Иркутск готовится к двойному взлету

Получены необходимые согласования для строительства нового аэропорта в Иркутске. Уже начата подготовка обоснований инвестиций в строительство, готовится конкурс по выбору проектировщиков. Возведение стратегически важного сооружения начнется не позже 2010 года. Не намерен сдавать позиции и существующий аэропорт, где полным ходом идет реконструкция взлетно-посадочной полосы, завершается ремонт здания аэровокзала, заключаются стратегические соглашения. Как уживутся два предприятия на одной территории, пока неизвестно.

Замглавы Приангарья Юрий Дудников настроен на благополучие нового авиапредприятия, а директор ФГУП «Аэропорт Иркутск» Константин Былинин намерен развивать свое предприятие и дальше. Фото Евгения Козырева

О строительстве нового аэропорта власти Приангарья задумались еще 25 лет назад, когда стало ясно, что существующий аэропорт, находящийся в городской черте, не сможет полноценно развиваться. Рассматривались различные площадки, в том числе и в селе Поздняково, однако с течением времени вопрос был заморожен. Актуальность проблемы переноса аэропорта стала очевидной летом 2006 года после ката­строфы с лайнером авиакомпании S7.

Военных «попросят» из воздушного пространства

Как сообщил замглавы Приангарья Юрий Дудников, в начале декабря благополучно завершены переговоры между Росаэронавигацией, администрацией региона и корпорацией «Иркут». Испытательная трасса военных самолетов, взлетающих с аэродрома авиазавода, будет развернута в противоположном направлении. Это позволит развести трассы взлета военной авиации и гражданских судов. Ранее эта проблема препятствовала строительству нового аэропорта в пади Ключевая между Иркутском и Ангарском. Воздушное пространство над этой территорией корпорация «Иркут» использовала для испытательных полетов Су-30 и амфибии Бе-200, производящихся на иркутском авиазаводе. «Данную площадку Минобороны согласовало как единственную возможную из 14 выбранных, а тут такая проблема — выяснилось, что надо поделить воздушное пространство, — рассказал Юрий Дудников. — Вопрос пришлось решать на самом высоком уровне — в Росаэронавигации. В конце ноября в Москве состоялось совещание, где было решено, что проблему необходимо снять в ходе совместных консультаций с авиазаводом».

В ходе консультации 4 декабря авиазаводу были предложены схемы разведения трасс, а также вариант переноса второй воздушной зоны авиазавода (в которой проводятся испытания) зеркально на север. «Убедительных аргументов против предприятие предоставить не смогло, и поэтому руководитель Росаэронавигации дал указание подготовить заключение о возможности строительства нового аэропорта в пади Ключевой», — подчеркнул господин Дудников.

В настоящее время ОАО «Иркутскгражданпроект» совместно с субподрядчиком, институтом Дальаэропроект, готовит обоснование инвестиций в строительство. Планируется, что эта работа завершится к середине 2008 года, после чего будет объявлен конкурс по выбору проектной организации. До конца 2009 года будет разработано обоснование инвестиций и ТЭО проекта, а само строительство аэропорта начнется в 2010 году. Проект возведения нового аэропорта оценивается в 24 млрд рублей. Эти деньги будут использованы для строительства инфраструктурной части: взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, подъездов к аэровокзалу и так далее. Здание самого аэропорта предполагается построить за счет частных инвесторов. Планируется, что новый транспортный узел заработает в 2015 году. По словам Юрия Дудникова, аэропорт превосходно впишется в агломерацию, так как «приблизительно равноудален от Иркутска, Ангарска и Шелехова». Именно это обстоятельство может послужить решающим фактором для размещения на базе нового аэропорта мультимодального логистического комплекса. Об этом сообщил накануне исполнительный директор фонда регионального развития Иркутской области Игорь Жук.

Сдаваться не намерен

Между тем существующий «Аэропорт Иркутск» заявляет об осуществлении ближайших планов по модернизации своего хозяйства и увеличении грузо- и пассажиропотока. Как заявил «ВФ» гендиректор предприятия Константин Былинин, в на­стоящее время продолжается реконструкция здания аэровокзала и взлетно-посадочной полосы. Ведутся работы по ее удлинению на 400 метров. Финансирование на это в размере 269 млн рублей выделяется в рамках федеральной программы «Модернизация транспортной системы РФ до 2010 года».

«В этом году мы освоили 91 млн рублей, в следующем освоим 156 млн. Помимо удлинения, мы, несомненно, продолжим реконструкцию ВПП. Объем нашей работы возрастает, как и нагрузка на полосу, следовательно, она требует к себе более пристального внимания, — уточнил Константин Былинин. — Сейчас мы готовим обоснование инвестиций в этот проект. В течение следующего года будут подготовлены все необходимые документы, вопрос планируется рассматривать в 2009 году».

Работы по реконструкции аэровокзала также останавливаться не будут. В настоящее время объем выполненных работ по аэровокзалу уже составил 123 млн рублей, на завершение реконструкции необходимо еще порядка 300 млн. Средства на это, возможно, будут выделены в виде кредита от международного аэропорта «Шереметьево». Между этим предприятием и ФГУП «Аэропорт Иркутск» уже заключено соглашение о намерениях. Договор о финансировании, по словам господина Былинина, стороны намерены подписать до конца года. «Надеюсь, к лету следующего года, к Олимпиаде в Пекине, новый терминал заработает и сможет обслуживать пассажиров», — уточнил Константин Былинин.

По его словам, в текущем году предприятие намерено получить прибыль в два раза больше, чем в прошлом году, — порядка 90 млн рублей. Объем перевозок по сравнению с декабрем прошлого года увеличится на 27%. Таким образом, аэропорт по итогам года обслужит более 1 млн пассажиров. В планах ФГУП на следующий год — возможное акционирование и перевод земли, используемой аэропортом, из муниципальной собственности в федеральную, что также благотворно скажется на экономике предприятия. О судьбе предприятия после 2015 года господин Былинин говорить затрудняется. «Территория аэропорта может быть отдана под жилищное строительство либо для нужд малой авиации. Однако, на мой взгляд, использовать такой комплекс для малой авиации невыгодно», — считает он.

Влад Никифоров