасадов внедряются во вторую-третью очередь. Анализ управленческих подходов мэра Руслана Болотова показывает, что Иркутск в ближайшие годы пройдёт через серьёзные, а главное — давно ожидаемые изменения в части базовых, фундаментальных для любого города составляющих.

Ставка на качество дорог

Дорожный вопрос для Иркутска всегда был острым и актуальным. Даже с началом действия масштабных федеральных программ общая ситуация не изменилась. Отчёты городских властей о ремонте крупных объектов не всегда совпадали с реальными результатами, особенно спустя некоторое время. Было понятно, что даже при наличии средств вопрос не решается так, как хотелось бы. Ситуация начала меняться с избранием на должность мэра Руслана Болотова. Управленческий подход, который продемонстрировал новый градоначальник, можно назвать поиском слабых звеньев в цепи. Таковыми оказались подрядчики, втянутые в картельные сговоры.

«Мы приняли принципиальное решение — пересмотреть систему взаимоотношений городских властей с подрядчиками. Долгое время она была несбалансированной. Как результат, о котором мы сегодня можем отчитаться, — нам удалось уйти от картельных сговоров, обязать подрядчиков в полном объёме выполнять предусмотренные контрактами обязательства, — даёт свою оценку произошедших изменений Руслан Болотов. — В итоге в этом году даже обычные ремонтные работы там, где это было возможно, делались с увеличением слоёв дорожного покрытия в среднем на 40%. Это означает, что отремонтированные дороги прослужат дольше».

На недостатки объектов, сданных в предыдущие годы, администрация также не собирается закрывать глаза. Более того, практикой стали активизация претензионной работы, жёсткий контроль выполнения подрядчиками гарантийных обязательств. «Определённый прогресс есть. Если в 2020 году устранялось 1500 замечаний, то в этом году их выявлено 605. Но и это, я считаю, много. Подрядчики устранили более 500 замечаний. Всего в этом году в рамках гарантийных обязательств комиссия обследовала 86 участков дорог, отремонтированных в 2018–2020 годах, — отмечает Руслан Болотов. — Продолжаем работу в отношении подрядных организаций, которые до сих пор не устранили нарушений. Общая сумма предписаний и пеней превысила 14 млн рублей. Постепенно подрядчики привыкнут, что просто договориться не получится».

Следующее направление, которому уделяется внимание, — ключевые места дорожной инфраструктуры. Это развязки, мосты, «обрабатывающие» большой объём внутригородского и транзитного трафика. Большая часть из них, надо признать, устарела морально и физически. Однако эти объекты ранее старались не замечать. Ещё один управленческий подход мэра Иркутска можно обозначить как внимание стратегическим объектам. В прошлом году проведён ремонт Ушаковского моста, в этом — первая очередь капремонта путепровода на улице Джамбула: давно назревшие работы, ответственность за которые долгие годы никто из городских управленцев брать на себя не рисковал.

На очереди проектные работы и реконструкция важнейших городских развязок — Академической и Байкальской, проектирование и строительство Южного обхода Иркутска, постепенное создание внутри города сети выделенных полос для общественного транспорта.

Созидать вместе

Периоды, когда Иркутск не был центром политического конфликта, борьбы «всех со всеми», можно пересчитать по пальцам. Примечательно, что каждый из них сразу же отражался в лучшую сторону для городского развития. Так, к примеру, довольно показательное «затишье» произошло накануне 350-летия города. В тот короткий период Иркутск получил сразу несколько объектов, выгодно выделяющих его на фоне остальных региональных центров, в частности — 130-й квартал.

Начало работы Руслана Болотова продемонстрировало ещё один, хоть и очевидный, но малоиспользуемый управленческий подход «в мирное время развиваться проще». Окончание многолетних тлеющих конфликтов с другими ветвями и уровнями власти позволило администрации Иркутска нарастить поступления из регионального и федерального бюджетов. А следовательно — нарастить объёмы строительства социальной инфраструктуры.

«Важнейшее направление нашей работы — развитие социальной инфраструктуры города, строительство новых школ, детских садов. Год назад мы говорили только об одном таком объекте. Сегодня мы строим сразу пять, а ещё 14 находятся в работе. Такой объём одномоментно мы смогли получить за счёт сотрудничества с правительством Иркутской области. И это моя принципиальная позиция — наращивание участия в госпрограммах, потому что они дают очень правильный, целевой подход. Многое, что в Иркутске изменилось за последние несколько лет, связано именно с федеральными проектами», — неоднократно подчёркивал в этом году Руслан Болотов.

Стоит добавить: общая атмосфера политического благополучия также сказывается на том, что городской бюджет растёт не только за счёт перечислений из областной или федеральной казны. «Работа в направлении развития собственной доходной базы для нас является приоритетом. Мы в этом году несколько раз уточнялись по собственным доходам в сторону увеличения. Причём цифры поменялись не на десятки или сотни миллионов, а на миллиарды, — отмечает градоначальник. — Собственные доходы Иркутска в 2021 году составили около 12 млрд рублей, что на миллиард больше, чем в предыдущем. На 2022 год пока запланирован прирост ещё на 550 млн рублей, но эта сумма, скорее всего, возрастёт. Основной прирост нам дают налоговые доходы. Мы очень активно работаем с крупным бизнесом. Сейчас в Иркутске есть 18 перспективных инвестпроектов на 2,5 млрд рублей. Те проекты, которые служат развитию города, мы будем приветствовать и сделаем всё возможное, чтобы эти проекты развивались».

Инфраструктура меняет многое

Важным инфраструктурным проектом ближайших лет должна стать модернизация городских канализационно-очистных сооружений. В 2022 году в Иркутске планируется разработать проект реконструкции КОС Левого берега. Они на сегодня перерабатывают 60% стоков города. На проектирование в бюджете заложено 200 миллионов рублей. В настоящее время продолжается реконструкция КОС Правого берега. В декабре этого года на объекте завершён шестой этап работ. В настоящее время ведутся седьмой-девятый этапы, в следующем году приступят к десятому.

Но, пожалуй, главной новостью, связанной с развитием Иркутска, стали сообщения о том, что Иркутская область получит инфраструктурные федеральные кредиты на переброс тепловой нагрузки с ангарской ТЭЦ-10 на Иркутск и на строительство теплового луча по улице Баррикад. Это позволит городской администрации в полной мере реализовать управленческий принцип — рационально использовать имеющиеся ресурсы. В Иркутске очень большие территории занимают районы преимущественно частной жилой застройки, называемые предместьями, — Рабочее, Радищево. Обеспечение их современной, надёжной тепловой инфраструктурой позволит превратить эти районы в новые точки развития.

Если говорить о подробностях крупнейшего за последние годы инфраструктурного проекта, то стоимость строительства теплового луча по улицам Баррикад, Радищева, Ядринцева, Зимней и проезду Космическому составляет порядка 2,8 млрд рублей. Финансирование предусмотрено из бюджетов разного уровня. Проект разбит на несколько этапов. В частности, ветка по улице Баррикад будет строиться в пять приёмов, её общая протяжённость — 4,7 тыс. метров. Луч по улице Радищева протянут на 3,8 тыс. метров, по проезду Космическому и улицам Ядринцева и Зимней — более 2,5 тыс. метров. В 2022 году должен быть подготовлен проект теплового луча, а его строительство завершат в 2025 году.

«В Рабочем будет возможность закрыть все существующие мазутные и угольные котельные, изменить качество жизни людей, привлечь инвестиции для строительства жилья, инфраструктуры. Облик и статус района серьёзно изменятся в ближайшие 10–15 лет, — уверен Руслан Болотов. — Иркутск стоит на пороге глобальных изменений в инженерно-технической части. При поддержке правительства и губернатора Иркутской области для Иркутска мы сможем закольцевать всю систему теплоснабжения города и повысить её надёжность».

Александр Потапов