Иркутск — город морской

На флоте есть обряд посвящения, чем-то схожий с причастием: частью морского братства становишься, выпив хорошую порцию солёной морской воды. То ещё испытание! Но оно лишь первое в списке морских передряг, которые по-настоящему сближают команду судна. Сближают навсегда. «Когда по окончанию службы под «Прощание славянки» экипаж получает команду разойтись, на глазах даже самых закаленных стойких парней выступают слезы. Сроднились все между собой, срослись душой с этим железом», — рассказывает наш собеседник, гвардии главный корабельный старшина в отставке, командир отделения рулевых крейсера «Варяг», капитан всех групп судов речного и озерного плавания, почетный работник речного флота Виктор Вертянкин.

Cегодня Виктор Васильевич, как десятки других отслуживших на флоте иркутян, с морскими товарищами старается держать связь. Он — активный участник общественной организации ветеранов Военно-морского флота города Иркутска, человек незаурядный, увлеченный историей российского флота. Спросите у него что-нибудь про героев с крейсеров или подлодок — заслушаетесь! А если увидите где-нибудь на здании в Иркутске и других городах области памятную доску с упоминанием адмиральской фамилии, можете быть уверены, здесь постарались Виктор Вертянкин и его единомышленники.

— Сорок лет. Значимый юбилей для Союза ветеранов ВМФ города Иркутска. Такое объединение помогает сохранить общение не только с «коллегами» по флоту внутри региона, но и далеко за его пределами. В первую очередь, наверное, с Приморьем, где часто служили и сегодня служат иркутяне?

— Конечно, даже сойдя на сушу, многие стараются поддерживать связь со своими друзьями по экипажу, общаться с теми, кто после тебя заступил на службу. И хорошо, что в рамках союза ветеранов получается проводить самые разные встречи, организовать живое общение.

Знаете, после войны не было ветеранских организаций, и люди находили общение, «отдушину» в ДОСААФах. Только в сентябре 1956 года состоялась учредительная конференция, где был организован Советский комитет ветеранов войны — СКВВ. Его секции, объединившие участников войны всех родов войск, появились по всей стране, в том числе и в Иркутске. А к 1980-му году, когда численность ветеранов краснознаменного Тихоокеанского флота и Амурской флотилии (большинство наших земляков, как вы наверняка знаете, проходили службу на Дальнем Востоке) в столице Приангарья составила уже 150 человек, было решено выделиться моряками в отдельную группу. А к 1984 эта группа, заметно выросшая за счет моряков других флотов и флотилий, по-прежнему в составе Иркутской секции СКВВ, образовала совет ветеранов ВМФ.

Гордость ВМФ земли иркутской: капитан первого ранга Георгий Пицын, председатель Совета ветеранов ВМФ г. Иркутска Юрий Никонов, капитан первого ранга Виктор Шалак, адмирал Иннокентий Налетов, старшина машинистов котельных СКР «Иркутский комсомолец» Владимир Романенко, капитан первого ранга Михаил Слюнкин.

Первое оргсобрание военных моряков в Иркутском доме офицеров состоялось 4 апреля 1980 года. Сразу же избрали бюро группы и председателя. Им стал Георгий Николаевич Мелентьев. Он с 1939 по 1940 год служил на сторожевом корабле «Вьюга» (как шутили, в составе «флотилии нехорошей погоды», где были еще суда вроде «Вихря» и «Метели»), а затем по 1946 год ходил на другом сторожевом корабле — «Красный вымпел». Был комендором, то есть матросом-артиллеристом.

Возглавив бюро, почти сразу же, летом 1980 года Георгий Мелентьев отправился во Владивосток — обновил связи с дальневосточными моряками, побывал на родном корабле. Такие визиты представителей морского братства Приангарья и Приморья друг к другу стали доброй традицией.

Позже Георгия Николаевича сменил на посту Михаил Иванович Хнытиков. В его послужном списке такой класс судна, как большой охотник (за подводными лодками). Хнытиков в годы службы был связистом, гидроакустиком. Судно охраняло российские границы в районе Владивостока. А в Иркутске при Михаиле Ивановиче с новой силой началась работа по вовлечению ветеранов ВМФ в общественную работу, в том числе большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию молодежи, организации встреч ветеранов флота со школьниками. В этот же период активисты движения собрали очень много исторического материала, разных «флотских вещичек», и в школе №75 был создан музей истории русского флота. Потом он, правда, несколько раз переезжал, что-то было утрачено (переезд же «хуже пожара»). Однако в настоящее время под руководством директора школы Нэли Николаевны Преловской музей успешно работает, экспонаты постоянно обновляются.

Ветераны на фоне портретов адмиралов ВМФ СССР: Леонид Бадмаев, Иван Кудряшов, Анатолий Сизов, Виктор Вертянкин.

— К сожалению, со временем мы теряем не только какие-то вещицы и воспоминания. Уходят люди — хранители исторической памяти…

— К сожалению, да. И в 1990-е для сохранения нашей организации было принято важное решение: ветераны понимали, что они постепенно уходят, потому принимать в союз стали не только участников войны. Тогда и я присоединился к движению. К процедуре приема новых участников, надо сказать, подходили строго. Как будто снова в комсомол вступал. «Где служил? Зачем вступаешь? Что можешь?» — пристально расспрашивали обо всем, хотели понять, что ты за человек.

Кстати, из названия со временем исчезло словосочетание «Тихоокеанский флот». Областной союз ветеранов Военно-морского флота пополнили служившие на Черном море, на Балтике, по всей стране… Шло время. Менялись руководители региона. Штурвал Союза ветеранов флота тоже подхватывали новые «отцы-командиры» — капитан-лейтенант Александр Костромин, капитан первого ранга, капитан атомного подводного крейсера Георгий Пицын… Но традиции, лучшие принципы крепкого, преданного родине морского братства удалось сохранить. И мы, конечно, сегодня уже под председательством ветерана-подводника Юрия Тимофеевича Никонова по-прежнему стараемся передать это всё молодому поколению.

— Со школами выстраиваете отношения? Находите понимание? Ведь школам на уровне государства тоже ставят задачу патриотического воспитания подопечных? И самим ребятам, наверное, тоже очень интересна морская тема. Подлодки, крейсеры, кортики — в наше время во дворе мальчишки всем этим грезили…

— В школах, надо сказать, руководство и преподаватели по-разному реагируют на наши инициативы. Сами понимаете — всё от людей зависит. Где-то встречаются очень отзывчивые, активные единомышленники.

Секретарь Иркутского ГК ВЛКСМ Сергей Кушнарев на подшефном корабле «Иркутский комсомолец» с моряками-иркутянами. Находка, ноябрь 1981 года.

В иркутской школе №27, например, одно время военруком был ветеран Черноморского флота Борис Георгиевич Викулов, сейчас уже его сын-офицер на парады 9 мая ходит. Так вот, в 27-й школе у нас тоже какое-то время существовал музей, ветераны над ребятами шефство брали. Но потом, с уходом Викулова, «затухло» всё.

Но опускать руки — не в наших правилах. Да, где-то сталкиваемся с равнодушием, где-то не разделяют наш интерес. Но, как однажды напомнил бывший митрополит Иркутский и Ангарский, владыка Вадим, не стоит впадать в отчаяние: «Делайте свое дело, вбрасывайте семена в эту почву. И они обязательно дадут ростки».

И мы продолжаем «сеять» то, что считаем важным. Регулярно проводим встречи поколений. Во все знаменательные для флота дни стараемся что-то организовать… Но знаете, что хочу отметить: чем дальше от Иркутска, тем интерес больше. Приезжаем мы в дом культуры на селе — очередь к микрофону выстаивается, у мальчишек вопросы не иссякают.

— При этом в областном центре в 2019 году появилась навигацкая школа.

— Когда-то в Иркутске уже была навигацкая школа. В 1745 году ее открыли, чтобы готовить матросов для Камчатской экспедиции. И вот решено возродить идею подготовки кадров для Тихоокеанского флота — на базе иркутского техникума речного и автомобильного транспорта. В прошлом году отобрали 50 лучших курсантов, которые после обучения смогут проходить службу на флоте. Кураторами ребят стали представители Тихоокеанского флота и большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников». Ребята будут учиться три года.

Создана школа по инициативе адмирала, председателя клуба ветеранов морской охраны, кандидата экономических наук Иннокентия Налетова, детство которого прошло в Приангарье.

«Красный вымпел» — бывший «Адмирал Завойшин», один из пяти кораблей-музеев дореволюционной постройки, расположенных на территории России. Считается первым кораблем советского Тихоокеанского флота. Сейчас стоит на вечном приколе на Корабельной набережной во Владивостоке. В экспозиции «Тихоокеанской Авроры» есть стенд, посвященный первому председателю бюро, главному старшине Георгию Мелентьеву. К-132, лодка «Иркутск»  —российский атомный подводный ракетоносный крейсер в составе Тихоокеанского флота. Дальневосточный завод «Звезда» приступил к реконструкции лодки К-132 «Иркутск». На ней планируется заменить ракетный ударный комплекс, радиотехнические и гидроакустическое вооружения, навигационное оборудование и ряд систем жизнеобеспечения. Атомоход «Иркутск» вступит в строй в 2021 году. CКР-62, «Иркутский комсомолец» — сторожевой корабль, где несли службу многие призывники из Приангарья, был спущен на воду 27 июня 1956 года, но свое имя, «Иркутский комсомолец», получил спустя 13 лет — в октябре 1969-го. Судно охраняло морские рубежи страны сначала в составе Краснознаменного Балтийского флота, затем — на Северном флоте, но большая часть его биографии была связана с Тихоокеанским флотом. В 1989 году в связи с разоружением «Иркутский комсомолец» был демонтирован и исключен из состава ВМФ. Макет корабля СКР-62 «Иркутский комсомолец» накануне столетия Всероссийского ленинского коммунистического союза молодежи стал новым экспонатом Музея истории Иркутска.

— Кстати, об адмиралах. Лично вы, насколько мы знаем, очень много своего времени посвятили увековечиванию памяти флотоводцев, чьи судьбы связаны с Иркутской областью?

— Вспоминаю, как в 2008 году в Иркутске на стене Крестовоздвиженского храма — это место венчания адмирала, знаменитого исследователя Дальнего Востока Геннадия Невельского и Екатерины Ельчаниновой, племянницы иркутского губернатора Зарина — была установлена мемориальная доска. Идея установки принадлежит иркутскому поэту и члену иркутского совета ветеранов флота Геннадию Гайде. Он сам месяц спустя ушел из жизни, но как будто бы успел указать нам направление работы, которым стоит заняться. Вдохновившись этой инициативой, я поставил себе задачу — увековечить память наших адмиралов. Меня поддержали единомышленники.

Начали мы с Усолья-Сибирского, где провел детство и окончил школу Феликс Николаевич Громов — адмирал флота, бывший главнокомандующий Военно-морского флота РФ. Теперь об этом факте напоминает мемориальная доска на усольском доме детского творчества, открытая в 2012 году. Такой торжественный момент стал поводом для встречи ветеранов флота, вечер был наполнен морскими историями, воспоминаниями о юности, дискутировали о проблемах и планах.

И пошла работа. Открывали доски вице-адмиралу Валерию Сергееву (на иркутской школе №34, где он учился), адмиралу Иннокентию Налётову (в селе Олонки), адмиралу Виктору Федорову (в селе его детства — Биликтуе).

Адмирал Иннокентий Налетов принимает рапорт о начале торжественной церемонии открытия навигацкой школы.

Затем четыре года мы совместно с Музеем победы работали по адмиралу (а позже председателю Русского географического общества) Анатолию Комарицыну. Его школьные годы связаны с Ангарском. А представьте, если бы в этом городе еще и набережная адмирала Комарицына появилась?

В настоящий момент изучаем материалы по контр-адмиралу Петру Авдейчику, который сменил несколько школ в Иркутской области, а сейчас живет в столице нашей родины.

Хочу сказать, что к настоявщему моменту можем вести речь о 35 адмиралах, чья судьба связана с Приангарьем. И кто знает, финальный ли это список… Так совсем недавно мы выяснили, что и у Свирска есть свой адмирал — Валерий Султаншин, сегодня «пришвартовавшийся» в Южно-Сахалинске.

— Титанический, конечно, труд — исследовать судьбы, снимать пыль с исторических фактов. Однако иркутские моряки еще одной непростой целью задались — установить в главном городе области памятник Славы морякам земли иркутской?

— Действительно, есть большое желание установить на бульваре Гагарина монумент-символ, памятник Славы морякам земли иркутской — бывшим, настоящим и будущим. У нас бы появилось место, где могут с почтением обнажить свои головы ветераны, где приносили бы клятву верности и отваги будущие моряки.

Для реализации этой задумки было решено создать Фонд содействия истории морской славы земли иркутской. Эта некоммерческая организация сегодня занимается привлечением средств для изготовления и установки памятника морской славы в обозначенном месте. В своей работе фонд рассчитывает на помощь и поддержку Иркутской епархии, предпринимателей и администрации Иркутской области, ведь такие знаковые памятники всегда ставились «всем миром». И Иркутск достоин такого монумента. Наша земля связана с именами многих людей, составивших честь и славу морского флота России. Как мы говорим, Иркутск — город морской. Загляните в историю!

Беседовала Ольга Брайт
Торжественная линейка у курсантов навигацкой школы г. Иркутска.