Ирина Касьянова: «Филармония должна занять достойное место в общероссийском культурном пространстве»

Одним из важнейших итогов года в культурной жизни Приангарья стало назначение Ирины Касьяновой новым директором Иркутской областной филармонии. Опытный музыкант с 25-летним стажем работы в губернаторском симфоническом оркестре и опытом работы в качестве директора творческого коллектива, она как никто знает все внутренние проблемы учреждения и пути их решения. О своих планах, новых проектах и о том, как сделать иркутскую филармонию одной из лучших в стране, Ирина Касьянова рассказала в эксклюзивном интервью спецвыпуску «Итоги».

— Знаю, что вы не сразу согласились принять предложение министерства культуры возглавить филармонию. В чем состояла сложность выбора и почему вы его все-таки совершили?

— Самое страшное для меня, как для музыканта, было то, что я ухожу из оркестра, ухожу со сцены. Для меня игра на скрипке — это не просто профессия, это любовь длиною в жизнь. Музыка отнимает все: время, силы, мысли, эмоции. Выход на сцену — всегда событие, которое ждешь с большим трепетом. Отказываться от этого чрезвычайно больно. А если ты профессионал, надо честно смотреть правде в глаза — совмещать не получится. Поэтому пришлось сделать непростой выбор. Но, взвесив все аргументы и ощущая большую поддержку со стороны министерства культуры и архивов, главного дирижера, а главное, коллектива — я его для себя сделала.

— Два предыдущих директора филармонии были не из музыкальной среды. Стало быть, минкульт решил вернуться к практике поиска руководителя внутри учреждения?

— Сама жизнь доказывает, что директором филармонии, как и оркестра, должен быть человек с музыкальным образованием. Да, можно обучить менеджменту в культуре и научить, как продавать искусство, но если руководитель не понимает души музыканта, то дело далеко не уйдет. В лучших филармониях страны директора по первому своему образованию музыканты. И это действительно оправдывает себя. Значительно проще говорить с коллективом, когда мы друг друга понимаем. Например, на прошлой неделе мы обсуждали новый концертный сезон — это был настоящий творческий мозговой штурм, не без споров, конечно, но именно здесь и рождается истина, а в результате публика получит интересные концерты.

— Сказывается ли на посещаемости филармонии кризис, в который обычно люди стараются экономить прежде всего на культурных развлечениях?

— Времена всегда сложные, но я бы не сказала, что мы испытываем какой-то спад зрительского интереса. В Иркутске очень музыкальная публика. Наоборот, за последние годы даже повысился интерес к классическому музыкальному искусству. Тому примеры и фестиваль «Звезды на Байкале», и «Дыхание Байкала», и многие другие премьеры в филармонии. У нас ситуация намного лучше, чем в других регионах. В начале декабря мы участвовали в Пятом международном культурном форуме в Санкт-Петербурге и общались там с директорами концертных организаций со всей России. Безусловно, в Москве и Петербурге проблем с наполнением залов нет — публика там культурная, интересующаяся, жаждущая новых впечатлений. А коллеги из региональных центров все в один голос спрашивали, что вы делаете, чтобы привлечь зрителя. На это на самом деле есть простой ответ — представление слушателю любого уровня подготовки высокохудожественного продукта. Сейчас, столкнувшись с проблемами выживания, многие филармонии начинают забывать о просветительской функции, которая является одной из главных в нашем учреждении.

— Зная обо всех трудностях учреждения изнутри, какие первоочередные задачи вы перед собой ставите?

— Одна из главных задач, на мой взгляд, состоит в том, чтобы иркутская филармония заняла свое достойное место в общероссийском культурном пространстве. Моя первая командировка в должности директора прошла в Екатеринбурге, на съезде руководителей концертных организаций России. К моему ужасу, я поняла, что о работе нашей филармонии мало кто знает. По эту сторону Урала знают о Новосибирской, Тюменской филармонии и немного о Красноярской, а то, что в Иркутске играются достойные программы, выступают замечательные солисты, проходят фестивали, информации нет. Понятно, что это целиком наша вина и недоработка. Практически нет публикаций о работе симфонического оркестра и филармонии в центральной прессе, мы не приглашаем к себе профессиональных критиков из Москвы и Санкт-Петербурга. И сейчас, когда наш оркестр в начале декабря приехал на культурный форум в Санкт-Петербург, чтобы исполнить неизвестную симфонию Георгия Свиридова, большая часть публики пришла с большим скепсисом на лицах — мол, что нам может сыграть какой-то иркутский оркестр.

Задача у музыкантов была очень сложной — достойно исполнить неизвестный шедевр композитора и переломить скептическое отношение к провинциальному коллективу. И они с ней справились.

Коллектив не хотели отпускать — пришлось играть на бис. Конечно, все выходили из зала уже с другими лицами, и тот факт, что иркутскому оркестру бисировали три раза, о многом говорит.

Концерт губернаторского симфонического оркестра стал финальной точкой большого проекта, который просто не мог бы состояться без поддержки губернатора: за полтора месяца выпустили партитуру Первой симфонии Георгия Свиридова, мировая премьера которой состоялась именно в Иркутске 23 сентября этого года, записали компакт-диск и свозили оркестр на гастроли в Санкт-Петербург для участия в V Международном культурном форуме.

— Стало быть, поддержка областного правительства вновь появилась.

— Даже более того. В этом году из средств внебюджета построен служебный туалет для артистов, согласован проект по капитальному ремонту вентиляции в 2017 г. Собственно, сама идея такого масштабного проекта, как издание XXIII тома полного собрания сочинений Г. Свиридова с записью диска, принадлежит губернатору Иркутской области Сергею Левченко, которой присутствовал на премьере симфонии. По поручению губернатора были выделены денежные средства на поездку оркестра в Северную столицу, а это, между прочим, дорогого стоит — вывезти 80 музыкантов. Сам этот проект теперь будет иметь серьезное продолжение. Директор Института Г. Свиридова, его племянник Александр Сергеевич Белоненко передал главному дирижеру оркестра Илмару Лапиньшу несколько неизвестных хоровых произведений, и в данный момент идет работа над ними, мы ведем переговоры о передаче прав на первое исполнение второй (неоконченной) симфонии. Так что уже сейчас можно сказать, что открытие нового концертного сезона филармонии в сентябре будущего года тоже будет связано с именем великого русского композитора Георгия Свиридова.

Еще одна задача, которую мы перед собой ставим — вырастить свою новую звезду. Понятно, что у нас есть Денис Мацуев, и это прекрасно, но ведь у нас в области очень много талантливых детей, которые прямо сейчас учатся в музыкальных школах у прекрасных педагогов. И наша задача найти таких детей.
В будущем сезоне мы запустим этот проект по всей области.

— Но ведь примерно то же самое делает и Денис Мацуев, когда проводит в рамках «Звезд на Байкале» прослушивание фонда «Новые имена» в Иркутске.

— Да, но отличие будет состоять в том, что филармония будет брать детей под свое крыло и заниматься их музыкальной карьерой, а не просто приобретать музыкальные инструменты.

— Но лишь до определенного этапа, и здесь всплывает еще одна давняя иркутская проблема — у нас нет высшего музыкального образования.

— Совершенно верно. И надо как-то решать эту проблему. Мы уже разговаривали на эту тему с министром культуры и архивов Иркутской области Ольгой Константиновной Стасюлевич, которая поставила перед нами задачу рассмотреть возможности и проработать все документы по открытию в Иркутске консерватории. Ее возможно будет разместить на имеющихся площадях укрупняющихся сейчас вузов. Правительство готово поддерживать эту инициативу.

— Да, это могло бы решить извечную проблему кадров оркестра. Сегодня у коллектива большой дефицит музыкантов?

— У нас, к сожалению, много вакансий в оркестре. Они так или иначе пополняются, но этого все равно недостаточно.

Проблема Иркутска в том, что студенты, получив образование в музыкальном колледже им. Шопена, уезжают учиться дальше, и потом практически никто не возвращается в регион.

Так что проблему нехватки кадров приходится решать приглашением музыкантов из других регионов. Недавно мы приняли на работу гобоиста и кларнетиста, будучи в Санкт-Петербурге успели прослушать скрипачку, и она приедет к нам уже в январе. И, наоборот, несколько музыкантов не так давно от нас уехали, найдя лучшие условия в других городах. Но это естественный процесс.

— А какой сегодня средний возраст музыкантов губернаторского оркестра?

— Вы знаете, в последнее время средний возраст музыкантов стал снижаться. И если раньше он был около 50 лет, то сейчас стремительно приближается к сорока годам.

— Что интересного ждет иркутскую публику до конца нынешнего концертного сезона?

— 18 и 20 декабря опера Беллини «Капулети и Монтекки», которую оркестр с большим успехом уже исполнял в конце прошлого сезона в концертном варианте. А сейчас зрители получили возможность увидеть ее уже в полноценном, театральном варианте — с костюмами и декорациями. Такой опыт у филармонии уже есть, когда в зале снимаются первые ряды, туда вместо оркестровой ямы садятся музыканты, а все действие происходит на сцене. В этой постановке нам активно помогают иркутские театры — кто декорациями, кто — костюмами, режиссер Геннадий Шапошников занимается с артистами сценическим движением, выстраивает мизансцены. Петь главные партии приглашены солистка Михайловского театра, приглашенная солистка Большого театра России Светлана Москаленко, солистка Бурятского театра оперы и балета Ольга Жигмитова, а также Савва Хастаев, родом тоже из Бурятии, но сейчас он работает в молодежной студии Мариинского театра. Так что мы продолжаем поэтапное движение в сторону возрождения оперного театра в Иркутске.

— Это было как раз одной из главных задач главного дирижера Илмара Лапиньша, когда он только пришел сюда работать. Как у вас, кстати, складываются с ним отношения?

— Знаете, когда он только начал работать в филармонии, это было уже семь лет назад, у меня было ощущение, что я этого дирижера ждала всю жизнь. Манера, стиль, подача, ощущение и восприятие музыки настолько схожи с моим, что я понимаю его с полуслова и даже полувзгляда. Поэтому в этом отношении мне с ним работать очень легко, хотя у нас бывают и творческие споры, и разногласия, но мы всегда в итоге находим общий язык.

— А с художественным руководителем филармонии Мариной Токарской вам удается находить общий язык? Не разошлись вы с ней во взглядах после вашего назначения?

— Расхождение во взглядах по каким-то вопросам — это нормально. В спорах рождается истина. Она очень давно занимает этот пост, и, наверное, ее можно назвать аксакалом филармонической деятельности. Это грамотный специалист и человек с огромным багажом знаний. И мы с ней совпадаем в целях — программа, которую готовит филармония, должна быть интересной настолько, чтобы любой человек, посетивший ее, захотел снова вернуться в концертный зал.

— Какие еще крупные проекты ожидаются до конца сезона?

— В этом году к нам пришел работать новый коллектив «Байкал-квартет», исполняющий музыку на народных музыкальных инструментах. Они сразу заявили о себе хорошими концертами на различных площадках города, но у них пока еще не было большого сольного выступления в концертном зале. В марте у нас открывается наш традиционный фестиваль «Байкальские струны», где мы сможем услышать этот новый коллектив во всей красе. Это замечательные музыканты, лауреаты гран-при международного конкурса в Италии. На базе этого коллектива мы в будущем планируем сформировать оркестр народных инструментов России, в котором будут звучать традиционные инструменты самых разных национальностей, населяющих нашу страну. Что касается других проектов, мы, безусловно, продолжим работу над фестивалем оперного пения «Дыхание Байкала», который в конце следующего сезона тоже обещает нам всем много интересного. Впервые в Иркутске прозвучит Реквием Эндрю Ллойда Уэббера в исполнении оркестра и камерного хора филармонии. Естественно, мы будем продолжать работу и в органном зале, где пройдет наш традиционный фестиваль «Вселенная звука». То есть все наши крупнейшие, востребованные публикой проекты будут обязательно не только продолжаться, но и находить свое новое развитие. Как и наша абонементная система. Сегодня у нас 15 абонементов, охватывающих самые разные категории слушателей. Но в новом году появятся и новые. Например, мы собираемся задействовать в своей концертной деятельности наше фойе. Мы, как и все сегодня, ищем новые формы работы со зрителем.

— Как известно, в Иркутске рано или поздно появится концертный зал, строительство которого уже много лет лоббирует Денис Мацуев. Очевидно, что он не будет простаивать в то время, когда в нем не будут проводиться концерты фестиваля «Звезды на Байкале», а станет основной площадкой филармонии. Соответственно, вам придется наполнять зал, который по количеству мест будет больше нынешнего примерно в три раза. Вы к этому готовы?

— Я надеюсь, что когда это случится, публика уже привыкнет к прекрасному настолько, что будет заполнять зал любой вместительности. Но если говорить серьезно, я думаю, что в первые пару лет у нас не возникнет проблем с наполняемостью зала просто потому, что люди пойдут туда из любопытства. И тут уже важно, какой продукт будет предложен иркутянам и гостям города в это время.

Филармония должна стать в хорошем смысле заводом по производству качественных концертов. Мы стремимся к тому, чтобы четко видеть, чем мы будем заниматься в ближайшие полтора-два года.

Отчасти это связано с плотным графиком активно концертирующих солистов, у которых выступления расписаны на несколько лет вперед. И чтобы нашей публике было интересно приходить на концерты, нужно формировать программу сильно заранее. Этим мы и занимаемся: я могу сказать, что у нас уже сверстан концертный сезон 2017-2018 годов.

«Звезды на Байкале» нас немного разбаловали, хотя иркутяне всегда были довольно требовательной публикой, поэтому приглашать нужно действительно выдающихся музыкантов, с которыми приходится договариваться загодя. Здесь, кстати, нам очень помогает Московская филармония, благодаря которой нам удается приглашать к себе с большими скидками замечательных солистов. Так, например, мы обязательно будем продолжать наш проект «Пять вечеров с Иркутским губернаторским оркестром», и в каждом из этих концертов будет играть молодой, но уже очень именитый музыкант. Уже есть договоренность и с Филиппом Копачевским, и с Александром Раммом, и с Айленом Притчиным. В новом концертном сезоне Иркутская филармония будет стараться удивлять.

Антон Кокин