Иркутск стремительно умнеет

Иркутск вошел в число пилотных территорий для реализации федерального проекта «Умный город». Муниципалитеты отбирались по принципу наибольшей готовности с инфраструктурной точки зрения. «Первооткрывателям» предстоит решать задачу повышения качества жизни людей за счет автоматизации городских процессов. В администрации Иркутска отчитываются: целый блок цифровых проектов в городе уже разработан и действует. Привязка к федеральному проекту, надеются чиновники, позволит выйти цифровизации областного центра на новый уровень.

В масштабе всей страны

В 2018 году федеральное министерство строительства и ЖКХ определило пилотные муниципальные образования, в которых будет проведен комплекс мероприятий в рамках проекта «Умный город». Он направлен на использование энергоэффективных, экономичных решений на территории всей страны, не только в коммунальном комплексе, но и при формировании городской среды. Среди городов, готовых протестировать «умные» решения, — всего более 20 площадок, в их числе и Иркутск.

В муниципалитетах, отобранных для реализации проекта, будут внедряться комплексные технологические решения, такие как централизованные городские информационные системы, а также точечные смарт-разработки, например, мобильные приложения для управляющих компаний. Ключевая задача эксперимента — показать, как IT-технологии и интеллектуальные системы могут поменять жизнь горожан в лучшую сторону, заметно облегчив многие бытовые вопросы.

Минстрой РФ планирует полностью реализовать проект «Умный город» к 2024 году. Пока же регионы-пилоты разрабатывают и утверждают программы цифровизации городского хозяйства, а федеральное ведомство готовит необходимую для проекта нормативную базу.

Согласно паспорту проекта, на «Умный город» направят 13 млрд рублей госфинансирования в течение шести лет: 2,1 млрд руб. — в 2019 г., 2,25 млрд руб. — в 2020 г., 2,2 млрд руб. — в 2021 г. и по 2,15 млрд руб. — с 2022 г. по 2024 г. Сколько и когда получит Иркутск в рамках цифрового проекта, пока не известно.

Вхождение Иркутска в число «Умных городов» решит и еще одну важнейшую задачу. Как поясняет мэр областного центра Дмитрий Бердников, «Правительство России включило Иркутск в число перспективных центров экономического роста. Стратегия пространственного развития нашей страны подразумевает, что до 2025 года такие центры смогут каждый год обеспечивать вклад более 1% в экономический рост РФ. И это накладывает на нас определенные обязательства».

Цифровая демократия

Опыт цифровой трансформации Иркутска уже заинтересовал другие регионы страны. Так, 26 февраля Дмитрий Бердников рассказал о практике внедрения «умных» технологий на площадке форума «Цифровые кейсы для бизнеса и государства» в Москве. Выступая, он подчеркнул: основная цель всего этого движения — сделать так, чтобы наш город был удобен, безопасен и информативен для граждан, чтобы у нас были благоприятные условия для проживания, деловой активности нынешнего и будущего поколений.

Один из примеров создания такого нового формата общения с горожанами — интернет-портал Яиркутянин.рф, представляющий собой интерактивную площадку, где каждый желающий может обратиться к представителям власти. Начальник управления информатизации аппарата администрации Иркутска Алексей Якунин уточняет: если раньше, для того чтобы обратиться в мэрию, надо было писать письма, то теперь все будет удобнее. Чтобы добавить свое предложение на портал, достаточно авторизоваться через учетную запись на Госуслугах. После этого останется только загрузить фотографию и сообщение. Это можно сделать с любого устройства — компьютера, телефона или планшета (с помощью мобильного приложения на iOS и Android). В простом интерфейсе обеих онлайн-площадок, говорят в администрации, без труда разбираются и представители молодежи, и пенсионеры.

Портал имеет две категории обращений. Первая — это сообщения о возникших проблемах в инфраструктуре города, которые могут быть оперативно устранены. Вторая — инициативы — предложения жителей города по улучшению городской среды. Оперативные обращения от иркутян автоматически поступают на исполнение в администрацию города, проблемы, указанные в них, должны быть устранены в максимально короткие сроки. Каждый обратившийся получает в итоге официальный ответ на свое сообщение, которое также закрепляется на интернет-площадке.

Портал Яиркутянин.рф был запущен в июне 2018 года, в данный момент он находится в опытной эксплуатации. К сегодняшнему дню, как значится на сайте, поступило 344 обращения, 343 из них решены. Алексей Якунин поясняет: основное число сообщений в систему поступило в первые месяцы запуска продукта. Сейчас активность иркутян снизилась. Мэрия продолжает развивать этот интернет-сервис, уже в скором времени к системе планируют подключить управляющие компании города. «Многие запросы от иркутян находятся в сфере ответственности управляющих компаний. Поэтому их прямое участие в работе портала только ускорит решение возникающих проблем», — добавляет Алексей Якунин.

Глаза города

На создание в Иркутске комфортной и безопасной для здоровья жителей среды направлен и еще один проект администрации. Речь о системе облачного интеллектуального видеонаблюдения, охватывающей большинство общественных пространств города. На островах Юность, Конный, бульваре Гагарина от Глазковского моста до памятника Александру III и других площадках уже работают порядка 200 «умных» камер. В планах на 2019 год — установка видеонаблюдения на Якоби, прорабатывается возможность подключения к общей сети площади Труда.

«Задача — охватить системой облачного интеллектуального видеонаблюдения все места массового пребывания людей в Иркутске. Надо понимать, что существуют строго определенные параметры отнесения территорий города к числу таких мест. Решение о выборе мест массового пребывания людей в Иркутске принимает не администрация, а комиссия, включающая сотрудников органов МВД, МЧС», — делится подробностями Алексей Якунин.

Особый контроль этого внедрения связан с функциональными возможностями системы. Интеллектуальное видеонаблюдение обладает функциями распознавания лиц, автомобильных номеров, оставленных вещей, начала и прекращения хаотичных движений (характерных, например, для драк). «Картинка» с уличных видеокамер не просто передается в режиме реального времени операторам дежурной части муниципального управления МВД России «Иркутское». Система сама выявляет потенциально опасные факты и выводит предупреждение о них отдельным изображением на экран. После чего оператором уже принимается решение о мерах реагирования.

«Например, если камера обнаруживает оставленный в зоне ее действия предмет, она сигнализирует дежурному, выводя изображение на большой экран. Качество изображения позволяет приблизить и рассмотреть вещи и лица на расстоянии более 150 метров. Такая запись станет основанием для привлечения к ответственности граждан, совершивших правонарушение», — объясняет принцип действия системы заместитель начальника полиции МУ МВД России «Иркутское» Петр Бочкарев.

Проект интеллектуального облачного видеонаблюдения реализуется совместно с иркутским филиалом ПАО «Ростелеком». По словам специалистов, камеры охватывают большую территорию, и по оптическим каналам изображение высокого качества передается в центры обработки данных.

Новую технологию в Иркутске используют не только в сфере безопасности. Интеллектуальное видеонаблюдение — это и маркетинговый инструмент, который позволяет администрации проводить масштабную аналитику. Например, о посещаемости мест массового отдыха, о времени пиковых нагрузок и т.д. Полученная информация незаменима в вопросах дальнейшего обеспечения комфорта горожан — от планирования частоты уборки мусора на конкретных территориях до корректировки градостроительных планов.

Совместная работа администрации Иркутска с ПАО «Ростелеком» продолжится и в 2019 году. Городская администрация совместно с оператором связи планирует подключить к общей системе интеллектуального видеонаблюдения и многочисленные камеры, установленные в подъездах и дворовых территориях города.

Геопортал заработает в этом году

Самое масштабное информационное решение, к реализации которого уже приступили в Иркутске — это создание так называемого Геопортала города. Говоря простым языком, геопортал — это своего рода аналог карт Google или Yandex, только с расширенным набором функций. После завершения разработки на карту Иркутска будет заведена абсолютно вся информация, имеющаяся в различных информационных системах администрации города.

Всего таких систем порядка 40, данные из них, как правило, аккумулированы в различных ведомствах мэрии и не доступны даже для сотрудников других отделов администрации, не говоря о простых жителях Иркутска. Для того чтобы собрать актуальную информацию, например, о конкретном земельном участке, иркутянину надо сделать множество запросов в различные структуры: о сетях, площади, собственниках, обслуживающих организациях и так далее. Геопортал сведет всю эту информацию воедино.

По словам Алексея Якунина, геопортал может быть успешно использован дорожным хозяйством, жилищно-коммунальной инфраструктурой, горожанами. Часть данных портала будет открыта для широкого доступа, часть — для ограниченного круга ответственных лиц. Обычные пользователи смогут получать актуальные, постоянно обновляемые данные о территории, например расписание работы дорожной техники, отследить график вывоза ТКО. Отдельный слой карты будет полезен и для туристов. На него планируется нанести оптимальный маршрут по популярным туристическим объектам Иркутска.

«Новая разработка будет полезна и для самой администрации города. Создается закрытый раздел сайта, на котором появится доступ ко всей информации от всех подразделений мэрии, — говорит Алексей Якунин. — Это позволит улучшить эффективность работы. К примеру, когда мы свели на одной карте данные Росреестра, комитета по управлению муниципальным имуществом и аэрофотосъемки, то увидели большое число расхождений. В одних данных значится, что на определенной территории только один участок земли застроен, а на самом деле там нет уже свободного места. Это вопрос самостроев, которые необходимо оформлять для взымания налогов, пополнения бюджета».

Работа над созданием Геопортала Иркутска ведется уже год и близка к завершению. Планируется, что уже в августе сайт будет запущен для работы в тестовом режиме. Презентация же геопортала для жителей города предварительно намечена на конец 2019-го. Но сроки могут и сократиться, поясняют в администрации.

Решения для водителей

Отдельный блок цифровизации города — создание интеллектуальной транспортной системы. В ее рамках большое значение отводится так называемой программе «Умный светофор», чье применение уже оправдало себя в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах. Иркутск в этом году также опробует реализацию системы «Умный светофор» на нескольких улицах.

Это направление — следующий этап глобальной информационной настройки транспортной системы областного центра. В прошлом году была разработана электронная модель транспортной системы города. Система «Умный светофор» состоит из камер, контроллеров и удаленных датчиков движения, которые в режиме реального времени оценивают загруженность перекрестков и передают эту информацию на центральный сервер управления.

Надо отметить, что Центр управления светофорами был создан в Иркутске несколько лет назад. Тогда же и ряд устройств был оснащен специальными передатчиками. В соответствии с этой системой в Иркутске уже корректируется работа светофоров в зависимости от времени суток. Например, при движении по улице Ленина вечером удлиняется продолжительность «зеленого» сигнала, что обусловлено сокращающимся в это время потоком транспорта с прилегающих дорог.

После внедрения «Умного светофора» корректировка сигнала будет проводиться в режиме реального времени. Датчики на дорогах будут передавать показания в центр управления, где центральный сервер даст команду контроллерам светофоров включить красный/зеленый свет так, чтобы максимально сократить время пребывания автомобилей на перекрестках. Например, если на одном из направлений наблюдается высокая загруженность, ему продлевается зеленый свет. В зависимости от типов датчиков, система может учитывать приоритет общественного транспорта, экстренных служб и машин «спецсопровождения» перед остальными участниками движения. В случае сбоя светофоры переключаются в автономный режим работы, и перекрестки начинают регулироваться традиционным способом.

Уже летом первые датчики движения планируется установить на трех «пилотных» улицах Иркутска. Это улица Байкальская на протяжении от Театра кукол до перекрестка на Лисихе; улица Ленина — от сквера Кирова до 130-го квартала. К числу «первооткрывателей» отнесен и перекресток на улицах Мухиной — Захарова. Разработчики посмотрят, действительно ли динамическое управление сигналами светофора позволит повысить пропускную способность этих перекрестков. А после отработки экспериментальных площадок будет приниматься решение о внедрении опыта на других участках дорог.

Новшества для пассажиров

Постепенно будут вводить в жизнь иркутян и систему «Умная остановка». Этот сервис будет доступен для жителей на специальных интерактивных табло в местах ожидания общественного транспорта. С помощью него можно узнать не только о расписании и маршрутах транспортных средств, но и отследить где нужный автобус находится в данный момент, когда ожидается его прибытие. Интерактивная карта с навигатором поможет пассажиру выбрать наиболее короткий маршрут в нужную точку города.

Ожидается, что одна-две «умных» остановки общественного транспорта появятся в Иркутске уже в этом году. В перспективе до 2024 года администрация надеется оборудовать современными IT-сервисами как минимум остановки в центре города.

Среди других планов: внедрение с 2020 года энергоэффективных технологий в городскую систему освещения, распространение подобных умных систем и на другие сферы коммунального хозяйства. Дмитрий Бердников, предварительно оценивая городскую цифровизацию, подчеркивает: «Сегодня много говорится о том, какая роль отводится цифровым технологиям в государственном и муниципальном управлении. И каждый из нас понимает, что это уже не тренд, а необходимость. Внедрение умных систем позволяет существенно экономить городские ресурсы, повышать эффективность их использования. Сейчас общий тренд идёт на сокращение бумажной волокиты за счет электронных сервисов, а также на открытость власти, прямое общение с горожанами. Мы видим вектор развития, который задает федеральный центр, активно встраиваемся в эти процессы».

Евгения Колягина