«Иркутск — город неравнодушных людей»

В свой 350-летний юбилей Иркутск получил как минимум два знаковых объекта — 130-й квартал и Нижнюю набережную. И в год 360-летия дан старт большим проектам и серьезным процессам, результат которых будет очевиден в ближайшие несколько лет. Подробности узнаем у мэра Иркутска Руслана Болотова, как говорится, в полях, наглядно: наше интервью проходит не в рабочем кабинете, а на городских улицах.

— Руслан Николаевич, по большому счету для мэра любого города улицы, площади, мосты и набережные — это фактическое «продолжение» его рабочего кабинета. Но вначале хотим попросить вас рассказать, чем лично для вас является Иркутск?

— Первое, что приходит на ум — это родина моей мамы. А еще это место, которое для меня с детства всегда было большим городом во всех смыслах этого выражения. Любая поездка сюда с родителями всегда была важным, эпохальным событием.

Иркутск — уникальный город, с исторической точки зрения. Это понимание пришло уже во взрослом возрасте. Подобных ему городов не было во всей Российской Империи. Именно отсюда управлялась огромная территория от Байкала до Калифорнии.

Сегодня мы с вами находимся на Нижней набережной. Острог, с которого начинался наш город, располагался на этом берегу.

С момента своего появления набережная ни разу не ремонтировалась. Именно поэтому мы решили провести здесь масштабное благоустройство. Иркутску объективно не хватает зеленых зон, мест для комфортного отдыха. И мы однозначно будем активно действовать, чтобы исправить эту ситуацию.

Хочу отметить, что выйти на благоустройство этого городского пространства мы смогли благодаря экономии средств, полученных на проведении торгов и конкурсов. Впервые в этом году были проведены нормальные публичные торги — максимально открытые и понятные. В результате суммарно по объектам федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» сэкономили 54 млн рублей.

«Иркутск — один из немногих городов Сибири, которому удалось сохранить свой исторический архитектурный облик. Из полутора тысяч объектов культурного наследия более семисот — это памятники деревянного зодчества».

Нижняя набережная — это большая, значимая для всех иркутян прогулочная территория, подобных ей в городе немного. И это пространство появилось всего лишь чуть больше десяти лет назад, к 350-летнему юбилею. Вместе с набережной тогда воссоздавались Московские ворота, строилось центральное здание Сбербанка, реставрировался Собор Богоявления. К круглой дате городские и областные власти готовились заранее. Очень хорошо помню это, так как в момент подготовки к 350-летнему юбилею работал министром строительства Иркутской области и принимал непосредственное участие в появлении всех этих юбилейных объектов. В том числе Верхней набережной, дворца «Айсберг», 130-го квартала, нового здания библиотеки им. Молчанова-Сибирского и других. Я тогда получил колоссальный опыт, уникальные профессиональные компетенции. Нашу работу курировал Сергей Нарышкин, в то время — руководитель администрации президента РФ и глава штаба по подготовке к юбилею (в настоящее время — директор службы внешней разведки РФ, — ред.). Оглядываясь на 10 лет назад, я понимаю, что мы со своими задачами тогда справились. Горожане до сих пор вспоминают добрым словом произошедшие тогда перемены.

— Иркутску досталось своеобразное историческое наследие в виде деревянных домов. Вокруг этой темы много спекуляций и много искренних переживаний горожан. И внешнему облику, и развитию некоторых частей города обветшавшие неухоженные постройки вредят, но охранный статус не дает решить вопрос кардинально. Каким вы видите решение проблемы?

— Ветхое и аварийное жилье — один из острых вопросов для нашего города. На сегодня, как бы прискорбно это ни звучало, но это факт: Иркутск входит в тройку российских городов с наибольшим количеством аварийного жилья (подлежащего расселению во исполнение «майского указа» президента РФ). А если бы в свое время аварийными были признаны все такие дома, то могли бы приблизиться к лидерству в этом списке.

Исторически так сложилось, что город развивался как индустриальный центр. В 1920-60-х годах, когда запускали новые предприятия, работников селили в бараки, рассчитанные на 15-20 лет. Сейчас они есть в каждом округе Иркутска. Всего в реестр аварийного жилищного фонда города включено 519 многоквартирных домов, в очереди на получение жилья — 4,7 тысяч семей.

В 2021 году мы планируем расселить 16 тысяч квадратных метров аварийного жилья. Это 372 жилых помещения, в которых проживает больше тысячи человек. На это потребуется больше миллиарда рублей. Деньги привлекаем из бюджетов разных уровней: 734,8 млн рублей — средства Фонда ЖКХ, 15,8 млн рублей — из областного бюджета, и 470 млн рублей выделили из городской казны.

Для расселения используем ряд механизмов. Мы выполняем указы президента Российской Федерации, наряду с этим реализуем муниципальную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории города Иркутска, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019-2025 годах».

Столица Прибайкалья стала одной из первых в стране и единственная в субъекте, где начали внедрять механизм развития застроенных территорий. Объемы расселения по РЗТ сопоставимы с объемами, которые проводятся за счет федеральных и муниципальных программ. В 2021 году будет расселено 7,7 тыс. кв. м жилья, в 2022 году планируется расселить 3 тыс. кв. м.

В конце 2020 года на федеральном уровне был принят закон о комплексном развитии территории. Данный механизм предусматривает значительное расширение перечня объектов. То есть, помимо ликвидации аварийного фонда и строительства нового жилья, появилась возможность возводить социальные объекты. Также это ресурс для решения вопроса с реновацией панельных домов 335-й серии. В Иркутске есть несколько потенциальных территорий для реализации этого механизма. В марте в наш город приезжали представители правления государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Наш город рассматривается в качестве пилотной территории для внедрения нововведения.

Иркутск — один из немногих городов Сибири, которому удалось сохранить свой исторический архитектурный облик. Из полутора тысяч объектов культурного наследия более семисот — это памятники деревянного зодчества. По факту, в центре города вместо средовой застройки мы видим деревянные трущобы. Это одновременно и красота, и боль Иркутска. Вы сами видите, что большая часть памятников находится в таком состоянии, которое негативно сказывается на облике города. Они уже прошли через десятки собственников и в основном используются как коммерческие объекты. Особенно это касается центра города. 130-й квартал, когда его только начинали строить, очень четко высветил все эти проблемы.

Мое мнение такое: чтобы все получилось, надо действовать точно так же, как когда-то со 130-м кварталом. Должен быть комплексный план, который пройдет этапы публичного обсуждения. Архитектор Юрий Перелыгин, занимавшийся в свое время идеологией 130-го квартала, смог внедрить очень четкую и понятную схему, которая хорошо работает до сих пор. Понятно, что это была история не одного человека — было задействовано много людей и бизнес-структур. Но именно в таком симбиозе и возможно развивать центр Иркутска, по-другому никак.

«Мое мнение такое: чтобы все получилось, надо действовать точно так же, как когда-то со 130-м кварталом. Должен быть комплексный план, который пройдет этапы публичного обсуждения».

Мы должны превратить центр города в единое средовое пространство, комплексной проработкой которого займутся профессиональные архитекторы вместе с заинтересованными инвесторами. Ну а люди, которые сейчас пытаются на теме псевдозащиты деревянного наследия заработать себе какие-то политические или общественные преференции, постепенно будут забыты. Необходимо понимать, что раздувание любых скандалов — вещь краткосрочная. Сегодня ты заметен, а завтра про тебя уже никто не помнит.

— Помимо сохранения деревянного наследия, приходится думать и о развитии современного делового центра и новых микрорайонов Иркутска. Не секрет, что население областной столицы растет, новое жилье востребовано. Готовы ли вы конкретизировать планы по территориям в черте города?

— Сейчас мы проезжаем неподалеку от Маратовского кольца, где начинаются несколько наших предместий — Марата, Рабочее, Радищева. Это перспективные территории, где достаточно места под новую застройку. Но тут нет сетей, инженерных коммуникаций — поэтому районы неинтересны застройщикам. И это я еще не говорю о большом объеме ветхого и аварийного жилья! Аналогичной зоной для перспективного развития можно назвать ново-ленинское направление в сторону Ангарска. Если в городе появится второй надежный теплоисточник, то это поможет сдвинуть ситуацию с места, позволит на качественно ином уровне заняться вопросами глобального развития Иркутска. Да, это всегда большие государственные затраты. Сейчас рассматривается несколько вариантов решения этого важного вопроса. В частности, есть проект «Малый Юг», предусматривающий переброску тепловой нагрузки с одной из ТЭЦ в Ангарске. Проект, помимо прочего, интересен еще и тем, что позволит активизировать естественные агломерационные процессы, не связанные с какими-либо политическими решениями.

Подобных примеров я могу привести много. По моему глубокому убеждению, развитие территорий должно быть комплексным. Я часто общаюсь с Юрием Александровичем Шкуропатом (президент Союза строителей Иркутской области, почетный гражданин Иркутска, — ред.) и считаю в этом плане показательным и единственно правильным советский опыт. Тогда под городское развитие выделялись большие площадки, на которых сразу предполагалась комплексная застройка — и жилье возводилось вместе с социальными объектами. Важно создавать необходимую инфраструктуру в каждом районе города, чтобы у жителей в шаговой доступности были объекты спорта, культуры, образования, медицины.

Очень серьезная проблема Иркутска сегодняшнего дня заключается в том, что нам надо построить 15-20 школ, а на это нет земли. Особенно острая ситуация в Октябрьском округе — самом неблагополучном с точки зрения дефицита учебных мест. Там мы очень скрупулезно изыскиваем участки под социальное строительство, переводим земли под гаражами, ведем переговоры с собственниками иных участков. Конечно же, натыкаемся на споры имущественного характера, так как землевладельцы заинтересованы лишь в одном — передать участки под строительство жилья, не думая о том, что детей из новых домов учить будет попросту негде.

Поэтому для себя в качестве приоритета я определил задачу насыщения Иркутска социальными объектами. Конечно, усилиями лишь городских властей это невозможно сделать. К счастью, Иркутску удалось выстроить систему нормальных взаимоотношений с правительством региона, с губернатором. У нас налажен диалог, ведется совместная работа, без громких публичных заявлений, нацеленная на конкретный результат. К примеру, Игорь Иванович Кобзев смог договориться с государственной корпорацией развития ВЭБ. РФ о строительстве школ в Иркутске в рамках нового механизма концессионных соглашений. Считаю, что для Иркутска Игорь Иванович именно тот губернатор, который поможет решить проблему нехватки школ. Мы сможем построить к 2023 году крупные объекты — школу в микрорайоне Союз (на 1225 мест) и на улице Норильской (1225 мест). На данный момент готовим заявку для участия в данном механизме субсидирования.

Благодаря участию Иркутска в национальных проектах «Демография» и «Образование» строим детский сад в микрорайоне «Лесной» (на 220 мест) и школу на Багратиона (на 1275 мест). Также, по поручению нашего президента Владимира Владимировича Путина, появится новый корпус школы №75 на 200 мест.

Ну, а моя задача, делать так, чтобы задачи, которые ставит губернатор, правительство региона, президент, были реализованы на территории нашего города. Да, это непросто, и в связи с пандемией ситуация сложная, но нужно сделать так, чтобы мы развивались, а не стагнировали. Я хочу подчеркнуть: государство сегодня выделяет серьезные деньги на решение таких задач. То, что в последнее десятилетие делается по поручениям и инициативам президента — это уникальное явление.

— Иркутские дворы — второе лицо города. Удовлетворены ли вы их сегодняшним состоянием?

«В большинстве своем люди хотят одного и того же: просят установить детские и спортивные площадки, высадить деревья, обустроить газоны, провести освещение, установить лавочки, урны, сделать парковочные места. Их пожелания в обязательном порядке учитываются при разработке дизайн-проектов».

— Согласен, что иркутские дворы — это лицо города. Именно поэтому мы уделяем вопросам их благоустройства самое пристальное внимание. Моя основная задача как мэра этого города — создание для иркутян качественной среды, комфортных условий для жизни.

И при реализации программ мы в первую очередь ориентируемся на пожелания горожан.Сейчас мы приехали в один из ремонтируемых дворов на улице Марата и видим, что он приводится в то самое нормальное состояние, которое должно быть.

В большинстве своем люди хотят одного и того же: просят установить детские и спортивные площадки, высадить деревья, обустроить газоны, провести освещение, установить лавочки, урны, сделать парковочные места. Их пожелания в обязательном порядке учитываются при разработке дизайн-проектов. Непосредственно к работам по благоустройству приступают уже после обсуждения и согласования с жителями. Затем они помогают контролировать подрядчиков. Это позволяет более оперативно устранять возникающие замечания.

Итоговые работы также принимаем совместно с жителями. Это обязательное условие реализации программы «Формирование комфортной городской среды», которая сейчас является частью национального проекта «Жилье и городская среда». Участвуя в ней, мы комплексно благоустраиваем Иркутск, делаем его более привлекательным, благополучным. Это и капитальный ремонт, и создание новых общественных пространств, и приведение в порядок дворов.

Мы видим, что ситуация в последние годы в этом плане меняется в лучшую сторону. Это большая заслуга федеральных властей, начавших в свое время программу «Комфортная городская среда» по инициативе президента. Я помню, как в то время обсуждал с Андреем Чибисом (экс-главный государственный жилищный инспектор РФ, экс-замминистра строительства и ЖКХ РФ, сейчас — губернатор Мурманской области, — ред.) уникальность программы. Ведь на дворы и общественные пространства в муниципалитетах практически никогда не оставалось средств, потому что они перегружены другими обязательствами. Федерация финансирует эти задачи. Сейчас мы имеем возможность обновлять большое количество дворовых и общественных пространств.

В городе уже есть ряд позитивных примеров, когда мы не просто благоустраиваем отдельно взятый двор. Так, например, в прошлом году на Марата, 17 был проведен большой объем работ.

В этом году приводим в порядок территорию смежного двора, используя такие же стилевые решения.

Сейчас идет благоустройство общественного пространства «Чеховский дворик», рядом с ним — двор (ул. Чехова, 3). Там же рядом расположен двор Карла Маркса, 30. Он также был комплексно благоустроен по «ФКГС» (в 2019 году). Таким образом, появляется единое пространство. И здесь речь уже идет о так называемом квартальном благоустройстве.

Еще один замечательный проект по благоустройству, который курирует партия «Единая Россия», — программа «Народные инициативы». Они помогают нам воплощать те проекты, которые на самом деле нужны горожанам. Предложения поступают непосредственно от самих жителей, затем проводится народное голосование. Иркутск участвует в региональной программе с 2016 года. За это время реализовано около 100 проектов! По инициативам жителей были отремонтированы лестницы на бульваре Гагарина, благоустроены парки «Победа» и «Маршала Говорова», сквер на пересечении Депутатской и Пискунова, в городе появился первый скейтпарк.

Думаю, мы в конечном итоге получим хороший результат, который будет виден каждому иркутянину. Да, достичь этого будет непросто. Поэтому необходимо работать по двум принципиальным моментам, которые сейчас так или иначе сдерживают развитие.

— Что вы имеете в виду?

— Во-первых, Иркутску не хватает денег. Городу остается, по большому счету, лишь 4% от объемов финансовых ресурсов, которые зарабатываются на его территории — я имею в виду налоговые и иные сборы.

Во-вторых, важно решить вопрос с непропорциональной нагрузкой на городскую инфраструктуру. У нас только к городским поликлиникам прикреплено 800 тыс. человек, что намного больше официальной численности населения. А через центр города, рассчитанный на определенное количество жителей, а значит и соответствующую нагрузку на дороги и развязки, мы ежедневно пропускаем в разы больше транспорта. Почти все потоки не только из городских округов, но и соседних городов и населенных пунктов, сходятся в одних и тех же узлах. Десятки тысяч людей из отдаленных районов Иркутска и муниципальных образований, граничащих с областным центром, ежедневно приезжают в центр города. Как следствие — зашкаливает нагрузка на транспортную сеть, на нашу инфраструктуру, на экологию.

«В целом я доволен тем прогрессом, которого мы добились в вопросе ремонта дорог… Подрядчики сегодня поняли, что администрация города будет жестко требовать соблюдения сроков и качества работ».

Наиболее логичным решением, которое поможет снять напряжение, должны стать транспортные обходы Иркутска. В этом направлении мы активно работаем совместно с правительством области, губернатором. Обходы позволят сформировать единую агломерационную транспортно-логистическую сеть грузового и пассажирского транспорта. Это в свою очередь обеспечит минимальные издержки на строительство дорог, снимет нагрузку с улиц населенных пунктов. Дополнительный эффект — улучшение экологии, снижение аварийности, уменьшение заторов на дорогах, возможность активнее развивать внутренний и международный туризм. Также в рамках агломерации появится возможность совместно развивать инженерную инфраструктуру, исходя из требований эффективности, а не территориальной подведомственности.

Для того чтобы это все реализовать, необходимо выделение федерального финансирования. Без этого никак! Каждый крупный объект в Иркутске построен с участием федеральных средств. К примеру, Академический мост. В разгар его строительства я только возглавил региональный минстрой, и Сергей Сокол, в то время председатель областного правительства, отправил меня в Москву вести переговоры по финансированию проекта. Тогда федеральный Росавтодор возглавлял Олег Белозеров (сейчас президент ОАО «РЖД», — ред.), а его заместителем был Анатолий Чебунин (сейчас заместитель гендиректора ОАО «РЖД», — ред.). В течение нескольких дней переговорной работы нашей делегации удалось получить финансирование на окончание строительства второй очереди Академического моста. Конечно, одними только обходами тему развития Иркутска не решить, необходимо заниматься внутригородскими развязками и магистралями.

— Относительно вопросов ремонта и строительства городских дорог — тема актуальная. Почему, на ваш взгляд, она в последнее время только набирает остроту?

— Уверен, что причина заключается в том, что мы резко поменяли систему организации ремонтно-строительных работ. Как было раньше: один генподрядчик, распределявший тендеры. Это крайне уязвимая схема, в первую очередь потому, что срывались сроки исполнения, объекты сдавались с многочисленными нарушениями. Как это работает сейчас: одна организация — один объект. Метод оказался действенным, дороги уже до окончания сезона сдаются со стопроцентным исполнением, такого ранее не было. При этом в социальных сетях, в некоторых СМИ вдруг возникают претензии: мол, «до Болотова было лучше». Вы всерьез считаете, что 10 лет все было замечательно, но в Иркутске вдруг сменился мэр и за один год все пошло прахом? Это как минимум нелогично. Возникает предположение, что тему недовольства подогревают те, кому невыгодны новые порядки.

Еще один момент — мы активно заставляем подрядчиков устранять выявленные замечания. Только в прошлом году по разным объектам было найдено 1,5 тыс. замечаний, а в этом году — еще 650. На организации, уклоняющиеся от исполнения своих гарантийных обязательств, мы будем подавать в суд.

«Для меня важна моя команда. На сегодня это союз единомышленников, который не намерен уезжать из города — мы прикладываем максимум усилий, чтобы развивать областной центр, делать его привлекательнее, комфортнее, благополучнее для жизни».

Существуют претензии, связанные и с недопониманием. Люди жалуются, что устали стоять в пробках на Трактовой и на Джамбула из-за ремонта путепровода. Вообще-то, этот проект существует с 2013 года, его постоянно откладывали в долгий ящик. Как мэр я взял на себя ответственность и решился на это нужное, хоть и непопулярное решение. По планам ремонт путепровода должен был продолжаться до 2023 года, но мы подтянули ресурсы, нас поддержал губернатор. И по договоренности с подрядчиком мы сдаем объект уже в этом году. Разве плохо? Далее, опять же благодаря организационным усилиям, мы в этом году начали ремонтировать часть объектов следующего года — это улицы Баррикад, Трактовая, Академический мост. Всего в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в этом году приведем в порядок 22 дорожных участка протяженностью 22 километра.

Немаловажно и то, что сегодня у нас работает независимый от подрядчиков строительный контроль, который проверяет объекты в ежедневном режиме. Если у жителей города есть сомнения или претензии по качеству работ на каких-то объектах, то я приглашаю всех: приходите, смотрите, выносите замечания. Если критика объективна, будем исправлять.

В целом я доволен тем прогрессом, которого мы добились в вопросе ремонта дорог. Мы разрушили так называемые картели, возбуждены реальные уголовные дела. К прежним схемам их участники больше не смогут вернуться. Подрядчики сегодня поняли, что администрация города будет жестко требовать соблюдения сроков и качества работ. Именно поэтому был расторгнут контракт на ремонт окружной дороги в микрорайоне Солнечный. Сделали это не только для того, чтобы показать принципиальность своих подходов, это своеобразное «послание» всем представителям отрасли — мы терпеливы лишь до определенного момента. Если и после этого останутся непонятливые, то будем через суд добиваться возврата полной суммы контракта. Один такой прецедент — и я сомневаюсь, что останутся организации, желающие «шутить» с нами.

Моя позиция проста: взял на себя контракт, выиграл тендер — будь добр выполнить задачи, в соответствии с графиком и установленными критериями качества.

«Считаю так: если критикуешь, то предлагай. Более того, я готов взять на работу, в свою команду таких людей, кто обладает критичным мшлением, но вместе с тем и уникальными компетенциями, опытом, знанием».

— Представители администрации ранее заявляли и о пересмотре подходов к развитию общественного транспорта. Первым примером тому стало решение обустроить первую в городе выделенную линию для общественного транспорта вдоль улицы Трактовой. Расскажите подробнее, как будет функционировать эта «выделенка»?

— Выделенная полоса для общественного транспорта начнется от остановочного пункта «Узловая», далее — по всей протяженности ул. Трактовая. Функционал ее будет обеспечен дорожной разметкой и дорожными знаками. Также в целях соблюдения автомобилистами ПДД администрация города Иркутска прорабатывает вопрос по оснащению полосы видеофиксаторами.

Это пилотный комплексный проект. С появлением «выделенки» в Иркутске наконец сдвинется с места процесс, о котором говорим уже давно — пассажирский транспорт должен быть в приоритете. Если у нас не будет таких полос, то мы не обеспечим быстрой транспортировки пассажиров. Следующий шаг — ограничение зон парковок в центре города. Эти меры должны привести к тому, что людям будет удобнее, проще и комфортнее добираться на работу общественным, а не личным транспортом. Конечно же, эта задача увязывается и с обновлением подвижного состава как муниципальных, так и частных перевозчиков. В этом направлении мы также работаем, сегодня к коммерческим транспортным предприятиям накопилось много вопросов, начиная от их налоговой, кадровой политики, заканчивая качеством обслуживания.

— Поговорим о еще одной теме, которая при предыдущих мэрах оставалась нетронутой, во всяком случае публично. Речь идет о расширении границ Иркутска.

— Вопрос расширения границ Иркутска на сегодняшний момент — это совместная рабочая тема регионального правительства, властей Иркутска и Иркутского района. Мы с Леонидом Петровичем Фроловым (мэром района, — ред.), Константином Борисовичем Зайцевым (председателем Правительства Иркутской области, — ред.) активно обсуждаем эту тему. Уже сложилось понимание относительно территорий, которыми могут прирасти границы города. Эти вопросы необходимо обсуждать с населением и принимать конкретные решения.

Мы говорим о присоединении не отдельных площадей, а целых муниципальных образований, входящих сейчас в территорию Иркутского района. В их числе, например, Марковский, Мамонский муниципалитеты. Формально большая часть людей, проживающих на этих территориях, уже обеспечивается социальной инфраструктурой города Иркутска. Данные поселки стали неотъемлемой частью иркутской агломерации. Люди, живущие там, активно обращаются в городскую администрацию с вопросами устройства ребенка в школы или детские сады Иркутска.

— Каким вы видели Иркутск в прошлом, каким он для вас выглядит в будущем?

— Иркутск прошлого для меня состоит из множества маленьких воспоминаний-мозаик, связанных как с людьми, так и с местом. Это знаменитое кафе «Снежинка», прямо над ним у моей мамы была квартира. Это первые в моей жизни игровые автоматы в микрорайоне Юбилейный, сейчас в этом здании действует храм Александра Невского. Это наш центральный рынок — настоящая торговая легенда. Мой дед, большой любитель рыбы, не упускал случая, чтобы заехать на рынок — здесь всегда продавалось большое количество омуля в самом разном виде — соленом, копченом, с душком.

Сейчас меня не перестает удивлять вовлеченность горожан в жизнь Иркутска, у нас много людей, которые искренне неравнодушны к тому, что происходит вокруг них. Вместе с тем, как мне кажется, нам не всегда хватает уважения как к городу, так и к работе других людей. А ведь именно это уважение является мощным объединяющим стимулом для граждан, почвой для того, чтобы добиваться большего. Зачастую мы видим обратное, некоторых объединяет исключительно критика. Причем не конструктивная и справедливая, а по принципу «лишь бы поднять шум». Считаю так — если критикуешь, то предлагай. Более того, я готов взять на работу, в свою команду таких людей, которые обладают критическим мышлением, но вместе с тем и уникальными компетенциями, опытом, знанием.

Вообще, я привык внимательно изучать отзывы горожан, находиться в диалоге с ними, прислушиваться к их мнению. Наряду с этим для меня важна моя команда. На сегодня это союз единомышленников, который не намерен уезжать из города — мы прикладываем максимум усилий, чтобы развивать областной центр, делать его привлекательнее, комфортнее, благополучнее для жизни.

— Чем, на ваш взгляд, Иркутск отличается от других городов?

— Про Иркутск сегодня говорят, как про город, находящийся возле Байкала. И это наше преимущество, безусловно, необходимо развивать. Вместе с тем Иркутск всегда был местом, где жили и работали уникальные люди, настоящие профессионалы своего дела. У нас мощная научная, образовательная база. Одних только студентов около 100 тысяч человек! В этом мне видится безусловное отличие от многих остальных городов. Иркутск, по моему глубокому убеждению, является базой подготовки огромного количества компетентных, грамотных людей. Для того чтобы они оставались здесь, связывали свое будущее именно с Иркутском, реализовывали тут свой талант, мы сегодня и работаем, в том числе создаем удобную, современную среду обитания. Да, не буду скрывать, это задача с перспективой не одного года, и не двух, и не пяти лет. Но если мы объединим усилия, при этом будем оставаться открытыми и честными друг с другом — в делах, поступках, суждениях, то сможем выполнить эти и другие задачи.

Влад Никифоров