Иркутск шагнул в цифровое будущее

О чем еще говорил мэр города в своем отчете?
Мэр Иркутска Дмитрий Бердников накануне подробно рассказал о работе администрации за прошлый год и поделился планами на год предстоящий. Помимо традиционных для таких отчетов разделов, связанных с дорогами, благоустройством, социальными объектами, были затронуты темы, ранее не звучавшие. Например, цифровизация и автоматизация городских процессов. Иркутск ранее отстоял право войти в число пилотных территорий (всего таких лишь более 20 по стране — ред.), где в ближайшие пять лет будет реализовываться федеральный проект «Умный город». Как считает редакция «АН», это обстоятельство позволит нашему городу рассчитывать на дополнительный экономический рост и социальное развитие.

Геопортал и «Умный город»

Включение Иркутска в список территорий проекта «Умный город» не случайно. Как рассказывает Дмитрий Бердников, столица Приангарья входит в число российских городов, где на сегодняшний день наиболее развиты цифровая инфраструктура и сопутствующие сервисы.

Работа ведется по нескольким ключевым направлениям. Во-первых, переход на удобную электронную форму общения между гражданами и чиновниками. «В 2018 году непосредственно ко мне, а также в адрес администрации Иркутска поступило более 10 тысяч обращений граждан. Почти половина из них — в электронной форме. По сравнению с 2017 годом, число таких обращений увеличилось почти на 30%, — рассказывает Дмитрий Бердников. — Мы целенаправленно сокращаем бумажную волокиту, внедряем цифровые сервисы для прямого взаимодействия с горожанами».

Дмитрий Бердиков: «Мы целенаправленно сокращаем бумажную волокиту, внедряем цифровые сервисы для прямого взаимодействия с горожанами».

По словам мэра, базой для подачи электронных обращений является интернет-портал ЯИркутянин.рф, запущенный в июне прошлого года. На нем любой зарегистрированный пользователь может оставить свою заявку по благоустройству территорий, освещению, уборке, организации городского мероприятия, открытию нового маршрута общественного транспорта, состоянию дорог и многому другому. Каждое обращение отрабатывается сотрудниками соответствующих подразделений. Информация о результатах размещается здесь же, на сайте.

«Срок ответа по такому обращению составляет максимум неделю. Да, зачастую это непросто! Но ответ по такой заявке — это всегда конкретный результат, а не очередная отписка чиновника. Внедрение портала «ЯИркутянин», по сути, можно рассматривать как элемент электронной демократии. Это помогает нам все время держать руку на пульсе, мониторить наиболее актуальные вопросы», — разъясняет преимущества нововведения Дмитрий Бердников.

Второе направление связано с разработкой и внедрением платформы, которая будет обеспечивать централизованную систему сбора информации об объектах городского хозяйства. Система имеет рабочее название «Геопортал». Это масштабное информационное решение, своего рода аналог карт Google или Yandex, только с расширенным набором функций. После завершения разработки на карту Иркутска будет заведена абсолютно вся информация, имеющаяся в различных информационных системах администрации города. Всего таких систем порядка 40, данные из них, как правило, аккумулированы в различных ведомствах мэрии и недоступны даже для сотрудников других отделов администрации, не говоря о простых жителях Иркутска. Чтобы собрать актуальную информацию, например, о конкретном земельном участке, иркутянину надо сделать множество запросов в различные структуры: о сетях, площади, собственниках, обслуживающих организациях и так далее. Геопортал сведет всю эту информацию воедино.

«Можно будет в режиме онлайн отслеживать, как выглядит или где располагается любой существующий объект, узнать о том, какая управляющая организация обслуживает дом, получить градостроительную документацию на интересующий участок, выяснить, является ли здание объектом культурного наследия, — перечисляет Дмитрий Бердников возможности системы. — Объем данных, который будет полезен для всех категорий граждан, — огромен. Информацию не придется искать на разных ресурсах, а уж тем более ходить по всем городским подразделениям. Одним кликом можно будет получить все необходимое и сразу».

Третье направление связано с безопасностью граждан в общественных местах. Дмитрий Бердников объясняет: «В рамках программы «Безопасный город» идет работа по внедрению системы интеллектуального облачного наблюдения. Уже установлены порядка 200 видеокамер в общественных пространствах Иркутска. Статистика говорит сама за себя: по сравнению с 2015 годом количество преступлений, совершённых в общественных местах и на улицах, снизилось почти на 30%. Наша задача — охватить системой интеллектуального видеонаблюдения все места массового пребывания людей в Иркутске».

Еще одна составляющая «Умного города» в Иркутске — автоматизация различных городских процессов. Администрация уже ведет переговоры с компаниями-провайдерами по внедрению сервисов «умных» подъездов и дворовых территорий, «умных» светофоров, городской интеллектуальной транспортной системы. Уже этим летом на трех «пилотных» улицах Иркутска (Байкальская, Ленина, перекресток улиц Мухиной и Захарова) появятся датчики движения. Они будут регулировать работу светофоров таким образом, чтобы повышать пропускную способность улиц, сокращать пробки.

Как отмечает Дмитрий Бердников, новые сервисы будут касаться не только автомобилистов, но и пользователей общественного транспорта: «Постепенно внедрим систему «Умная остановка».

На остановках общественного транспорта будут установлены интерактивные табло. С их помощью можно будет узнать расписание маршрутов, отследить, где нужный автобус находится в данный момент, когда ожидается его прибытие. В перспективе до 2024 года мы надеемся оборудовать этими современными сервисами как минимум остановки в центре города».

И другие нововведения

В отчете мэра прозвучали и другие инициативы администрации Иркутска, о которых ранее широко не заявлялось.

Так, по словам Дмитрия Бердникова, внимание будет уделяться городской экологии. Помимо ликвидации несанкционированных свалок и озеленения общественных пространств, в Иркутске внедряется система раздельного сбора мусора: «Это цивилизованный подход — к нему мы все и должны стремиться. Уже установлены специальные контейнеры на островах Юность и Конный, на бульваре Гагарина. В этом году такие специальные площадки появятся в других общественных пространствах Иркутска, в крупных торговых сетях и торговых центрах».

В Иркутске будет продолжен успешный эксперимент по внедрению систем бесконтактной оплаты в муниципальном транспорте. Статистика за прошлый год показала востребованность такой системы: количество транзакций превысило 12 миллионов.

Столица Приангарья продолжит укреплять свой статус образовательного центра Восточной Сибири. Очередным примером тому стала построенная в прошлом году школа №19, где не только открыт первый и единственный в регионе конвергентный класс, но и работает самый большой стационарный школьный планетарий в России.

Александр Потапов